НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Границы возможного: виртуальная реальность в подготовке Росгвардейцев


8 февраля 2024

Боевые действия, тактические маневры, стресс и фрустрация – все это не игра, но что если частично они могут быть изучены в рамках VR-технологий? Второй год кафедра практической и специальной психологии факультета психологии НГПУ, совместно с НВИ войск национальной гвардии и Технопарком универсальных педагогических компетенций воплощают проект «Формирование толерантности к стрессфрустрационным состояниям у курсантов Росгвардии посредством виртуальной реальности».

С момента, когда стратегии виртуальной реальности начали проникать в военное обучение, вопрос о том, насколько эффективно можно подготовить человека к боевым действиям с использованием этой технологии, остается открытым. Проект, реализуемый в НГПУ, представляет собой уникальное сочетание психологии, военного обучения и технологий виртуальной реальности.

— Исследование включает три этапа. На первом этапе 200 курсантов третьего курса были случайным образом разделены на две группы по 100 человек в каждой (контрольная и экспериментальная). Все участники эксперимента прошли тестирование, направленное на оценку их толерантности к стрессфрустрационным состояниям в военной службе. Затем проводилось сравнение двух групп на предмет их однородности, — говорит доктор психологических наук, заведующая кафедрой практической и специальной психологии НГПУ Юлия Михайловна Перевозкина.

Как это работает? Курсанты Росгвардии погружаются в виртуальное поле боя, где они сталкиваются с ситуациями, имитирующими стресс и фрустрацию, характерные для реальных боевых условий. Специально разработанные сценарии позволяют им отработать тактические действия, принимать обоснованные решения и эффективно реагировать в условиях дефицита времени.

Почему виртуальная реальность? Это не просто игра. Курсанты отмечают, что реалистичность сценариев и детализация виртуальной реальности приближают их к реальным ситуациям, с которыми им предстоит столкнуться в службе. VR дает возможность анализа собственных реакций и развития навыков принятия решений в стрессовых условиях.

— На втором этапе эксперимента курсанты экспериментальной группы регулярно посещали лабораторию виртуальной и дополненной реальности технопарка НГПУ, используя виртуальные шлемы для погружения в смоделированные боевые условия. Планируется повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп на третьем этапе, сравнение результатов, ожидается повышение уровня толерантности к СФС по сравнению с контрольной группой во втором тестировании и по сравнению с первым тестированием, — отмечает Юлия Михайловна Перевозкина.

Если экспериментальная работа продемонстрирует эффективность использования виртуальной реальности в подготовке военнослужащих, проект может быть внедрен в практику военных подразделений. Это открывает новые горизонты в области военной подготовки, а также предоставляет возможность более глубокого анализа и оптимизации тактических решений.

— Возможности виртуальной реальности почти безграничны. Создание виртуальных симуляций позволяет погрузить человека в различные сценарии без риска для здоровья, обеспечивая при этом реалистичные ощущения и ценный практический опыт. Мы убеждены в практической значимости проведенных исследований и выражаем благодарность Юлии Михайловне Перевозкиной и коллегам из НВИ за их вклад и сотрудничество, — говорит директор технопарка универсальных педагогических компетенций имени Ю.В. Кондратюка Александр Владимирович Малков.

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
05 мая

Педагог центра дополнительного образования «Алые паруса», магистрантка кафедры журналистики ИФМИП НГПУ Ольга Дегтярева стала лучшей на областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

04 мая

Доцент кафедры педагогики и методики начального образования Надежда Николаевна Касенова заняла второе место в международном конкурсе эссе на тему «Образование и наука в эпоху цифровизации», посвященном 125-летию выдающего казахского ученого, академика Каныша Сатпаева.

03 мая

В Институте искусств педагогического университета получен экземпляр второй части «Азбуки Новосибирска», нарисованной его студентами и учениками Детской академии ИИ НГПУ.