logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

45.04.01 Филология, направленность (профиль): История и теория литературы

Направление подготовки:  45.04.01 Филология
Направленность (профиль): История и теория литературы

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров, способных создавать исследовательские проекты, посвященные ключевым проблемам истории и теории литературы, а также проекты с прикладной направленностью, ориентированные на преподавание литературы в школе и вузе. 

Длительность обучения: 2 года (очная форма обучения), 2 года и 5 месяцев (заочная  форма обучения). Программа имеет государственную аккредитацию. 


Цель программы – подготовка филологических кадров, способных обучаться в аспирантуре и в дальнейшем осуществлять научно-исследовательскую деятельность в институтах РАН и в системе высшей школы, педагогическую деятельность в системе высшей и средней школы, а также возможных руководителей гуманитарного профиля обучения в гимназиях и лицеях, редакторов, организаторов культурно-просветительских мероприятий. 

В ходе реализации программы выпускники углубленно осваивают следующие области истории и теории литературы: метаязык описания произведений литературы и искусства, филологический анализ текста, механизмы интерпретации сложно организованного текста, особенности авторской поэтики и др. Кроме того, магистранты получают навыки редактирования разных типов текстов с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий, а также умения разрабатывать и реализовывать различные типы проектов в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях.

Научно-исследовательская работа может быть продолжена в аспирантуре и докторантуре.

Что я буду изучать?
Магистерская программа ориентирована на систему дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов-филологов. Учебный план предполагает освоение таких дисциплин, как «Современные научные направления филологии», «История и методология филологической науки», «Миф и мифопоэтика», «Система и методика преподавания литературоведческих дисциплин в вузе и организациях профессионального образования», «Историческая и теоретическая поэтика» и др. Дисциплины по выбору определяются тематической направленностью магистерской диссертации, ориентированной на тот или иной период русской литературы XIX–XXI вв., интересом к теоретическим или прикладным аспектам изучения дисциплин: «Поэтический язык XIX века»/«Поэтический язык XX века»; «Авторские поэтики XIX века»/«Авторские поэтики XX века» и др.

Значительное количество часов отводится на профессиональный иностранный язык для формирования у магистрантов навыков свободного чтения и понимания иноязычных филологических текстов. Магистры также будут подготовлены к преподаванию литературоведческих дисциплин в вузе.

Преимущества программы

  • Высокий уровень подготовки.   НГПУ готовит учителей русского языка и литературы уже 85 лет, а также филологов на протяжении 20 лет. В ИФиМ НГПУ сложилась научная школа «Историческая и теоретическая поэтика», которая развивает актуальные направления современного литературоведения. Магистранты с 1 курса активно включаются в исследовательскую работу кафедры. Руководитель магистерской программы – доктор филол. наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе Татьяна Ивановна Печерская.

  • Сильнейший преподавательский состав.  Свыше 90% преподавателей ИФиМ НГПУ являются докторами и кандидатами наук, специалистами в различных областях лингвистики, литературоведения и педагогики, имеющими публикации в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях. Профессорско-преподавательский состав магистерской программы успешно сотрудничает с российскими исследовательскими центрами: Томским государственным университетом, Институтом филологии СО РАН, Институтом мировой литературы им. А.М. Горького, Высшей школой экономики, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена и др. Кроме того, в  ИФиМ НГПУ реализуется проект «Профессорские чтения», в рамках которого для обучающихся проводятся циклы открытых лекций выдающихся российских и зарубежных ученых

  • Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов (в области фундаментальных или прикладных аспектов лингвистики). Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. 

  • Активная научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа осуществляется в течение всего обучения в магистратуре.  Студенты в полной мере используют все ресурсы НГПУ. Ежегодно институт проводит международные и всероссийские  конференции молодых ученых. По их результатам издаются сборники тезисов («Молодежь XXI века»), статей («Молодая филология», «Первые научные штудии»), включенные в Российский индекс научного цитирования.Подготовку магистерской диссертации в ходе обучения по программе можно рассматривать как начальный этап работы над кандидатской диссертацией.
    Лица, освоившие магистерскую программу, могут продолжать обучение в аспирантуре по специальности – 10.01.01 Русская литература, 10.01.08 Теория литературы. Текстология при выпускающей кафедре русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературы.
    В институте филологии, массовой информации и психологии НГПУ работает диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: русский язык, русская литература, теория литературы и текстология, что определяет возможность дальнейшего обучения и развития научного направления, заявленного в магистерской программе.
Где я буду работать?
Выпускники могут работать учителями русского языка в средней школе; преподавателями филологических дисциплин в высшей школе, учреждениях повышения квалификации; филологами-исследователями в научных учреждениях: сотрудниками и специалистами в органах государственного управления сферой образования и культуры, в научных библиотеках, СМИ, издательствах, в гуманитарных службах различных учреждений, где требуется общефилологическое обеспечение той или иной сферы деятельности, связанной с анализом и обработкой текстов различных типов.