НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Повышение качества образования через совершенствование каждой образовательной программы


27 апреля 2024

24 апреля состоялось заседание Ученого совета. С докладом «Система мониторинга качества реализации образовательных программ: первые итоги и перспективы» выступил проректор по учебной работе Александр Александрович Макеев.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, условно называемые ФГОС 3++, привнесли новшество в университеты в виде требования к регулярному проведению внутренней оценки качества образования. С 2021 года вносились изменения в модель аккредитационного мониторинга образовательных программ: были введены аккредитационные показатели. В 2022 году была утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Эти и другие нововведения поменяли ориентацию в оценке образования с формальных показателей на содержательные.

На протяжении этого времени в нашем университете планомерно вводились и апробировались разные процедуры оценки качества, которые постепенно сложились во внутреннюю систему оценки качества образования. Ее частью стал мониторинг качества реализации образовательных программ, представленный Александром Александровичем. Мониторинг осуществлялся по двум группам показателей: аккредитационным (АП) и университетским (УП), сумма которых стала итоговым показателем (ИП), на основе которого был составлен рейтинг образовательных программ.

Аккредитационные показатели знакомы нашему университету: в сентябре 2023 года по ним был успешно пройден аккредитационный мониторинг. Они представляют собой тот необходимый минимум требований, который должна выполнять каждая образовательная программа высшего образования. Иными словами, они создают основу риск-ориентированного подхода в управлении развитием образования. Однако для полноценного развития недостаточно учитывать риски, нужно формировать «зоны развития» для каждой образовательной программы. В связи с этим были разработаны университетские показатели, по которым можно увидеть, в какой степени обеспечивается реализация образовательной политики и Программы развития ФГБОУ ВО «НГПУ».

– В число так называемых университетских показателей вошли такие критерии, как, например, доля иностранных граждан, доля целевиков, доля студентов, участвующих в демонстрационных экзаменах, доля выпускных квалификационных работ, выполняемых по заказу работодателей, и многое другое, – сообщил Александр Александрович. – Эти показатели актуальны для программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, они соответствуют критериям эффективности образовательной политики, представленным в Программе развития НГПУ на 2023–2030 гг. Достижение данных показателей позволяет нам развивать образовательные программы университета и готовить успешных выпускников.

В рамках самообследования по итогам деятельности в 2023 году были изучены 175 образовательных программ. По объективным причинам не каждая образовательная программа может выполнить все показатели. Например, УП1 (средний балл вступительных испытаний в форме собеседования обучающихся) может быть выполнен только по программе магистратуры. Поэтому с учетом максимального количества баллов все программы сначала были разделены на три группы: бакалавриат и специалитет очной формы обучения (205 баллов), бакалавриат и специалитет заочной формы обучения (150 баллов), и магистратура очной и заочной форм обучения (140) баллов. Однако дополнительная дифференциация программ возникает, если учитывать наличие приема и выпуска по программе. Таким образом получилось 12 групп образовательных программ, при ранжировании которых было учтено множество факторов. Это позволило обеспечить детальную оценку каждой программы, продемонстрировать ее сильные и слабые стороны. Свое выступление Александр Александрович завершил предложением составить план развития для каждой программы, показавшей низкие результаты.

В обсуждении доклада приняли участие директор ИИГСО Ольга Михайловна Хлытина, заведующий кафедрой педагогики и психологии ИФМИТО Елена Васильевна Андриенко, заведующий кафедрой практической и специальной психологии Юлия Михайловна Перевозкина, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Наталья Яковлевна Большунова, заместитель директора по учебной работе ИФМИТО Светлана Васильевна Гейбука. Подводя итоги обсуждения, ректор Алексей Дмитриевич Герасёв отметил, что представленные показатели, по которым оценивались программы, являются достижимыми.

– Представленная система мониторинга качества реализации образовательных программ понятна и прозрачна: ясно, каким образом считаются все показатели. Одним из ее достоинств является подход, детально учитывающий особенности реализации каждой программы. Система приводит в порядок и ранжирует по важности множество разрозненных показателей, важность которых, может быть, не всегда осознается руководителями кафедр и подразделений, – подчеркнул Алексей Дмитриевич.

В течение 2024/2025 учебного года работа по совершенствованию системы мониторинга качества реализации образовательных программ будет продолжена.

Алина Кириенко

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
09 мая

С 27 апреля по 10 мая новосибирские юнкоры и лидеры Движения первых прокачивают свои навыки создания интересного контента в рамках специального медиаполигона, который организует кафедра журналистики педагогического университета. В рамках проекта состоялась премьера киноальманаха «Без срока давности: непокорённые», созданного юнкорами России и Белоруссии.

09 мая

Студенты ИИГСО НГПУ продолжают свою миссию сохранения и передачи исторического наследия через проект «Живые воспоминания». В прошлом году они записывали ролики в видеостудии университета, в которых звучали письма и воспоминания участников Великой Отечественной войны – от солдат до медсестер.