НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Репозитарий трудов центра по философии образования

Контент 1. Методологические основы философии образования

1. Философия образования: словарь-справочник И. В. Яковлева, Т. С. Косенко, Б. О. Майер. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. 339 с. Т. VI. Серия: Приложение к журналу «Философия образования».

АННОТАЦИЯ:

 

Словарь-справочник содержит словарные статьи, раскрывающие сущность образования и воспитания, представление о науке, жизни человека и формировании его индивидуально-общественного сознания с философской точки зрения; основные категории, понятия, направления, школы и парадигмы философии образования в соответствии с объектом и предметом ее исследования. Включает около 400 статей и персоналий. Призван сыграть важную роль в аспекте выделения философии образования как самостоятельного научного направления для раскрытия характера и взаимосвязи методологических основ философии образования, их смысла и значимости. Рекомендован студентам, аспирантам гуманитарных дисциплин, а также всем интересующимся проблемами современного образования (воспитания).

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49421288



2. Майер Б. О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования: монография. 2-е изд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 276 с.

АННОТАЦИЯ:

 

В настоящей монографии «непростая проблема» взаимоотношения философии и образования «решается» на пути взаимного пересечения трех контекстов: когнитивного подхода, методологии социальной философии и функционирования сферы образования в современных условиях изменяющейся России.

Круг вопросов, поднимаемых в настоящей монографии, можно назвать попыткой разработки философии трезвомыслия в области социального знания о современных проблемам образовательной сферы и о месте и роли человека в удивительным образом трансформирующемся современном мире. Как инструмент такого трезвомыслия автор использует когнитивный подход к анализу отмеченных проблем. Особенностью работы является два аспекта. Первый - применение когнитивного подхода в такой традиционной области философского знания, как социальная философия, а второй - внимание не только к анализу социальных институтов, в частности сферы образования «вообще», но и нацеленность на «знаниевые» структуры отдельного человека как индивида и как носителя всей социальности.

Книга предназначена для философов, педагогов, студентов гуманитарных специальностей и всех интересующихся современными проблемами философии

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26067959



3. Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования: монография. 2-е изд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 213 с.

АННОТАЦИЯ:

 

Наше будущее и будущее страны закладывается сегодня и зависит от того, кто, как, чему и зачем учит сегодняшних школьников и студентов. В связи с этим возрастает важность философского анализа процессов современной трансформации системы образования.

Монография посвящена эпистемологическим основаниям философии образования.

Показано, что в периоды социальной стабильности вопросы происхождения самого знания, его истинности, важности тех или иных аспектов стоят для системы образования на втором плане, поскольку «так было». В период, когда критерий «так было» уже не оправдывается практикой социальной жизни, не менее важным становится критерий «как будет», возникают новые вопросы. Это - происхождение и обоснованность социально транслируемого знания, ранжирование существующего знания по степени его социальной важности для будущих поколений, футурологические экстраполяции на основе существующего знания, анализ и рефлексия механизма и обоснованности подобных экстраполяции и т. д.

Книга предназначена для философов, педагогов, студентов гуманитарных специальностей и всех интересующихся современными проблемами философии образования.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25995779



4. Яковлева И. В. Аксиология образования и проблемы изучения современного человека: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018.  Т. XLVII. Серия: Приложение к журналу «Философия образования». 183 с.

АННОТАЦИЯ:

 

В монографии изложены варианты формирования, развития и современного состояния ценностных ориентиров российского образования. Проанализированы наиболее значимые проблемы аксиологии образования в контексте современной глобально-информационной и социокультурной ситуации. Проблема изучения человека раскрывается с точки зрения основных методологических подходов философии образования (онтологических, эпистемологических, аксиологических, праксиологических). Предназначена преподавателям высших учебных заведений, руководителям в системе образования, аспирантам и магистрантам. Может быть использована в качестве дополнительной литературы по социальной философии, культурологии, социологии, теории педагогики.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35391907



5. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. 215 с.

АННОТАЦИЯ:

 

В условиях развития современного общества проблема воспитания имеет особую актуальность, что связано в первую очередь с переосмыслением старых и формированием новых жизненных ценностей, занимающих в воспитательном процессе важное место. В условиях меняющегося общества перед воспитанием стоит задача ответить на вопросы: что развивать сегодня в человеке и в каком направлении? Какого человека необходимо воспитывать? Каково влияние глобализации на процесс отечественного воспитания? Какова роль воспитания в развитии современного общества и государства? Это те вопросы, на которые сегодня общество ищет ответы и которым посвящена данная работа.

Учебное пособие адресовано преподавателям курсов социальной философии, философии образования, теории педагогики, студентам, аспирантам, магистрантам гуманитарных дисциплин, всем тем, кто интересуется проблемами современного воспитания.

В 2013 г. данное учебное пособие получило диплом лауреата Всеросийского конкурса на лучшую научную книгу.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2665989



6. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Проблемы воспитания в современной философии  образования: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. 252 с.

АННОТАЦИЯ: 

Монография посвящена анализу концептуальных проблем философии воспитания. Проанализировано понятие «философия воспитания». Показано, что в современных условиях развития нашего общества проблема воспитания имеет особую актуальность, что связано в первую очередь с переосмыслением старых и формированием новых жизненных ценностей, занимающих в воспитательном процессе важное место. В условиях метающегося общества перед воспитанием фактически стоит задача ответить на вопросы: Что развивать сегодня в человеке и в каком направлении? Какого человека необходимо воспитывать? Каково соотношение онтологии и аксиологии в системе воспитания? Как соотносятся «насилие» и «ненасилие» в современном воспитании? Это те философские вопросы, на которые сегодня общество ищет ответы. Данным проблемам посвящена настоящая монография.

