Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Медиаобразование
Медиаобразование является динамично развивающимся педагогическим направлением в системе современного российского образования, связанным с необходимостью подготовки специалистов, способных формировать у разновозрастной целевой аудитории критическое отношение к социальным медиа и массмедиа; использовать их ресурс в рамках основного (дошкольного, школьного, вузовского) и дополнительного образования; создавать разные типы информационных продуктов и организовывать процесс медиатворчества, в том числе в формате школьных и вузовских редакций, молодежных медиацентров.
Выпускники магистратуры смогут работать в качестве педагогов дополнительного образования, предметной подготовки и организаторов внеклассной работы, компетентных в области создания и использования мультимедийных средств и медиатехнологий; медиапедагогов, тьюторов; руководителей школьных и вузовских пресс-центров, юнкоровских кружков и объединений; редакторов школьных и студенческих СМИ.
Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы — обучение студентов восприятию, интерпретации и передаче различной информации, осознанию последствий ее воздействия на психику учащихся; созданию и использованию мультимедийных средств в учебном и воспитательном процессах; обучение методике работы с юнкорами.
Что я буду изучать?
В учебный план включены такие дисциплины, как «Основы медиаобразования», «Методика и технология медиаобразования», «Принципы организации дистанционного обучения», «Создание учебных фильмов», «Медиапсихология», «Медиабезопасность» и др. В течение учебного года идет индивидуальная и групповая работа над созданием образовательных медиапроектов. В качестве консультантов и медиатренеров выступают специалисты в сфере медиаобразования и практикующие журналисты, работающие в сфере медиапедагогики. В качестве основных образовательных технологий выбираются вебинары, деловые и имитационные игры, творческие практикумы и др.
В рамках научно-исследовательской работы магистранты проводят практикоориентированные исследования: разрабатывают учебные программы и элективные курсы по журналистике для юнкоров; создают авторские проекты и методики использования мультимедийных средств и медиатехнологий в процессе предметной подготовки школьников, организации внеклассной работы, осуществления тьюторства.
Преимущества программы
- Программа «Медиаобразование», реализуемая в рамках педагогического направления, не имеет аналогов. За Уралом это единственная программа, по которой готовят педагогов-специалистов в сфере медиаграмотности, медиабезопасности, школьного и вузовского медиапроектирования, медиатьюторства (формируемые компетенции соответствуют компетенциям из раздела «Образование 2030» Атласа профессий будущего, разработанного специалистами центра «Сколково»).
В 2020 году ФУМО по педагогическому образованию одобрило примерную образовательную программу НГПУ, по которой российские вузы могут готовить специалистов в сфере медиаобразования. Ее особенности заключаются в симбиозе педагогического и журналистского компонентов, междисциплинарности, практико-ориентированности и метапредметности. Такой подход позволяет формировать у магистрантов траснмедийные компетенции, в том числе связанные с формулой «4K»: (коммуникация, критическое мышление, командная работа в реализации медиаобразовательных проектов, креативность).
- Сильнейший преподавательский состав. В рамках магистерской программы «Медиаобразование» представлены два направления: «Интеграция медиаобразования в учебный и воспитательный процессы» и «Функционирование школьных и студенческих масс-медиа».Обучение проводят кандидаты и доктора наук НГПУ, а также приглашенные специалисты в сфере медиаобразования и практикующие журналисты, работающие в сфере медиапедагогики из Москвы, Челябинска, Перми. Преподаватели НГПУ являются участниками городского методического объединения руководителей школьных пресс-центров и студий аудиовизуального творчества (более 70 школьных пресс-центров и медиастудий домов творчества). Руководитель магистерской программы – канд. пед. наук, заведующий кафедрой журналистики Елена Вениаминовна Евдокимова.
- Индивидуальная образовательная траектория. Определить образовательную траекторию студентам, связанную с выбором педагогического или журналистского вектора, помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. В соответствии с выбранным направлением, педагогическим или журналистским, обучающиеся проходят производственные практики на базе школьных и вузовских пресс-центров Новосибирска; городских центров дополнительного образования; школ, гимназий, лицеев, активно использующих медиатехнологии и мультимедийные средства в рамках предметной подготовки учеников и организации внеклассной работы.
- Активная проектно-исследовательская работа. Проектная работа является одним из ведущих видов деятельности магистерской программы. Вузом заключены договоры с рядом образовательных организаций, что позволяет магистрантам уже во время обучения разрабатывать и осуществлять основные городские и областные медиаобразовательные проекты: конкурсы профессионального мастерства для юнкоров (конкурс «Ни дня без строчки» с ГЦИ «Эгида», городской конкурс детских и юношеских СМИ с ДТДУМ «Юниор»; конкурс «Это наш край» с ЦРТДЮ «Заельцовский», фестиваль «Чеснок» и интеллектуальная игра «Луч» с ЦВР «Галактика» и др.); осенние и летние медиасмены по журналистике для школьников (проект «#MediaCamp» –– профильные смены «МедиаОсень» и «МедиаЛето» на 150 участников); городская методическая школа «ЮниорМедиа» (проведение творческих встреч с журналистами, организация экскурсий в редакции СМИ и научные институты, пресс-туров) и др.
Где я буду работать?
Выпускники магистратуры «Медиаобразование» работают в качестве педагогов дополнительного образования, предметной подготовки и организаторов внеклассной работы, компетентных в области создания и использования мультимедийных средств и медиатехнологий; медиапедагогов, тьюторов; руководителей школьных и вузовских пресс-центров, юнкоровских кружков и объединений; редакторов школьных и студенческих СМИ.
Востребованность магистерской программы доказывают открытые вакансии по направлению «журналистика и медиа, пресс-центры» в образовательных учреждениях Новосибирска и области.