НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Антропоцентризм в действии


6 апреля 2020
В январе были подведены итоги конкурса РФФИ на лучшие проекты фундаментальных научных исследований. В число победителей по направлению «Филология и искусствоведение» вошел проект «Русская изъяснительная конструкция: полидискурсивная парадигма», руководитель проекта – доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания ИФМИП НГПУ Татьяна Ивановна Стексова.

– Татьяна Ивановна, почему изучение изъяснительных конструкций – это тема, достойная гранта? 

– Изъяснительная конструкция – это одна из языковых конструкций, которой мы постоянно пользуемся. Тема получила поддержку РФФИ, потому что мы предлагаем изучать ее не только с точки зрения формы, как в школе, но и с точки зрения семантики. Мы прекрасно знаем, что один и тот же смысл можно передать разными синтаксическими конструкциями. Чем отличаются эти конструкции, почему они работают не одинаково, в какой сфере мы употребляем те или иные конструкции – все это требует подробного изучения. Объясню на примере. Вы могли спросить: «Меня интересует, почему вы получили грант» или «Меня интересует причина получения вами гранта». Смысл один, а синтаксические конструкции совершенно разные. Мы можем выражать объектную семантику по-разному. И, например, у журналистов одни способы выражения семантики, в научной речи используются другие, а в разговорной речи – третьи, но смысл везде один и тот же. Нужно исследовать, от чего зависит выбор этой конструкции и что меняется при изменении синтаксиса в смысловой нагрузке предложения.

– Какие филологические исследования сейчас являются наиболее перспективными?

– Современная лингвистика отличается антропоцентризмом. Это значит, что языковая система описана достаточно хорошо, а ученых стало интересовать, как в ней проявляется позиция человека. Выбор слов, конструкции, точки зрения – все это проявления антропоцентризма.

– Какую исследовательскую работу вы должны произвести в рамках гранта?

– Над проектом работают трое единомышленников из НГПУ, РГПУ им. Герцена, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. На первый год исследований у нас запланировано участие в международных научных конференциях, где нам нужно выступить с докладами; также каждый участник проекта должен написать по две больших статьи. Следующий год – это работа над коллективной монографией. Что касается финансирования, то на этот год нам выделили максимальную сумму – миллион рублей, а решение по финансированию в следующем году будет приниматься по результатам этого года.

Алина Кириенко


Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
03 мая

В Институте искусств педагогического университета получен экземпляр второй части «Азбуки Новосибирска», нарисованной его студентами и учениками Детской академии ИИ НГПУ.

03 мая

В НГПУ продолжает работу проект по профессиональному обучению студентов непедагогических вузов и колледжей по программе «Вожатый». Около 400 молодых людей, которые планируют посвятить ближайшее лето работе с детьми, проходят подготовку на базе НГПУ.

02 мая

Преподаватели НГПУ провели профориентационное мероприятие «Университетские каникулы» для учеников психолого-педагогических классов Чановского района. Ребятам рассказали про университет и направления подготовки, сообщили о возможностях целевого обучения, а также провели для них мастер-классы по психологии, использованию искусственного интеллекта, применению современного оборудования.