НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Обучать химии на уровне лучших научных школ: Семен Васильевич Дьякович и дело его жизни


3 мая 2023
В Год педагога и наставника Министерство просвещения Российской Федерации реализует масштабный онлайн-проект «Педагогические династии России». Это летопись историй семей, которые выбирали для себя непростую дорогу – Учительства, передачи знаний, воспитания подрастающих поколений нашей страны.

Говоря о проекте, Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов подчеркнул: «У каждой педагогической династии тысячи воспитанников, которые благодаря своим наставникам стали прекрасными специалистами: учеными, представителями творческих профессий, спортсменами, инженерами, врачами – и, конечно, пополнили педагогическое сообщество. И теперь уже они вносят свой вклад в процветание нашей страны».

В Новосибирском педуниверситете несколько десятков семей, чьи представители в двух-трех поколениях выбирали для себя главным труд педагога. Династия Дьяковичей – Качаловых в этом перечне занимает особое место. Ее основатель, Семен Васильевич Дьякович, в своих дневниках писал: «С 8-го класса твердо решил стать учителем-естественником».


Семен Васильевич родился в 1924 году в крестьянской семье, в деревне Троицкой Чистоозерного района Новосибирской области. В октябре 1941 года отца семейства Василия Федоровича призвали воевать. Через год – старшего сына Дьяковичей, Семена Васильевича. Мечту стать учителем он лелеял и в годы военного лихолетья, а в 1943 году Семен Васильевич попадает под приказ Госкомитета обороны о демобилизации из нестроевых частей военнослужащих-учителей.

Почти за четверть века серьёзнейшей работы в родной Чистоозерке Семен Дьякович становится известным педагогом далеко за пределами района. Получает медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», заканчивает с отличием Томский пединститут, становится самым молодым заслуженным учителем РСФСР… Все эти годы он неуклонно работает над развитием качества преподавания в школе химии и биологии. Слава обгоняла преподавателя – и в 1967 году учителя из глубинки позвали сначала обучать студентов, а затем и организовывать становление кафедры химии в Новосибирском пединституте.

Семен Васильевич Дьякович

Из дневника С.В. Дьяковича

Директор Института естественных и социально-экономических наук НГПУ, доктор химических наук, профессор Наталья Валерьевна Кандалинцева отмечает:

– Семену Васильевичу принадлежит ведущая роль в формировании кафедры химии НГПУ. Вдумайтесь, каким должен быть уровень подготовки, чтобы учителя из сельской школы позвали в педагогический вуз для организации работы кафедры! Один из первых системообразующих шагов Семен Васильевич сделал, когда пригласил команду преподавателей по предметной подготовке из числа выпускников Томского химико-технологического института. Эти же преподаватели, впоследствии, защищали диссертации по химии в Институте органической химии СО РАН. То научное направление, что сегодня развивается, и высокий уровень химической подготовки – это заслуга Сергея Васильевича, он заложил основы развития кафедры химии НГПУ.

Семен Васильевич заложил не только фундамент будущей научной школы кафедры – он сформировал подход к обучению будущих преподавателей естественнонаучных дисциплин на уровне классических и технических вузов. Подготовленные Семеном Васильевичем специалисты продолжили дело учителя.

Дочь Семена Васильевича – Галина Семеновна Качалова – говорит, что в школьные годы была увлечена изучением тех же предметов, что и отец. Она окончила Новосибирский педагогический с отличием, работала в школе, затем продолжила развивать методику преподавания химии на базе вуза. Галина Семеновна занимается научно-исследовательской работой по проблеме мотивации учебной деятельности студентов и учащихся средней школы. Имеет более 150 публикаций, в том числе 11 учебных пособий для студентов и учителей химии, 5 пособий для учащихся, 3 монографии.

 

– То, над чем я работаю и что использую как преподаватель, – это интегративно-контекстное обучение, или реализация межпредметных связей. Тема любимая, я следую ей вот уже, наверное, сорок лет. Особенно интересует связь естественных наук с гуманитарными дисциплинами. Скорее всего, любовь передалась от отца, потому что страстью Семена Васильевича было чтение, он собрал библиотеку, у нас дома порядка восьми тысяч томов различной литературы. Я полюбила те же предметы – химию и биологию – что и преподавал Семен Васильевич, а еще раньше хотела быть учителем начальных классов, потому что мама учитель начальных классов. Другого, не учительского, пути развития для меня не было, я повторяю профессиональную судьбу папы, но превзойти его, конечно, невозможно, – говорит кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры химии Института естественных и социально-экономических наук НГПУ Галина Семеновна Качалова.

Изучать точные науки, играя… Дидактические игры отлично подходят для школьников самых разных возрастов, отмечает Галина Семеновна. Сильная методическая база, ориентация на науку, заложенные в начале 1970-х Семеном Васильевичем и поддержанные Галиной Семеновной, позволили Новосибирскому педагогическому подготовить и выпустить не одно поколение учителей химии, чей научный багаж, полученный в вузе, позволяет им работать как в образовательных организациях, так и в структуре СО РАН, на предприятиях ОПК и фармакологического кластера региона.

Юлия Паначук, Владимир Чумаков, Андрей Зайцев

 Семен Васильевич Дьякович  Семен Васильевич Дьякович

Фото С.В. Дьяковича


Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
05 мая

Педагог центра дополнительного образования «Алые паруса», магистрантка кафедры журналистики ИФМИП НГПУ Ольга Дегтярева стала лучшей на областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

04 мая

Доцент кафедры педагогики и методики начального образования Надежда Николаевна Касенова заняла второе место в международном конкурсе эссе на тему «Образование и наука в эпоху цифровизации», посвященном 125-летию выдающего казахского ученого, академика Каныша Сатпаева.

03 мая

В Институте искусств педагогического университета получен экземпляр второй части «Азбуки Новосибирска», нарисованной его студентами и учениками Детской академии ИИ НГПУ.