НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

И.о. заведующего кафедрой

Галина Анатольевна Корощенко, кандидат биологических наук, доцент

Адрес: 630126, город Новосибирск, Октябрьский район, ул. Вилюйская, дом 28, учебный корпус №1, блок 2, ауд. №123

Телефон: 244-05-35; 244-03-29; 244-09-11;

E-mail: iesen-kafbz@nspu.ru

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены выделилась в самостоятельное подразделение из состава кафедры зоологии в 1968 году. Первым заведующим кафедрой был кандидат биологических наук, доцент Ю.Н. Чусов. В 1969 году на кафедре работало 12 сотрудников, из них 4 кандидата наук. Преподавание велось по гистологии с основами эмбриологии; цитологии, анатомии человека, физиологии человека и животных, методике преподавания биологии, основам дарвинизма и генетике.

С 1972 года кафедру возглавила доктор биологических наук, профессор Л.К. Великанова. С этого года начато преподавание курса возрастной физиологии и школьной гигиены.

В 1978 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности 03.00.13 – физиология человека и животных для педагогических вузов Сибири и Дальнего Востока.

В 1987 году заведующим кафедрой избран доктор биологических наук, профессор Айзман Р.И. В 1994 г. был открыт Совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 03.00.13 «Физиология человека и животных», который успешно функционировал до 2000г. За время работы совета было защищено 57 кандидатских диссертаций. Первая защита кандидатской диссертации на Совете была у выпускника аспирантуры А.Д. Герасёва, ныне Ректора нашего университета.

В 1990 г. к кафедре была присоединена кафедра гражданской обороны и медицинской подготовки.

В 1996 году при кафедре открыта новая специальность «Педагогическая валеология» на базе среднего медицинского образования, и кафедра переименована в кафедру анатомии, физиологии и валеологии, а в 2000г. – открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности». В 2006 г. кафедра переименована в кафедру «Анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности».

Для интеграции учебно-методической и научно-исследовательской работы кафедры и Регионального центра, а также для участия в научных проектах, грантах и реализации дополнительного образования приказом Ректора НГПУ в 2010 г. был создан Научно-исследовательский институт здоровья и безопасности (НИИЗиБ). Директором института был назначен заведующий кафедрой проф. Р.И.Айзман.

В настоящее время кафедра представляет собой одно из самых крупных в вузе учебно-научно-методических подразделений, включающее НИИЗиБ, РЦ СФО по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности и НОЦ «Физиология онтогенеза». Все эти структуры активно взаимодействуют между собой, реализуя широкий спектр задач, стоящих перед современным вузовским подразделением.

Основные направления деятельности кафедры:

1. Учебно-методическая работа.

Учебно-методическая работа на кафедре направлена на совершенствование преподавания закреплённых за кафедрой дисциплин, оптимизацию и интенсификацию учебного процесса, улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

2. Научно-исследовательская работа.

Сотрудники кафедры работают по следующим направлениям:
- Морфофункциональное и психофизиологические развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от социальных и экологических факторов.
- Влияние различных видов физкультурно-спортивной активности на морфофункциональное и психофизиологическое состояние студентов в зависимости от индивидуально-типологических и гендерных особенностей.
- Исследование возрастных особенностей функций почек и водно-солевого обмена в норме при различных нагрузках (физических, пищевых, солевых и водных).
- Исследование эффективности различных растительных препаратов для коррекции углеводного и водно-солевого обмена при сахарном диабете.
- Разработка и внедрение электронных паспортов здоровья для мониторинга физического, психического здоровья и физической подготовленности участников образовательного процесса в современных условиях обучения.
- Выявление риска психосоциальных зависимостей суицидального поведения и оценка качества жизни учащейся молодежи.
- Компьютерная диагностика индивидуального психофизиологического профиля учащихся для профориентационной работы.

3. Организационная работа

- Проведение конкурсов, олимпиад:
Международный отраслевой Конкурс лучших изданий «Университетская книга» по направлению «Здоровье и безопасность»;
Организация и проведение научных конференций по научным направления;м кафедры;
Межрегиональный конкурс «Лучший учитель ОБЖ»;
Региональный конкурс «Лучший учитель здоровья»;
Региональный этап олимпиады учащихся по безопасности жизнедеятельности и др.
- Участие в жюри различных конкурсов и олимпиад учащихся и преподавателей;
- Научные и творческие связи с НИИ и одноименными кафедрами страны и зарубежья;
- Организация Ассоциации учителей и преподавателей- организаторов ОБЖ Новосибирской области;
- Просветительская и информационная работа в СМИ.

4.Воспитательная деятельность

- Кураторство и тьюторство в студенческих группах;
-Руководство добровольным студенческим отрядом «Салюс»;
- Проведение регулярных встреч сотрудников кафедры со студентами и магистрантами.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