НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Буллинг в школе и как с ним справиться: компетентные ответы на непростые вопросы


20 марта 2024

Что делать, если школьника систематически обижают одноклассники, а родители и педагогии бессильны исправить ситуацию? Вызвать выездную службу медиации и примирения,укреплять психические ресурсы ребёнка, или перевести его в другую школу, если другие меры не помогают – рекомендует декан факультета психологии НГПУ, кандидат психологических наук Ольга Олеговна Андронникова.

Один из главных залогов успеха работы в любом коллективе – нормальная психологическая атмосфера, в которой комфортно всем. Для детей такая обстановка, пожалуй, даже более важна, чем для взрослых, поскольку их психика только формируется. Но самостоятельно определить границы дозволенного детям трудно – они постигают их методом проб и ошибок, не задумываясь о нарушении личных границ. Отсюда часто рождается явление, которое с недавнего времени стало называться иностранным словом «буллинг», но по существу это не что иное как травля. Если вовремя её не пресечь, она обязательно повлияет на психику всех, кто в ней участвует: те, кто травят, убедятся в своей безнаказанности, жертвы травли поверят в свою неполноценность. А отсюда недалеко и до проблем во взрослой жизни.

Не случайно именно с разговора о том, в чём разница между конфликтами и буллингом, в 2024 году началась серия тематических родительских собраний в школах Новосибирска, которые устраивают специалисты Новосибирского государственного педагогического университета. Проходят эти собрания в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Напомним, что в НГПУ с 2021 года действует служба по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. В её рамках создан «Родительский онлайн-университет». Параллельно с онлайн-консультациями вуз развивает очные формы просвещения родителей – и они неизменно оказываются востребованными.

Декан факультета психологии НГПУ, кандидат психологических наук Ольга Олеговна Андронникова провела первую такую встречу с педагогами-психологами и родителями учащихся 4-6 классов новосибирской гимназии №10. Эта возрастная категория выбрана для беседы о буллинге не случайно.

- Мы понимаем, что конфликты в жизни, и в школе в том числе – явление обычное, без них не обойтись. Более того, в жизни ребёнка они играют важную роль: преодолевая конфликты, школьник учится справляться с трудностями, взаимодействовать с людьми. Буллинг – совсем другое явление, он причиняет только вред как жертве, так и агрессору. Классы с четвёртого по седьмой – самый сложный возраст и максимально уязвимый для буллинга. И на пороге седьмого класса, самого опасного в этом плане, особенно важно разобраться, что такое буллинг, как родителям и педагогам понять, что у ребёнка проблемы, и как помочь ему их преодолеть, - комментирует Ольга Олеговна Андронникова.

Ольга Олеговна рассказала, какие дети находятся в «группе риска», по каким признакам можно узнать, что школьник подвергается буллингу, какие меры должны принимать родители и педагоги, чтобы прекратить травлю и восстановить нормальные отношения жертвы буллинга с детским коллективом.

Заинтересованность родителей показали вопросы, которые они задали Ольге Олеговне Андронниковой. Что делать, если буллинг по отношению к ребёнку проявляют не сверстники, а педагоги? К кому обращаться, если на инициаторов травли ребёнка не действуют никакие меры внутри школьного коллектива? На все вопросы родители услышали обстоятельные ответы.

Судя по отзывам, родители остались довольны разговором со специалистом и считают, что такие встречи надо устраивать чаще, причём привлекать к ним и детей.

- Школьному психологу трудно проводить индивидуальную работу со всеми детьми, он просто не успевает. А обсуждать с детьми последствия их поведения необходимо: подростки должны понимать, что то, что для одного ребёнка является шуткой, для другого станет оскорблением. В итоге может произойти страшное: кто-то попытается выйти в окно, а кто-то придёт в школу с автоматом. Шести-семиклассники любят говорить про себя, что они уже взрослые – в таком случае пусть они учатся обсуждать такие темы со взрослыми и делать выводы для себя, - считает Анна Ивановна, мама шестиклассника.

- В опасном подростковом возрасте нельзя пропускать моменты, связанные с буллингом, а родителям надо вникать в проблемы детей. Нам понятным, доступным языком объяснили, куда обращаться, если возникает такая проблема, - добавляет Анна Петровна, мама шестиклассницы.

Высокую оценку встрече дали и педагоги.

- Встреча прошла очень достойно, как мы и ожидали. Мы услышали для себя много нового, теперь надо осмыслить полученную информацию и применять её в своей работе. Конечно, в идеале надо стремиться к предотвращению буллинга в школьных коллективах, но если такие ситуации всё же возникают – уметь решать их цивилизованным безболезненным образом. Надеемся на продолжение контактов со специалистами НГПУ, - отметила заместитель директора по воспитательной работе гимназии №10 Ольга Дмитриевна Рукина.

Преподаватели НГПУ готовы к разговорам в школах и на другие темы: как подготовиться к экзаменам без стресса, как выявить у школьника суицидальные наклонности и своевременно их пресечь, как замотивировать на учёбу детей нового поколения, которые воспринимают информацию и окружающий мир совсем иначе, чем те, кто родился всего лишь 20-30 лет назад. Инициатива такого разговора с родителями и педагогами должна исходить от администрации учебного заведения.

Виталий Соловов

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
05 мая

Педагог центра дополнительного образования «Алые паруса», магистрантка кафедры журналистики ИФМИП НГПУ Ольга Дегтярева стала лучшей на областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

04 мая

Доцент кафедры педагогики и методики начального образования Надежда Николаевна Касенова заняла второе место в международном конкурсе эссе на тему «Образование и наука в эпоху цифровизации», посвященном 125-летию выдающего казахского ученого, академика Каныша Сатпаева.

03 мая

В Институте искусств педагогического университета получен экземпляр второй части «Азбуки Новосибирска», нарисованной его студентами и учениками Детской академии ИИ НГПУ.