НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Отчет о работе за предыдущий год

Отчет

о научных исследованиях

НЦ РАО Новосибирского государственного педагогического университета

2022 год

п/п

Наименование позиций

Описание

Наименование РНЦ/НЦ РАО

1.    

Тема исследования*

Аксиосистема современного российского образовательного пространства: социально-философский анализ изменений и перспектив развития

2.    

Фундаментальная/прикладная направленность исследования

Фундаментальная

3.    

Соответствие Программе РАН (код направления/код раздела)

Цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности и идеалы (8.1.1.)

4.    

Соответствие иным государственным программам, стратегиям, национальным проектам

В соответствии с планом фундаментальных исследований
Российской академии наук
на период до 2025 года

5.    

Руководитель и участники научного коллектива

Майер Борис Олегович, руководитель

Яковлева Ирина Владимировна участник,

Косенко Татьяна Сергеевна, участник

Вертгейм Лев Борисович, участник

Черных Сергей Иванович, участник

Ушакова Елена Владимировна, участник

6.    

Актуальность исследования

Современное отечественное образование, тесно связанное с условиями постиндустриального развития, находится в поиске взаимодействия с аксиологической реальностью и осознанием собственной субъектности. Поэтому становление новых аксиологических оснований в образовательном пространстве, адаптированных для новых политических, экономических и общественных отношений, требует объективного социально-философского анализа

7.    

Цель, задачи исследования

Цель исследования концептуализация происходящих социальных изменений и разработка алгоритмов нового типа аксиологических оснований образовательного пространства.

Заявленная цель достигается посредством решения следующих задач:

1) определить традиционно-исторические особенности онтологических аспектов ценностных оснований российского образования;

2) провести социально-философский анализ проблем и противоречий российской социокультурной реальности с выявлением возможности и необходимости использования аксиологических подходов для устранения столкновения интересов в экосистеме «образование – государство – общество – индивид»;

3) осуществить социально-философский анализ изменений аксиологии образования на основе исследования ее исходных оснований для понимания смысложизненных ценностей в индивидуально ориентированном образовательном пространстве;

4) на основе ценностного дискурса об образовании раскрыть соотношение аксиологических противоречий и возможностей, предложить теоретический конструкт для формирования новой аксиосистемы образовательного пространства;

5) в условиях новых способов взаимодействия образования с социумом исследовать индивидуально-образовательный и общественно-образовательный заказ, в котором традиционные ценностно-содержащие конструкты образования подлежат деформации;

6) изучить возможности изменения субъектности в образовании под влиянием новых образовательных стратегий, вектором развития которых является свободная ценностная институционализация индивида;

7) разработать содержание понятия «образовательный идеал» как основы создания образовательного пространства нового типа, акцентированного на диалектике соотношения общественно-индивидуальных ценностей и идеалов;

8) проанализировать специфику конструктов взаимодействия ценностно-ориентированного индивида с государством, обществом и образованием в условиях современной социокультурной ситуации;

9) с позиции имеющихся и предложенных автором подходов определить аксиологические основы образовательного пространства нового типа, обосновать скоординированное на новых основаниях ценностно-ориентированное содержание образования как необходимый способ реализации самостоятельной институционализации индивида.

8.    

Программа (план) исследования и степень ее (его) реализации

использован комплекс существующих методов исследования на базе социально-философских общенаучных исследовательских подходов диалектического, онтологического, эпистемологического, гуманистического, гуманитарного и праксиологического (инструментального); изложены идеи, факторы и условия, в которых реализуется разработка новой аксиологии образования включающей необходимость становления индивида самостоятельно институционализирующего свои возможности;

9.    

Новизна исследования

Исследованы положения аксиосистемных изменений общества и образования как процесса активности: социальных, индивидуальных и образовательных ценностных ориентиров с использованием методологии философии образования

10.

Значимость (теоретическая, практическая) исследования

В разработке концептуальных аксиологических оснований современного образовательного пространства и ценностно-ориентированной институционализации индивида; становления новых онтологических, эпистемологических, инструментальных ценностей в рамках аксиологии образования.

11.

Основные (итоговые, промежуточные) результаты исследования

Доказана зависимость современной аксиосистемы образовательного пространства от общественно-индивидуальных ценностных доминант; введены новые пролегомены аксиологии образования, открывающие возможность для выработки принципов индивидуального развития.

12.

