НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научные школы НГПУ

Положение о научной школе

Научная школа "Физиология человека, здоровье и безопасность"

(основана в 1978 году доктором биол. наук, профессором Л. К. Великановой; руководитель – д-р биол. наук, профессор Р. И. Айзман; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 15.06.2011, протокол № 13)

Основная тематика исследований – морфофункциональное и психофизиологическое развитие человека под влиянием социально-экологических факторов.

Успешно защищены 6 докторских и 50 кандидатских диссертаций, в том числе докторские диссертации Р. И. Айзмана (1985), В. Б. Рубановича (2004), А. Д. Герасёва (2005), К. С. Быструшкина (2007), Е. А. Чанчаевой (2013), М. А. Суботялова (2015).


Научная школа "История Сибири в социальном, ментальном и образовательном измерениях"

(основана в 1978 году доктором ист. наук, профессором Е.И. Соловьевой; руководитель – д-р ист. наук, профессор В.А. Зверев; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 15.06.2011, протокол № 13)

Основная тематика исследований – исторические процессы в Сибири во второй половине XIX – начале ХХ вв. и их отражение в содержании общего и профессионального образования и патриотическом воспитании.

Успешно защищены 4 докторские и 33 кандидатские диссертации, в том числе докторские диссертации И.В. Островского (1991), В.А. Зверева (1992), Н. Н. Родигиной (2006), О.Н. Катионова (2006).


Научно-педагогическая школа "Теория и практика педагогического образования в меняющемся обществе"

(основана в 1986 году доктором пед. наук, профессором, членом-корреспондентом АПН СССР Ю.В. Шаровым; руководители – д-р пед. наук, профессор Е.В. Андриенко, д-р пед. наук, доцент Т.А. Ромм; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 27.06.2012, протокол № 12)

Основная тематика исследований – проблемы педагогического профессионализма, социального развития и социального воспитания, формирование основ этнокультурной компетентности, здоровьесберегающего образования, педагогической анимации, теории и практики инклюзивного образования и др. Успешно защищены 13 докторских и более 60 кандидатских диссертаций, в том числе докторские диссертации Т.И. Березиной (1998), П.В. Лепина (2000), Н.П. Абаскаловой (2001), Е.В. Андриенко (2002), А. М. Егорычева (2006), Н.А. Ряписова (2007), Т.А. Ромм (2007), З.И. Лаврентьевой (2009), С. А. Нелюбова (2009), Д.Ю. Ануфриева (2011), О.В. Шаляпина (2011), И.И. Шульга (2013), И.А. Федосеевой (2013).


Научная школа " Историческая и теоретическая поэтика. Риторика"

(основана в 1990 году доктором филол. наук, профессором Ю. Н. Чумаковым; руководитель – д-р филол. наук, профессор Т.И. Печерская; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 25.01.2012, протокол № 6)

Основная тематика исследований – теория и история русской литературы XIX-XX вв., «золотой и серебряный век» русской поэзии. Успешно защищены 7 докторских и 55 кандидатских диссертаций, в том числе докторские диссертации Ю. В. Шатина (1993), Т. И. Печерской (2000), Н. Е. Меднис (2000), В. В.Мароши (2001), И. В. Силантьева (2001), Г. А. Жиличева (2015), С. Ю. Корниенко (2016).


Научная школа "Интерпретационный потенциал языковой системы и творческая активность говорящего"

(основана в 1995 году, руководитель – д-р филол. наук, профессор Т.А. Трипольская, утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 15.06.2011, протокол № 13)

Основная тематика исследований – приложение общей лингвистической теории к конкретному материалу русского языка; семантика русского языка; исследования в области русской языковой картины мира.

Успешно защищены 5 докторских и более 40 кандидатских диссертаций, в том числе докторские диссертации Т.А. Трипольской (1999), И П. Матхановой (2002), Т. И. Стексовой (2003), Н.П. Перфильевой (2006), М.И. Лаппо (2019)


Научно-методическая школа "Профильная математика"

(основана в 1992 году доктором физ.-мат. наук, профессором, членом-корреспондентом РАО А.Ж. Жафяровым, утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 25.04.2012, протокол № 10)

Основная тематика исследований – теория и методика преподавания математики в школе и вузе на компетентностной основе, подготовка учительских кадров для работы с математически одаренными детьми в классах физико-математического и инженерного профиля.

