НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского обсудили в Российской академии образования.


17 марта 2023
В Российской академии образования состоялась Международная научная конференция «Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского», вошедшей в утвержденный Правительством Российской Федерации план мероприятий по проведению Года педагога и наставника в нашей стране.

В ходе секционных заседаний с докладом «Преемственность идеи общественного воспитания К. Д. Ушинского в современной теории воспитания» выступила заведующий кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Александровна Ромм.

В ходе открытия конференции, президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева отметила:

– В своих наставлениях педагогам Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал важность готовности школы и учителя к современным вызовам. Соответствие образования дню сегодняшнему становится у него принципиальным требованием к деятельности школы, а современность подготовки и взглядов учителя – ключевым условием выполнения им не только профессионального долга, но и нравственного, гражданско-патриотического служения на благо Отечества.

Участниками и гостями конференции стали представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также российские и зарубежные ученые, преподаватели колледжей и вузов, педагоги общего и дополнительного образования, студенты и родительская общественность.

– В Год педагога и наставника мы делаем акцент на престиже профессии учителя и привлечении в нее талантливой творческой молодежи с опорой на наследие К.Д. Ушинского, который одним из первых обратил внимание на роль воспитания, наставничества в профессии учителя, считал, что цель этой профессии – зажечь в человеке «жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой, – подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова.

– Наследие Константина Дмитриевича Ушинского актуально не только для отечественной, но и всей мировой педагогики. На рубеже 1990-х годов мы отказались от многих достижений не только советской, но и досоветской педагогической мысли. Настало время к ним возвращаться, – сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Николаевич Смолин.

В ходе секции «Искусство воспитания в наследии К. Д. Ушинского и современные проблемы теории и методики воспитательной работы» выступила зав. кафедрой педагогики и психологии НГПУ Татьяна Александровна Ромм. Как подчеркнула Татьяна Александровна, особое внимание на секции обратили на одно из основных положений, исходящих из антропологической установки педагога: понимание педагогического процесса, в котором помимо преднамеренной воспитательной деятельности, которая реализуется в школе, существуют «непреднамеренные воспитатели»:  

– Мы ясно осознаем, что воспитание в тесном смысле этого слова как преднамеренная воспитательная деятельность — школа, воспитатель и наставник ex officio — вовсе не единственные воспитатели человека, и столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели не преднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык — словом природа и история в обширных понятиях. Если речь идет об отечественной педагогике, то становится совершенно понятным продуктивное и эффективное развитие теории детского коллектива А.С. Макаренко, теории гуманистического коллектива Сухомлинского, коммунарской методики Иванова и т.п. И в современных условиях эти идеи продолжают развиваться. Тому пример – научная школа Л.И. Новиковой, в которой на протяжении более 50 лет разрабатываются вопросы детского коллектива и взросло-детской общности, воспитательного пространства, социального воспитания в процессе социализации, на основе которых была разработана Примерная программа воспитания для школ. И это заставляет по-новому обратиться к современному осмыслению функционала педагога как воспитателя, его подготовки, его роли и места в становлении личности растущего человека, – отмечает Татьяна Александровна.

Как сообщила пресс-служба РАО, в пленарном заседании Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского» приняли участие в смешанном формате более 300 научно-педагогических работников и более 80 студентов. Конференция продлилась два дня. Помимо пленарного заседания, в ней были организованы работы секций, круглых столов и другие форматы, способствующие актуализации научно-педагогического наследия К.Д. Ушинского, идей его научной школы педагогики в России, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, методики обучения русскому языку.

Юлия Паначук

Автор фото: Анастасия Ибрагимова / «Научная Россия»

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
06 мая

3 мая на базе МАУ «ДОЦ им. В. Дубинина» (Чудолесье) прошло профориентационное мероприятие «Университетские каникулы». Образовательный интенсив организован для учеников психолого-педагогических классов школ Новосибирской области в целях популяризации профессии педагога. 

06 мая

Студенты ИФМИТО НГПУ Алина Недикова и Владимир Рымарев, студентка ИИ НГПУ Екатерина Серебрянникова и студентка ИД НГПУ Мария Широкова приняли участие в заключительном этапе олимпиады «Я – профессионал» в Московском городском педагогическом университете.

05 мая

Педагог центра дополнительного образования «Алые паруса», магистрантка кафедры журналистики ИФМИП НГПУ Ольга Дегтярева стала лучшей на областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».