Прогноз применения результатов исследования, кратковременные эффекты, долговременные эффекты

разработаны авторская концепция происходящих социальных изменений и соответствующие им алгоритмы нового типа аксиологических оснований образовательного пространства, позволяющие выявить социокультурную причинность аксиосистемы образовательного пространства и стратегии реформации его ценностных основ; предложен нетрадиционный подход к конструированию соотношения новых аксиологических оснований образования в категориях «образование как ценность», «ценность образования», «образовательный идеал»;

13.

Основные источники финансирования (госпрограммы, РНФ, РФФИ, госзадание, госконтракт)

-

14.

Научная-общественная апробация (представление научных результатов)

Участие в международных всероссийских научных конференциях, вебинарах.

Работа на курсах повышения квалификации

15.

Основные публикации (2-3 позиции)

Яковлева И. В., Косенко Т. С., Майер Б. О. Философия образования: словарь-справочник.  Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. 339 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49421288

Яковлева И. В., Черных С. И., Косенко Т. С. «Аксиологический разворот» в российском образовании: позиция субъективизма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 4. С. 113–127. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-113-127; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48377672

Яковлева И. В. Косенко Т. С., Ушакова Е. В.  Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования в журнале «Философия образования» (2011–2015 гг.) // Философия образования. 2022. Т. 22, № 3. С. 136–209. DOI: 10.15372/PHE20220309; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49504194

Информация о диссертационных исследованиях в сфере наук об образовании

п/п

Научная специальность

Направление исследования

Количество аспирантов

Количество докторантов

1.

5.7.7 социальная и политическая философия

Философские науки

1

п/п

Наименование позиций

Описание

Наименование РНЦ/НЦ РАО

1.    

Тема исследования*

Гуманитарная концепция формирования человеческого капитала в системе высшего образования

2.    

Фундаментальная/прикладная направленность исследования

фундаментальная

3.    

Соответствие Программе РАН (код направления/код раздела)

Цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности и идеалы (8.1.1.)

4.    

Соответствие иным государственным программам, стратегиям, национальным проектам

В соответствии с планом фундаментальных исследований
Российской академии наук
на период до 2025 года

5.    

Руководитель и участники научного коллектива

Майер Борис Олегович, руководитель

Яковлева Ирина Владимировна участник,

Косенко Татьяна Сергеевна, участник, Малкова Ирина Юрьевна, участник, Цигулева Олеся Владимировна, участник

6.    

Актуальность исследования

Социально-экономические трансформации развития общества и научно-технический прогресс явились причиной деконструкции образования.  Поэтому, акцентирование внимания образования только на трудовом потенциале человека с анализом его с точки зрения экономической прибыли, порождает дегуманизацию образования, а, следовательно, и дегуманизацию современного социума, поскольку упускает из вида самого носителя этих ресурсов и капитала – Человека. 

7.    

Цель, задачи исследования

Цель: разработка и теоретическое обоснование гуманитарной концепции формирования человеческого капитала в системе высшего образования.

Задачи:

1.      Выявить гуманитарные характеристики человеческого капитала в экономических, философских, социально-психологических  и педагогических исследованиях.

2.      Рассмотреть генезис формирования человеческого капитала в образовании в России и за рубежом, определить исторические условия его формирования.

3.      Обосновать организационно-педагогические условия и факторы формирования человеческого капитала в системе высшего образования на современном этапе.

4.      Сконструировать модель развития образовательной мобильности как педагогического фактора реализации гуманитарной концепции формирования человеческого капитала в системе высшего образования.

5.      Теоретически обосновать гуманитарную концепцию формирования человеческого капитала в системе высшего образования и разработать ее способы реализации.

6.      Рассмотреть гуманитарную концепцию формирования человеческого капитала на примере российских и зарубежных образовательных практик

8.    

Программа (план) исследования и степень ее (его) реализации

Использован комплекс научных идей экономических, социально-психологических, философских и педагогических наук в контексте междисциплинарного подхода

9.    

Новизна исследования

Предложена гуманитарная концепция формирования человеческого капитала в системе высшего образования, ключевым аксиологическим ориентиром которой выступает гуманитарный контекст человеческого капитала.

10.

Значимость (теоретическая, практическая) исследования

Интерпретация и понимание феномена «человеческий капитал», рассматривающего его через призму философских, социально-психологических наук и антропологического подхода, что способствует гуманитаризации человеческого капитала.

11.