Монография предназначена для философов, социологов, педагогов, психологов, аспирантов гуманитарных вузов, всех тех обществоведов, кто занимается вопросами философии образования.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22930625

7.  Камашев С. В., Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Образование (воспитание) в условиях глобализации: социально-философский анализ: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 165 с.

АННОТАЦИЯ:

 

Учебное пособие посвящено анализу концептуальных проблем современного образования и воспитания в условиях глобализации. Проанализированы понятия "глобализация", "глобализация образования", "глобальное образование", "философия воспитания". Новым в исследовании является анализ современных тенденций образования и воспитания в условиях глобализирующегося мира, что во многом определяет будущее государств в отдельности и планеты в целом. Акцентируется внимание на том, что в современных условиях для устойчивого развития России необходимо не только сохранить имеющийся опыт в образовании и воспитании, но и активно использовать положительный международный опыт в этих сферах.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24126122



Контент 2. Конкретные методики и инновации в практике образования

1. Власюк Н. Н., Косенко Т. С. Воспитание и устойчивое развитие общества: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. 101 с.

АННОТАЦИЯ:

 

В монографии представлен социально-философский анализ системы воспитания в контексте устойчивого развития общества. Особое внимание уделяется теоретическому развертыванию адаптирующей и социализирующей роли воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения способность к саморазвитию и нравственному росту личности («глобальный гражданин») в быстро изменяющемся глобализирующемся мире. Анализируются некоторые современные технологии и методы формирования личности в контексте устойчивого развития общества.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28209132



2. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Образование в условиях информационной глобализации: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 200 с.

АННОТАЦИЯ:

 

Активное и всестороннее внедрение информационных технологий привело к тому, что трансформировалась сама структура общества. Современное общество во многом свободно от национальных границ. Такие изменения коснулись и теневой стороны жизни человечества. Сетевые структуры стали основой мировой преступности и терроризма.

В работе проанализирован широкий круг российских и зарубежных документов, научных исследований, аналитических и информационных материалов специальной и общей периодической печати, статистических данных по различным аспектам глобального информационного общества. Значительный интерес для анализа политики ведущих государств в области развития информационного общества представляют многочисленные документы ООН, ЮНЕСКО, ВТО, Европейского Союза, декларации и иные итоговые документы саммитов глав государств, совещаний министров по политике в области СМИ, доклады, отчеты и заявления структурных подразделений по вопросам информатизации международных неправительственных организаций.

URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21835697



               3. Майер Б. О., Власюк Н. Н. Образование как фактор обеспечения к устойчивого развития общества: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 185 с.

АННОТАЦИЯ:

 

Учебное пособие посвящено анализу образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества. Проанализирована методологическая функция философии образования и эпистемологического подхода в изучении адаптирующей роли образования в современном изменяющемся обществе. Показано, что последовательный непротиворечивый анализ образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества возможен в случае методологического различения двух проектов науки: метафизического и диалектического. Обосновывается, что подобное различение двух проектов науки позволяет последовательно подойти к анализу концепции устойчивого развития общества.

Изучаются онтологическая и аксиологическая специфики образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества, а также качества образования в контексте современного развития общества.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21517163



4. Яковлева И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография. Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006. 148 с.

АННОТАЦИЯ:

 

Изложены социально-философские варианты формирования и развития ценностных ориентиров российского высшего образования. Проанализированы наиболее значимые социально-философские проблемы высшего образования в контексте современной социокультурной ситуации, раскрыты основные методологические подходы к анализу процесса гуманизации и гуманитаризации технических вузов.

Предназначена для специалистов в системе образования, аспирантов и преподавателей высших технических учебных заведений. Может быть использована в качестве дополнительной литературы по философии, культурологии и инженерной деятельности.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23231148



               5. Яковлева И. В., Косенко Т. С. Феномен потребительства в обществе и образовании: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. 206 с.

АННОТАЦИЯ:

 

В пособии рассматривается феномен потребительства в контексте общероссийских социальных явлений, образовательной деятельности и культурной практики. Критически осмысливается опасность потребительского феномена в общественном сознании. Предлагаются модели переориентации потребительских ценностей на рельсы экологической, этической и информационной целесообразности. С аксиологических позиций обсуждаются вопросы о роли образования и о том, что в эпоху «текучей современности» оно призвано делать акцент не столько на знаниях, сколько на феномене понимания, способного сформировать философско-методологический стиль мышления, ответственный за формирование способности критически относиться к феномену крайнего потребительства. Адресовано преподавателям курсов социальной философии, философии образования, теории педагогики, а также аспирантам и магистрантам по направлению подготовки «Педагогическое образование» в рамках магистерской программы «Философия образования».

Первое издание 2018 года получило диплом лауреата Всеросийского конкурса на лучшую научную книгу.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37163289



6. Яковлева И. В. Этика: методические указания. Красноярск: Изд-во НГПУ, 2008. 48 с.

АННОТАЦИЯ:

 

Изложены основные положения этики, предложены практические задания, целью которых является закрепление предлагаемого материала, более глубокое его понимание и осмысление. Содержат краткий словарь этических понятий и терминов.

URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24111406