НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Адаптация к вузу: памятка первокурснику для успешного старта


19 сентября 2023

Адаптация к университетской жизни может представляться сложной задачей для многих первокурсников, особенно для тех, кто оторвался от своего дома или даже страны для получения образования. О том, как максимально быстро адаптироваться к студенческой жизни рассказывает практикующий психолог, декан факультета психологии Новосибирского педагогического университета Ольга Андронникова.

Поступление в вуз – событие важное, но при этом стрессовое. Среди признанных сложностей максимальные трудности могут вызывать чувство оторванности от родных (для тех, кто живет в общежитии), смена коллектива, отдаленность от друзей, недостаточные понимание и мотивация выбора профессии, отсутствие навыка к самостоятельной жизни, неспособность учиться без жесткого контроля, низкий навык саморегуляции и организации деятельности. Если раньше за процесс обучения отвечали школа и родители, то университет требует значительно большего уровня ответственности, готовности и мотивации.

- В этом году проблемы адаптации к вузу встают особенно остро, так как в вузы поступают те ребята, которые в старших классах провели много времени в самоизоляции. Онлайн-занятия во время пандемии изменили отношение обучающихся к необходимости каждый день собираться, вовремя приходить на учебу, присутствовать в классах и взаимодействовать лично с учителями и одноклассниками, отмечает декан факультета психологии Новосибирского педагогического университета Ольга Андронникова. - На это наложилась и сложная социальная ситуация вокруг России. В итоге нынешние первокурсники имеют повышенный уровень тревожности и низкую толерантность к фрустрации. Но даже и без учета этих двух факторов современный студент первого курса значительно отличается по своим психологическим характеристикам даже от первокурсников десятилетней давности. Это поколение индивидуалистов, каждый настроен на свою волну и свою образовательную траекторию, заинтересован в самоутверждении и демонстрации себя, имеет высокую чувствительность и меньше приспособлен к коллективной работе, - продолжает Ольга Олеговна.

Решение вопроса адаптации очень важно не только для психологического комфорта первокурсника, но и для непосредственно учебной деятельности. Студент, который не может полностью отвечать за свой быт, за то, во сколько он проснется, во сколько пойдет на учебу и пойдет ли вообще, чем будет питаться, скорее всего, будет испытывать трудности и в обучении. Так что адаптация необходима и для сохранения контингента в вузе, и для успешного усвоения студентами профессиональных знаний. Плохая адаптация приводит к тому, что первокурсник не может влиться в свою группу, не испытывает желания учиться, чувствует настолько глубокое одиночество, что в итоге бросает учебу, лишь бы вернуться в привычную обстановку.

Таким образом, адаптация требует большого участия преподавателей, наставников, кураторов, старшекурсников с применением различных социально-психологических механизмов включения. Непростой процесс требует времени и усилий. Считается что эффективная адаптация выстраивается приблизительно за три месяца. Хотя для молодых людей этот период меньше – приблизительно месяц. А в некоторых случаях – например, при наличии специальных программ адаптации – быстрее. В Новосибирском педагогическом такие программы активно используют – это адаптивные сборы или адаптивные выезды, целью которых является знакомство ребят с вузом, между собой и с выбранной профессией, сплочение групп, выстраивание связи студентов первого курса через наставников (студентов старших курсов) с остальным студенческим коллективом, самораскрытие студентов, увеличение у них чувства безопасности. Однако не во всех вузах данная практика реализуется. Исходя из этого практикующий психолог Ольга Андронникова предлагает ряд рекомендаций, которые помогут первокурсникам успешно адаптироваться к жизни в вузе.

1. Познакомьтесь с однокурсниками, обменяйтесь контактами и создайте поддерживающие связи. Взаимодействие с другими студентами поможет вам в учебе, обмене материалами и в решении трудностей.

2. Если у вас возникли вопросы по какому-либо предмету или заданию, не стесняйтесь спрашивать преподавателей или товарищей по группе. Разъяснение непонятных моментов поможет вам лучше понять материал и успешно выполнить задание.