Основные (итоговые, промежуточные) результаты исследования

разработанная модель развития образовательной мобильности как педагогического фактора гуманитарной концепции формирования человеческого капитала в системе высшего образования

12.

Прогноз применения результатов исследования, кратковременные эффекты, долговременные эффекты

разработана авторская гуманитарная концепция формирования человеческого капитала, методологическими основаниями которой послужили: антропологический, культурно-исторический, социально-экономический и системный подходы; сконструирована модель развития образовательной мобильности как педагогического фактора гуманитарной концепции формирования человеческого капитала в системе высшего образования дающая общее представление о реализации и организации образовательной мобильности в вузе

13.

Основные источники финансирования (госпрограммы, РНФ, РФФИ, госзадание, госконтракт)

14.

Научная-общественная апробация (представление научных результатов)

Участие в международных всероссийских научных конференциях, вебинарах.

Работа на курсах повышения квалификации

15.

Основные публикации (2-3 позиции)

Цигулева О.В. Образовательные практики как инструмент реализации формирования человеческого капитала: анализ опыта зарубежных негосударственных университетов // Вестник ТГПУ. – 2022. – № 2 (220). – С. 69-76.

Цигулева О.В., Абакумова Н.Н., Поздеева С.И. Гуманитарные характеристики человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию // Язык и культура. – 2022. – № 57. – С. 292-307.

Tsiguleva O.V. «Historical conditions of human capital`s formation in the higher education`s non-state sector abroad» // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 477. – С. 216-221.

Информация о диссертационных исследованиях в сфере наук об образовании

п/п

Научная специальность

Направление исследования

Количество аспирантов

Количество докторантов

1.

5.8.1. общая педагогика, история педагогики и образования

1

Наиболее значимые мероприятия НЦ РАО 

Новосибирского государственного педагогического университета

за 2022 г.

 

1. Юбилейная Всероссийская конференция с международным участием «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ» (Новосибирск, 10-11 февраля 2022 г.).

Цель конференции: разработать методологическое обеспечение новых способов образовательного взаимодействия.

Тематика обсуждаемых вопросов:

·         Методологические основы философии образования.

·         Понимание природы образовательного взаимодействия.

·         Научно-философские основы развития образования.

·         Ценностные основания применения информационных технологий.

·         Исследование механизмов и технологий модернизации образовательного пространства.

·         Региональные инновационные проекты для повышения качества образования.

·         Прогнозирование в образовании.

Участие в конференции приняли (более 100 чел.): ученые, преподаватели вузов, аспиранты, руководители и педагогические работники образовательных организаций общего, дополнительного, среднего, специального и высшего образования, специалисты органов управления образованием и все желающие, кого волновала проблема развития образования.

География участников: Прага (Чехия), Минск (Беларусь), Алматы (Казахстан). Ульяновск (Россия), Москва (Россия), Омск (Россия), Шадринск (Россия), Красноярск (Россия), Норильск (Россия), Тюмень (Россия), Магнитогорск (Россия), Владивосток (Россия), Шадринск (Россия), Самара (Россия), Владивосток (Россия), Тагил (Россия), Екатеринбург (Россия), Барнаул (Россия), Санкт-Петербург (Россия), Кемерово (Россия), Пенза (Россия), Орёл (Россия), Новосибирск (Россия). 

2. Научно-методологический вебинар с международным участием «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ»

Тема вебинара № 1. Образование в Монголии: проблемы и перспективы (25 ноября 2022 г., Новосибирск (Россия), Улан-Батор (Монголия))

Цель вебинара: разработать содержательно-методологическое обеспечение новых способов образовательного взаимодействия.

Тематика обсуждаемых вопросов:

·         Использование новых онтологических сфер в образовании («технико-технологическая среда», «виртуальная среда», избирательность интеллектуального отражения, преобладание сущностного над функциональным, формирование самостоятельного зрелого мышления, развитие субъектности и автономии индивида в образовательном взаимодействии).

·         Языковой ландшафт в образовании современной Монголии.

·         Образовательные ценности подрастающего поколения.

Участие приняли (более 40 чел.): ученые, преподаватели вузов, руководители и педагогические работники высшего образования Монгольского государственного университета образования, Новосибирского государственного педагогического университета (межфакультетская кафедра иностранных языков, факультет иностранных языков, Научный центр РАО),  Новосибирского государственного университета, Казахского национального университета имени аль-Фараби, Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Международного университета информационных технологий (Алматы, Казахстан), Алтайского государственного медицинского университета Минздрава России, Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук.