ЦЕЛЬ ФОРУМА

Обсуждение вопросов, значимых для современной исторической науки и исторического образования в школе и вузе, выявление успешных практик трансфера результатов современных научных исследований в образовательный процесс.

Выбранный формат подразумевает в качестве основных адресатов преподавателей, аспирантов и студентов педагогических университетов, школьных учителей, которые сохраняют связь со своей alma mater.


Основой для формирования треков станут следующие темы

В рамках конференции планируется обсуждение вопросов, значимых для современной исторической науки и исторического образования.

Основные смыслы и функции использования источников в обучении истории. Каким критериям должен отвечать отбор источников? Какие классификации источников «лучше работают»? Какие новые подходы и исследовательские практики анализа источников потенциально могут быть продуктивны для вузовского и школьного образования? Как привлекать учащихся к созданию источников (возможности и ловушки)? Каков потенциал социальных сетей, интернет-библиотек и просветительских проектов в сети для преподавания истории в школе и вузе? Какие вызовы историческому образованию и его источниковедческой составляющей предлагает folk-history?
Современные дети слабо знают историю или плохо умеют ее изучать: каковы приоритеты исторической подготовки школьников в информационную эпоху? Какой должна быть подготовка выпускников школы, вуза и школьных учителей в области методологии исторического познания? «Большие идеи» и сквозные темы в содержании исторического образования в XXI веке: взгляд историков и педагогов. Дискуссионные и «трудные» вопросы истории на школьных уроках истории: зачем они включены в школьную программу и как их изучать? Учебное историческое исследование – «игра в науку», девальвация научного знания или путь приобщения школьников к культуре научного познания? Научно-исследовательская работа: смысл и предназначение в профессиональной подготовке студентов-историков.
«Public history» и проблематика теории культурного наследования. Как организовать взаимодействие с институтами культуры (театрами, библиотеками, медиа, фестивалями, клубами исторических реконструкций, структурами системы дополнительного образования) с целью формирования исторических представлений? Смысл и возможные результаты таких коллабораций. В чем состоят функции музея и музейных учреждений в контексте современной культуры и посткультуры? Учитель и медиа, историк и медиа: какой смысл рассказывать о своей работе в СМИ и социальных сетях?
Какие исторические сюжеты интересны современным историкам и почему? Как можно изучать различные аспекты прошлого? Какова роль исторической науки и научного исторического знания в становлении коллективных исторических представлений? Какова роль школы и вуза, школьных учителей и университетских преподавателей в формировании этих представлений?
Как происходит современное археологическое исследование? Какие методы применяют археологи, чтобы ответить на вопросы: когда произошло событие и что это за событие? Как отличить лженаучные сенсации от реальных археологических открытий? В чем заключается интеграция археологических и исторических знаний в учебный процесс в школе и вузе?
Каковы цели изучения истории региона «здесь и сейчас»? Как соотносить глобальную, локальную, разные варианты микроистории и персональную историю при изучении региона? Какие сюжеты должны быть «ядром» содержания школьных учебников региональной истории в России? Какие методы и подходы изучения региональной истории могут быть использованы в школьном историческом образовании и профессиональной подготовке учителей истории?

В РАМКАХ ФОРУМА ПРОЙДУТ ДВЕ КОНФЕРЕНЦИИ

II Международная научно-практическая конференция
с элементами научной школы

«Историческая
наука
и образование
в XXI веке»

Международная
интерконференция

«Историческое прошлое

в гуманитарных исследованиях
и образовательной
практике»

Открытие форума. Мемориальная часть

ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ

СПИКЕРЫ

Image Description
Миронов Борис Николаевич

Пушкарева Наталья Львовна

Мазур Людмила Николаевна

Молодин Вячеслав Иванович

Лазукова Наталья Николаевна

«Почему распался Советский Союз: междисциплинарное исследование на больших данных». Открытая лекция

22 марта 2023 года
13:00

Профессор кафедры источниковедения истории России Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук

Миронов Борис Николаевич

«Нerstory вместо History: рождение, развитие и перспективы нового направления». Открытая лекция

22 марта 2023 года
16:30

Главный научный сотрудник, руководитель центра гендерных исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, доктор исторических наук

Пушкарева Наталья Львовна

«Музей в системе исторического образования: проблемы и перспективы». Открытая лекция

23 марта 2023 года
10:00

Заведующий кафедрой документоведения, архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, доктор исторических наук

Мазур Людмила Николаевна

«Полевые исследования отдела археологии палеометалла ИАЭТ СО РАН в 2022 году: итоги и перспективы». Открытая лекция

24 марта 2023 года
13:00

Главный научный сотрудник, заведующий отделом археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, академик РАН

Молодин Вячеслав Иванович

«Современное учебное историческое содержание в контексте системного подхода (проблемы методической теории)». Открытая лекция

24 марта 2023 года
14:00

Доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук

Лазукова Наталья Николаевна

Программа мероприятия включает открытые лекции, мастер-классы, круглые столы, стратегические сессии и другие форматы научного диалога.

Форум объединит более 170 участников из 12 стран (России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Грузии, Кыргызстана, Монголии, США и др.).

Среди спикеров – ведущие специалисты в области исторической науки и методики преподавания предмета, а также начинающие исследователи.

Запланированы очный и онлайн форматы проведения форума (подключение к работе конференции по ссылке в режиме реального времени через интернет).

История – это наука о будущем

22 марта Новосибирск стал столицей исторического образования. Три дня на базе педуниверситета в рамках Года педагога и наставника будет проходить Международный исторический научно-образовательный форум «Историческая наука и современное образование – пространство диалога и сотрудничества».

ОРГАНИЗАТОРЫ

ПРИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ

О вузе

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НГПУ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ КРУПНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ВУЗОМ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАНИМАЕТ ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ В РЕГИОНЕ ПО ВЕДУЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ГОТОВИТ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СЕГМЕНТОВ ЭКОНОМИКИ (ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, СМИ, БИЗНЕС, СПОРТ, УПРАВЛЕНИЕ).
НГПУ – ЭТО СОВРЕМЕННЫЙ, БЫСТРОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ УНИВЕРСИТЕТ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ 10 ИНСТИТУТОВ, 3 ФАКУЛЬТЕТА, 1 ФИЛИАЛ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ И ЛАБОРАТОРИИ, СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
УНИВЕРСИТЕТ РЕАЛИЗУЕТ БОЛЕЕ 500 ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ, АСПИРАНТУРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВУЗЕ СОЗДАНЫ ТЕХНОПАРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
Адрес Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28