3. Участвуйте во внеучебной деятельности. Университет предлагает широкий спектр внеучебных мероприятий, включая спортивные клубы, кружки, студенческие организации, волонтерское движение. Необходимо получить новые навыки, завести друзей и разнообразить свою университетскую жизнь.

4. Образование в вузе — это не только знания, но и возможность познакомиться с новыми идеями, культурами и пониманиями, развить свой кругозор, попробовать себя во многих областях деятельности. Будьте готовы изменять свои представления и принимать различные точки зрения.

5. Понимайте, что адаптация – это процесс, требующий времени. Не ждите мгновенных результатов. Принимайте изменения и открыто относитесь к новому окружению, людям и требованиям учебы.

6. Создайте свою «регулярную рутину», которая включает время для учебы, отдыха, занятий спортом и социальных контактов. Установление рутины (режима жизни) поможет вам организоваться и снизить тревожность.

7. Включайтесь в учебную деятельность сразу. Постепенное увеличение учебной нагрузки, даст возможность избежать выгорания и сохранить устойчивость в учебной деятельности. Откладывание учебной деятельности на потом создает напряжение и внезапное погружение в учебу, что снижает возможности и приводит к неуспеху. Создайте расписание, которое включает время для учебы, отдыха и занятий спортом. Помните, что вы должны уметь управлять своим временем, чтобы справиться с учебой и не пренебрегать личной жизнью.

8. Не забывайте о здоровом балансе между учебой и отдыхом. Помните, что позволять себе время для отдыха и релаксации поможет вам лучше справиться с тревогой и повысит продуктивность.

9. Не стесняйтесь обращаться за помощью, если вы сталкиваетесь с трудностями или ощущаете тревогу. Используйте ресурсы университета, такие как кураторы, консультации с преподавателями или психологические службы вуза, телефон доверия, кризисный телефон. Разговаривайте с друзьями и близкими, которые могут предоставить эмоциональную поддержку.

10. Создайте удобное и спокойное место для работы, где будете сосредоточены на учебе. Обеспечьте себя необходимым оборудованием и материалами, чтобы избавиться от ненужных прерываний.

11. Университетская библиотека обладает обширной коллекцией учебной литературы и других источников, которые помогут вам в учебе. Используйте их, так как это позволит вам более полно погрузиться в тематику каждого предмета.

12. Практикуйте стратегии ведения заметок на лекциях и семинарах, чтобы лучше запоминать информацию. Регулярно повторяйте и перечитывайте материал, чтобы закрепить его в памяти. Используйте различные методы повторения, такие как составление карточек с определениями или объяснениями ключевых понятий.

13. Не откладывайте подготовку к экзаменам на последний момент. Разработайте план подготовки и придерживайтесь его. Регулярно повторяйте материал, практикуйте решение задач и используйте доступные ресурсы для подготовки к экзаменам.

14. Обращайте внимание на свое ментальное здоровье и заботьтесь о нем. Если вы чувствуете сильную тревогу, стресс или у вас возникают эмоциональные проблемы, обратитесь к профессионалам, предоставляемым университетом. Не стесняйтесь использовать средства для управления стрессом, такие как медитация, глубокое дыхание или физическая активность.

Таким образом адаптация к университетской жизни может быть вызовом для первокурсников, но с правильной стратегией можно сделать этот процесс более гладким.

Не забывайте, говорить стрессам и тревогам «нет» гораздо проще с психологической поддержкой специалистов – индивидуальные консультации можно получить в Центре практической психологии НГПУ

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
04 мая

Доцент кафедры педагогики и методики начального образования Надежда Николаевна Касенова заняла второе место в международном конкурсе эссе на тему «Образование и наука в эпоху цифровизации», посвященном 125-летию выдающего казахского ученого, академика Каныша Сатпаева.

03 мая

В Институте искусств педагогического университета получен экземпляр второй части «Азбуки Новосибирска», нарисованной его студентами и учениками Детской академии ИИ НГПУ.

03 мая

В НГПУ продолжает работу проект по профессиональному обучению студентов непедагогических вузов и колледжей по программе «Вожатый». Около 400 молодых людей, которые планируют посвятить ближайшее лето работе с детьми, проходят подготовку на базе НГПУ.