НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Иранский сфинкс в Сибири


18 июня 2022
Полевой сезон начался для археологов с интересных находок. Недалеко от Красноярска, на правом берегу Енисея было найдено средневековое металлическое зеркало, украшенное изображениями сфинксов. Подробнее об этой находке рассказывает ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, профессор кафедры теории, истории культуры и музеологии НГПУ Андрей Павлович Бородовский.

– Насколько я помню, сфинксы – это из мифологии древнего Египта, откуда они взялись на средневековом зеркале, найденном в Сибири?

– Да, сфинкс считается культурным «брендом» древнего Египта. Но это не значит, что он никем нигде больше не использовался. В эпоху античности этот фантастический образ был широко известен на территории Греции, Малой Азии, затем проник в Иран. В XII-XIII вв. на территории этой страны, а также в Средней Азии, находящихся на Великом шелковом пути изображение сфинкса появляется на бронзовых зеркалах. Форма этих предметов заимствована из Китая, а вот декор имеет явно местное происхождение. Поскольку античный сфинкс, попадая на Ближний Восток превращается в эпоху средневековья в изображение «ал-бораков» – священных животных мусульманского рая с человеческими лицами. Кроме зеркал, изображение сфинкса - «ал-борака» встречается в металлической утвари (образцы хранятся в Самаркандском музее), в Термезском дворце и резьбе в Иране. В Хорезме изображение восточного сфинкса украшают портал караван-сарая Белеули (XIII-XIV веков) и встречаются в нумизматических материалах.

Вообще, в Хорезме сфинксы стали одним из традиционных образов в искусстве XIII-XIV вв. По мнению специалистов, проникновению ряда иранских изделий и некоторых сюжетов на территорию Средней Азии (Хорезм) способствовал ряд исторических фактов. Прежде всего это было обусловлено вхождением Хорезма, Золотой Орды и Ирана в единое монгольское государство. В состав этой грандиозной по своим территориальным размерам кочевой империи входили и некоторые территории Южной Сибири. Именно на этих обширных пространствах по торговым путям стали распространяться бронзовые зеркала с изображениями парных сфинксов - «ал-бораков». Значительная часть таких предметов оказалась в Волжской Булгарии, а вот на территорию юга Западной Сибири попало всего лишь несколько экземпляров таких изделий. Ранее находили такое зеркало в Минусинской котловине. Теперь нашли второе, недалеко от Красноярска.

– Можете описать находку подробнее?

– Само зеркало – округлой формы, орнаментальное поле занято помещенными в геральдической позе двумя фантастическими существами с туловищем животного, человеческим лицом, крыльями и длинным хвостом. По внешнему краю бронзового зеркала расположен ободок с надписью в виде арабской вязи. Перевод этого текста гласит: «Слава и долговечность, счастье и величие, сановитость и хвала, благоденствие и честь, власть и богатство и могущество владетелю сего (зеркала) во веки». Существует и другая трактовка этой надписи: «Слава и долголетие, счастье и величие, добро и уважение, карьера и хвала, власть и богатство, многовековое могущественное правило (мастеру)». В целом два варианта перевода этой надписи можно трактовать как заклинание, обеспечивающие своему владельцу удачу и процветание. Если учесть, что сам образ сфинкса - «ал-борака» относится к пантеону существ мусульманского рая, то само зеркало, находящееся далеко за пределами от места своего производства, приобретает своеобразный «мессианский» смысл.

– Это нормальная практика для того времени?

– Такой подход ранее применяли китайцы: они стремились распространять свои аналогичные предметы на северные «варварские» земли для исполнения «культурно-пропагандистских» и охранительных функций. Видимо и мусульмане действовали схожим образом.

– А в плане реконструкции истории Сибири в средние века — это зеркало как-то полезно?

– Дело в том, что на территории Сибири мы находим самые разные зеркала – китайские, иранские и так далее. Это помогает нам очертить круг культурных связей и их интенсивность на протяжении всего исторического периода. И если китайских зеркал в Сибири найдено достаточно много, то иранские встречаются в единичных случаях. Зато западнее, на территории Волжской Булгарии иранские зеркала встречаются куда чаще. И по количеству находок можно судить, каким был главный вектор культурных связей в средние века для сибирских земель. Но с этим зеркалом история еще интереснее. Да оно иранского происхождения, на нем надписи сделанные арабской вязью, поскольку Иран к тому времени уже стал мусульманским. Но произведено оно в эпоху, когда Иран стал частью монгольской империи.

– Южная Сибирь тоже была частью этой империи?

– Мне приходилось слышать такое мнение. Но оно не подтверждается археологически. Мы находим очень мало следов присутствия монгольской культуры на этой территории. Немного оружия (например, монгольский шлем, найденный в районе Сузуна еще в XIX веке), единичные захоронения и так далее. Так что нельзя считать, что Южная Сибирь была одной из частей империи, построенной Чингис-ханом и его наследниками. Скорее это была периферия, основной интерес монголов был сосредоточен на более южных территориях. И когда говорят, что здесь проходил Чингис-хан, это, конечно, смешно. В наших местах его никогда не было.

Сергей Исаев. Портал academcity.org

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
06 мая

3 мая на базе МАУ «ДОЦ им. В. Дубинина» (Чудолесье) прошло профориентационное мероприятие «Университетские каникулы». Образовательный интенсив организован для учеников психолого-педагогических классов школ Новосибирской области в целях популяризации профессии педагога. 

06 мая

Студенты ИФМИТО НГПУ Алина Недикова и Владимир Рымарев, студентка ИИ НГПУ Екатерина Серебрянникова и студентка ИД НГПУ Мария Широкова приняли участие в заключительном этапе олимпиады «Я – профессионал» в Московском городском педагогическом университете.

05 мая

Педагог центра дополнительного образования «Алые паруса», магистрантка кафедры журналистики ИФМИП НГПУ Ольга Дегтярева стала лучшей на областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».