НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В Год семьи магистранты НГПУ открывают двери адаптации: ключи к успешной интеграции детей мигрантов в российские школы


20 февраля 2024

16 февраля в стенах Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ состоялась защита диссертаций первого потока программы магистратуры «Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов». Эта программа ставит перед собой важную задачу – обеспечить эффективную адаптацию детей из семей мигрантов к обучению в российских школах, учитывая особенности их языкового, культурного и социального контекста.

В 2022/2023 учебном году в учреждениях системы общего образования обучается 363 868 детей, из них более 9 тыс. учеников имеют миграционную историю. Около 80% детей иностранных граждан обучаются в 12 школах Новосибирска.

Руководитель программы, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ Зоя Ивановна Лаврентьева, в своем приветственном слове отметила, что большое количество школьников из семей мигрантов стало новой реальностью, и эта программа – ответ на вызовы времени.

- Завершившийся поток магистрантов нашей программы по психолого-педагогическому сопровождению детей мигрантов принес значительные результаты. Из девяти выпускников семь уже успешно трудятся в образовательных учреждениях, где обучается значительное количество детей с мигрантским прошлым. Именно школьному образованию было посвящено больше всего научных исследований. Магистрантами были разработаны и предложены для практиков программы этнокультурной адаптации, работы классного руководителя с родителями из семей мигрантов, сопровождение обучения детей из семей мигрантов в лицеях и гимназиях. Особенно важно отметить, что исследования проводились и в частных образовательных организациях, помогающих детям из семей мигрантов более успешно адаптироваться, в частности, к академическому русскому языку. Наши студенты также активно изучали и разрабатывали методики адаптации в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных организациях в сельских районах нашей области. Одна из интересных идей логопеда-магистранта заключается в использовании специальных упражнений для детей из стран СНГ, где многочисленные звуки русского алфавита не присутствуют. Среди тем магистерских исследований были и достаточно инклюзивные: сопровождение российских замещающих семей, воспитывающих детей с мигрантским прошлым; подготовка педагогов к работе с детьми из Китая, Пакистана и Северной Кореи.

В рамках защиты своих выпускных квалификационных работ (ВКР) магистранты представили результаты своих исследований и практических разработок, направленных на решение сложных проблем адаптации детей мигрантов. Вот лишь несколько из них:

Анна Визингер, учитель логопед в детском саду, провела исследование, посвященное адаптации мигрантов к дошкольной среде. Она обнаружила, что отсутствие толерантности со стороны других детей создает для них дополнительные трудности. Применяя арт-терапию как средство адаптации, Анна Леонидовна смогла значительно повысить уровень коммуникационных навыков у детей мигрантов, снизив при этом уровень тревожности.

Игорь Барбашин провел исследование, посвященное адаптации детей мигрантов, проживающих в сельской местности. Он выявил, что одной из главных проблем является сложность в обучении русскому языку, поскольку такие семьи обычно бывают многодетными и внутри семьи предпочитают общаться на своем родном языке. Игорь предложил комплекс мероприятий, включающих беседы, опросы и практические занятия, которые способствуют более успешной адаптации детей в новой среде.

Юлия Ястрембович исследовала вопрос формирования профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми мигрантов. Она обнаружила, что эффективное сопровождение детей требует от педагогов специальных знаний и навыков. В своей работе Юлия предложила ряд методов и подходов к формированию этих компетенций, основанных на практическом опыте учителей сельской школы.

Анна Устенко представила свою работу о социально-педагогических технологиях адаптации детей мигрантов в общеобразовательных организациях. Она разработала и применила целый комплекс методов и приемов, направленных на успешную адаптацию детей в школьной среде. Эти методы включают в себя тестирование, разработку мотивационного дневника и организацию специальных занятий по изучению русского языка.

Наталья Горелова представила свою работу о педагогическом сопровождении детей из семей мигрантов в дополнительном образовании. Она разработала и внедрила комплексную программу, включающую в себя использование памяток и других визуальных материалов, которые помогают детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям обучения.

Это лишь небольшая часть исследований, проведенных в рамках этой программы. Важно отметить, что магистры НГПУ также активно применяют полученные знания на практике.

- Комиссия признала высокий уровень подготовки магистрантов и приняла решение об издании их работ в коллективной монографии. Записи защиты будут использоваться в учебном процессе для бакалавров, а также при проведении курсов повышения квалификации и мастер-классов для педагогов Новосибирской области, - добавила Зоя Ивановна.

Для справки:

Недавно в университете был открыт информационно-просветительский центр для педагогов, работающих с детьми из семей мигрантов. Здесь проводятся семинары-практикумы, консультации и разрабатываются дополнительные программы повышения квалификации.

Александр Терентьев

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
06 мая

3 мая на базе МАУ «ДОЦ им. В. Дубинина» (Чудолесье) прошло профориентационное мероприятие «Университетские каникулы». Образовательный интенсив организован для учеников психолого-педагогических классов школ Новосибирской области в целях популяризации профессии педагога. 

06 мая

Студенты ИФМИТО НГПУ Алина Недикова и Владимир Рымарев, студентка ИИ НГПУ Екатерина Серебрянникова и студентка ИД НГПУ Мария Широкова приняли участие в заключительном этапе олимпиады «Я – профессионал» в Московском городском педагогическом университете.

05 мая

Педагог центра дополнительного образования «Алые паруса», магистрантка кафедры журналистики ИФМИП НГПУ Ольга Дегтярева стала лучшей на областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».