Успешно защищены 3 докторские и более 50 кандидатских диссертаций, в том числе докторские диссертации А. Я. Цукаря (1999), А. Н. Дахина (2012)


Научно-методическая школа "Философия образования как гуманитарное обеспечение образовательного процесса"

(основана в 2001 году доктором филос. наук, профессором Н.В. Наливайко, руководитель – д-р филос. наук Б.О. Майер, утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 21.10.2012, протокол № 4)

Основная тематика исследований – анализ эпистемологических, аксиологических и проксиологических основ современной системы образования; разработка онтологии и эффективной методологии организации современного образовательного пространства, в том числе для подготовки педагогических кадров; использование результатов гуманитарных исследований в области философии, психологии, филологии, социологии, культурологии, истории для совершенствования содержания образовательного процесса.

Успешно защищены 4 докторские и более 60 кандидатских диссертаций, в том числе докторские диссертации Б.О. Майера (2005), Е.А. Пушкаревой (2009), А.Я Кузнецовой (2010), Г.А. Жиличевой (2015), С.Ю. Корниенко (2016).


Научная школа "Полифункциональные фенольные антиоксиданты"

(основана в 2001 году; основатель школы – д-р хим. наук, профессор А.Е. Просенко, руководитель – д-р хим. наук Н.В. Кандалинцева; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 08.04.2020, протокол № 8)

Основная тематика исследований – разработка новых фармакологически активных веществ с антиоксидантным действием и термостабилизаторов материалов технического назначения на основе функционализации природных и синтетических фенольных соединений; изучение физико-химических и биоантиоксидантых свойств органических соединений.

Защищены 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций, в том числе докторские диссертации А.Е. Просенко (2010), Н.В. Кандалинцевой (2020).


Научная школа "Биогеоценозы в режиме антропогенной нагрузки"

(основана в 1991 году; руководитель – д-р биол. наук, профессор Ж.Ф. Пивоварова; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 08.04.2020, протокол № 8)

Научные интересы лежат в области почвенной альгологии и протозоологии, биогеоценологии, альгоиндикации и биодиагностики почв.

Успешно защищены 7 кандидатских диссертаций.


Научная школа "Функциональная морфология"

(основана в 2006 году; руководитель – д-р биол. наук А.В. Сахаров; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 08.04.2020, протокол № 8)

Ключевыми направлениями работы научной школы являются: разработка технологий управление процессами регенерации; разработка технологий сохранения и воспроизводства водных биоресурсов;изучение закономерностей онтогенеза объектов пресноводной аквакультуры и марикультуры.

Успешно защищены 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций, в том числе докторские диссертации А.В. Сахарова (2009), С.Н. Луканиной (2020)


Научная школа "Феноменология общения в специальной педагогике и психологии"

(основана в 1989 году, руководитель – д-р психол. наук, профессор О.К Агавелян; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 08.04.2020, протокол № 8)

Основная тематика исследований – процессы общения детей и подростков с умственной отсталостью; социально-перцептивные процессы учителя специальной школы; невербальная коммуникация в норме и патологии; психологические исследования голоса; социальная олигофренопсихология; компетентностная модель специалиста – дефектолога; социально-психологический подход в специальной психологии и педагогике.

Успешно защищены 2 докторские и 33 кандидатские диссертации.


Научная школа "Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры"

(основана в 1992 году; руководитель – д-р психол. наук, профессор Н.Я. Большунова; утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 08.04.2020, протокол № 8)

Основная тематика исследований – организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки; социокультурное развитие как основание развития субъектности и индивидуальности в детском и юношеском возрасте; прощение как социокультурное явление и условия его развития; способности в структуре индивидуальности и их развитие; развитие личности и индивидуальности курсантов военных вузов.

Успешно защищены 19 кандидатских диссертаций.


Научная школа "Социальная психология клинической виктимологии личности"

(основана в 1992 году; руководитель – д-р социол. наук, профессор Е.В. Руденский)

Основная тематика исследований – онтогенетическая и экзистенциальная виктимология; клиническая виктимология; клиническая социатрия субъектной виктимности; социальная терапия; интерактивный виктимогенез; клиническая виктимность жизнеспособности; социально-психологическая виктимология развития.