НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

От финансовой грамотности к бизнес-аналитике


19 декабря 2022
29 ноября в Институте менеджмента и социальных коммуникаций НГПУ состоялся Конкурс по финансовой грамотности «С финансами на Ты!». Модераторами конкурса стали преподаватели кафедры экономики и менеджмента Дарья Владимировна Глебова и Лариса Владимировна Михайлова. Мы решили спросить у преподавателей о том, как может помочь финансовая грамотность в разных аспектах жизни.

– Что дает знание основ финансовой грамотности студентам?

Л.В.: Студенческие годы можно назвать особым этапом жизненного пути человека. Это период, когда взрослая жизнь только начинается, когда человек задумывается о том, как жить дальше, как стать финансово самостоятельным. А чтобы стать финансово самостоятельным и успешным необходимо быть финансово грамотным.

Знание основ финансовой грамотности и сформированные компетенции финансово грамотного поведения позволяют принимать осознанные финансовые решения в личной жизни и в сфере профессиональной деятельности, ответственно распоряжаться личными финансами, анализировать возможные последствия, что в свою очередь способствует улучшению финансового благополучия, повышению качества жизни человека, его успешной социализации в современном обществе.

Д.В.: Современный студент стремится к финансовой независимости, поэтому проявляет интерес к соответствующим знаниям. Ему особенно важны практические приемы, позволяющие укрепить финансовое положение, их можно сразу же воплощать в жизнь.

– Если студент гуманитарий и не дружит с математикой, может ли он обойтись без финансовой грамотности?

Л.В.: Вне зависимости от того, чем занимается человек, каковы его склонности и предпочтения, абсолютно у каждого есть потребности, для удовлетворения которых нужны ресурсы, в том числе финансовые. А поскольку ресурсы ограничены, необходимо уметь ими рационально распоряжаться.

Таким образом, финансовая грамотность  - это набор необходимых знаний и навыков, которые нужны любому человеку не столько для получения дополнительного дохода, сколько для принятия рациональных финансовых решений в повседневной жизни. Это касается ведения и планирования личного бюджета, различных платежей, использования банковских карт, кредитов и депозитов, пенсионных накоплений, страхования и других финансовых вопросов.

Д.В.: И гуманитарий и технарь сталкиваются регулярно с решением финансовых вопросов, встречают многочисленные предложения банков и других финансово-кредитных организаций. Разобраться в мире финансов необходимо каждому.

– Можно ли утверждать, что студенты экономических специальностей более финансово грамотны?

Л.В.: Однозначно утверждать, что студенты экономических специальностей более финансово грамотны, конечно, не стоит. Но необходимо отметить, что студенты, которые проходят обучение по таким направлениям, как «Экономика», «Менеджмент», и имеют базовые знания по экономическим дисциплинам, быстрее решают более сложные финансовые задачи (например, связанные с инвестированием, бизнес-планированием) и предлагают более эффективные финансовые решения применительно к управлению личными финансами.

Д.В.: Студенты экономических специальностей нашего Института менеджмента и социальных коммуникаций в рамках программы обучения осваивают ряд дисциплин, где решают финансовые задачи и кейсы, рассматривают теоретические вопросы управления финансами, участвуют в конференциях, конкурсах и олимпиадах. Это дает им определённые преимущества в достижении высокого уровня финансовой грамотности перед студентами других специальностей.

– Помогает ли финансовая грамотность школьникам сдать ЕГЭ по математике на высокий балл?

Л.В.: Поскольку в школьном курсе математики и в ЕГЭ содержатся практические задачи по управлению личными финансами, то знание основ финансовой грамотности будет способствовать получению обучающимися более высоких баллов за правильно выполненные задания такого типа. Но ЕГЭ по математике включает задания и других типов, поэтому в целом возможность сдать экзамен на высокий балл зависит прежде всего от уровня подготовки обучающихся.

Д.В.: Финансовая грамотность школьника может и не повлияет на результат ЕГЭ по математике, но точно поможет сформировать правильное отношение к деньгам, легко влиться в современное общество.

– Как можно повысить свою финансовую грамотность?

Л.В.: - используйте как можно большее количество источников финансовых знаний (посещайте обучающие курсы и семинары, читайте книги и материалы периодической печати по финансовой грамотности, участвуйте в финансовых играх, онлайн-проектах по финансовой грамотности, обращайтесь за персональными консультациями); формируйте в себе полезные финансовые привычки (планируйте и анализируйте личный бюджет, ставьте финансовые цели и определяйте пути их достижения, по возможности создавайте источники пассивного дохода, делайте накопления, оценивайте свои финансовые возможности перед принятием важных решений и другие). Постоянно повышайте свою финансовую грамотность (используйте актуальную информацию, изучайте и разумно используйте новые финансовые инструменты и технологии, повышайте свою финансовую культуру)

Д.В.: Сейчас открыт широкий спектр возможностей для повышения финансовой грамотности. Предлагается много публикаций, учебников, курсов, в том числе в онлайн среде. Можно проходить самостоятельное обучение или стать слушателем соответствующих курсов или программ обучения. Возможно, это определит и ваш выбор вуза, и будущую профессию. Например, на нашей кафедре экономики и менеджмента ИМиСК НГПУ в 2023 году будет открыт набор на новый профиль бакалавриата - 38.03.01 Экономика. Бизнес-аналитика. Это наряду с такими профилями как: 38.03.02 Менеджмент. Маркетинг и 38.03.02 Менеджмент. Управление организацией.

Ирина Гронская

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
04 мая

Доцент кафедры педагогики и методики начального образования Надежда Николаевна Касенова заняла второе место в международном конкурсе эссе на тему «Образование и наука в эпоху цифровизации», посвященном 125-летию выдающего казахского ученого, академика Каныша Сатпаева.

03 мая

В Институте искусств педагогического университета получен экземпляр второй части «Азбуки Новосибирска», нарисованной его студентами и учениками Детской академии ИИ НГПУ.

03 мая

В НГПУ продолжает работу проект по профессиональному обучению студентов непедагогических вузов и колледжей по программе «Вожатый». Около 400 молодых людей, которые планируют посвятить ближайшее лето работе с детьми, проходят подготовку на базе НГПУ.