НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Елена Ситникова

Елена Ситникова

Директор Тогучинской средней школы №2 им. В.Л. Комарова
Выпускница Института физико-математического и информационно-экономического образования НГПУ (2008 г.). С 2020 года ИФМИЭО НГПУ был преобразован в ИФМИТО НГПУ
Когда Елена Сергеевна Ситникова в 2008 году получала диплом об окончании НГПУ, она вряд ли догадывалась, что на прохождение большого карьерного пути ей понадобится всего десять лет. В 2018 году Елена Сергеевна вступила в должность директора самой крупной школы в городе Тогучине. В alma mater бывает редко – как правило, в качестве работодателя – и с удовольствием встречается с преподавателями и общается со студентами родного матфака.
Интервью опубликовано в газете «Весь университет» № 89 (4), 2019 г.

—Елена Сергеевна, в детстве вы мечтали стать учителем?
—С первых же дней учебы в школе я знала, что буду работать в образовании. Пример педагога, который передает свои знания, готовит тебя к жизни, – это хороший пример. Я считаю, что и в наше непростое время профессия педагога престижна, потому что этот человек, как бы банально это не прозвучало, несет свет. Студентам же работа учителем дает большие возможности и расширяет горизонты. 

Многие считают, что быть учителем в деревне или райцентре – это такая замкнутая жизнь: тетради, дети и так далее. На самом деле, современная система образования – это кладезь возможностей профессионального роста. Человеку с активной жизненной позицией, который хочет в жизни добиться чего-то существенного, можно реализовать себя в педагогике и заработать. Уроки, проведение занятий о дополнительному образованию, классное руководство, участие в профессиональных конкурсах и проектах
– да, это непросто, но реально. Кроме того, работа учителем дает возможность бывать на различных интересных мероприятиях, путешествовать вместе со своими воспитанниками или учениками

—А сколько времени нужно потратить учителю, чтобы полноценно войти в профессию?
—Процесс трудоемкий, особенно на первом этапе, когда нужно самому создать рабочую программу, когда приходится основательно готовиться к каждому уроку. Это энергозатратно, но сейчас в школах существует система наставничества: за молодым педагогом закрепляется опытный учитель-профессионал, который курирует, помогает. После этого этапа уже легче.

—Расскажите о собственном профессиональном пути от студентки НГПУ до директора школы
—Я окончила направление «Математика и социальная работа». Первые четыре курса училась очно, потом взяла академический отпуск, а оканчивала вуз уже заочно. Студенчество – это очень интересное и продуктивное время. Преподаватели у нас были просто замечательные. С особенной теплотой вспоминаю сотрудников кафедры педагогики и психологии ИФМИЭО НГПУ, например, Елену Васильевну Андриенко –до сих пор помню ее пары, как она систематизировала материал, и поэтому сдавать экзамен было очень легко – нынешнего директора института Юрия Васильевича Сосновского и многих других. Приятно, что и преподаватели нас не забывают, интересуются, как у нас дела, радуются, что мы работаем по профессии.
Получив диплом, я пошла в образование – сначала в дополнительное, потом в общеобразовательную школу, где работала педагогом-психологом. Затем я стала заместителем директора по воспитательной работе, а потом и непосредственно директором. Не могу сказать, что эта должность была моей целью. Просто мне нравилось заниматься с детьми творчеством, всегда хотелось сделать занятие увлекательным и полезным. Также я с удовольствием участвовала во многих конкурсах, в том числе в областном конкурсе педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», на котором в 2014 году я стала дипломантом первой степени.

—В каком дополнительном образовании вы специализировались?
—Техническое творчество детей. В большинстве школ есть дополнительное образование детей, внеурочная деятельность. Кстати, это очень хороший вариант для тех, кто хотел бы заниматься преимущественно творческой работой: перевести свое хобби – технику, рукоделие, изобразительное искусство, спорт, общественную деятельность – в специализацию.
В условиях сельской школы или школы, которая находится далеко от творческих и спортивных центров, дополнительное образование – это возможность дать детям то, что им нужно и очень интересно. Со мной ребята конструировали автомобили из бумаги, занимались веломногоборьем – учились фигурно управлять велосипедом, выполнять различные «змейки», «восьмерки», «качели». Еще важной частью работы было изучениеправил дорожного движения – это очень удобно делать в формате ЮИД («Юные инспекторы движения» – детскоеобъединение, которое предполагает у его участников активную жизненную позицию и умение что-то делать руками, а также служит профилактике детского дорожно-транспортного травматизма).

—Вы сейчас ведете уроки?
—К сожалению, нет. Скучаю. Административная работа ограничена более тесными рамками, а вот работа учителя творческая: ты приходишь в параллель с одним и тем же материалом, и в каждом классе урок получается по-разному. И это естественно: если ты учитываешь особенности каждого ребенка, то уроки просто не могут получиться одинаковыми.
В то же время, как директор, я могу следить за тем, чтобы дети получали много возможностей для развития. Нашу школа можно назвать среднестатистической, однако у нас работают четыре направления, которые и развивают детей, и позволяют педагогам реализовать себя и больше заработать: сопровождение и обучения детей с ОВЗ, развитие школьного информационно-библиотечного центра и всем известные Российское движение школьников и Юнармия.
Еще у нас хороший спортивный клуб – волейбол, баскетбол, футбол, лыжная и туристическая секции, вело- и мотомногоборье. Сейчас в системе образования очень много интересного – главное в нее погрузиться, оглядеться и выбрать себе направление по душе.

—В вашей школе работают ваши же выпускники?
—Да, для нас это характерно. Буквально в этом году двое выпускников, окончив НГПУ, вернулись в качестве учителя биологии и педагога-психолога. Всего в коллективе около 20 наших выпускников. Собственно и мы с супругом, тоже педагогом, в свое время вернулись из Новосибирска в Тогучин с идеей развития технических видов спорта и открыли при поддержке Главы Тогучинского района объединение «Мотомногоборье». В 2010 году подобного здесь еще не было.

—Каковы ближайшие планы развития школы?
—Повышение качества образовательных услуг, развитие системы работы с одаренными детьми, совершенствование учительского потенциала, развитие системы дополнительного образования (и технического творчества тоже), создание комфортной среды для всех категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.

ВЕСЬ университет /2019/89 (4)