logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль): Языковое и литературное образование

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Языковое и литературное образование 


Актуальность программы обусловлена тем, что новых социокультурных условиях российское образование переживает этап пересмотра устоявшихся принципов формирования содержания филологического образования, поиска путей решения современных проблем цели и качества обучения русскому (родному) языку, русской (родной) литературе на разных ступенях школьного образования. Учителя сталкиваются с проблемой обучения русскому языку и литературе  учащихся с разными образовательными потребностями и способностями, которым необходимо помочь определить индивидуальную траекторию обучения,  разработать для них  адаптированные или углубленные программы филологического образования. Современный учитель готовит ребенка к жизни в полиэтническом конкурентном мире, помогает его саморазвитию в процессе обучения, развивает его личностные качества и метапредметные компетенции. Отдельной сложной задачей является подготовка выпускников школ к итоговому сочинению, устному итоговому сочинению, ОГЭ, ЕГЭ.

Программа нацелена на формирование филологического и современного методического мышления магистранта, а значит, на изменение мировоззрения учителя-словесника в русле деятельностно-компетентностного подхода и осознания его социально-активной роли в гармонизации общества.

Длительность обучения: заочная  форма – 2 года 5 месяцев. Программа имеет государственную аккредитацию. 

Цель программы  – подготовка высококвалифицированного педагога, способного проектировать образовательный процесс с учётом индивидуальных интересов и способностей обучающихся, инноваций в образовании и достижений филологической науки. Магистранты получают возможность углубить знания по традиционным и новым аспектам лингвистики, литературоведения, психолого-педагогическим дисциплин. Научно-исследовательская работа может быть продолжена в аспирантуре и докторантуре.

Что я буду изучать?
Магистерская программа ориентирована на подготовку учителя-словесника, поэтому учебный план включает систему дисциплин лингвистического  и литературоведческого содержания, например, «Функциональная стилистика русского языка», «Традиционное и новое в изучении  морфологии русского языка», «Лингвистический анализ текста в школе и вузе»; «Изучение в школе современного процесса в русской литературе», «Современные методы анализа художественного текста: эпос», «Проблемы изучения зарубежной литературы» и др. Большое количество учебных занятий посвящено актуальным вопросам преподавания русского языка и литературы в школе («Современные педагогические технологии развития речи и обучения языкам», «Методика дифференцированного обучения», «Современный урок литературы», «Мониторинг образовательного процесса» и др.). Студенты знакомятся с современными методами филологических исследований, с информационными и образовательными ресурсами, базами данных.

Преимущества программы

  • Высокий уровень подготовки.   НГПУ готовит учителей русского языка и литературы уже 85 лет. Руководитель программы И.Н. Зайдман – канд. педагог. наук, профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания, председатель регионального отделения Ассоциации учителей русского языка и литературы в Новосибирской области. В период обучения действуют мастер-классы опытных практикующих педагогов, проводятся методические конференции-семинары; в рамках проекта «Профессорские чтения» организуются циклы лекций ведущих ученых из России и зарубежных стран.
  • Сильнейший преподавательский состав.  Свыше 90% преподавателей ИФМИП НГПУ являются докторами и кандидатами наук, специалистами в различных областях лингвистики, литературоведения и педагогики, имеющими публикации в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях. Профессорско-преподавательский состав магистерской программы успешно сотрудничает с российскими и зарубежными вузами и исследовательскими центрами: Миланским государственным университетом (Италия), Католическим университетом Святого Сердца (Италия), Синцзянским государственным университетом (Китай), Синцзянским педагогическим университетом (Китай), Томским государственным университетом, Институтом филологии СО РАН, Институтом мировой литературы им. А.М. Горького, Институтом лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург), Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена и др. 
  • Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Возможными базами практики являются ведущие образовательные организации г. Новосибирска и Новосибирской области (лицеи, гимназии). Это дает возможность студентам познакомиться опытом ведущих специалистов, учителей-практиков, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения. 
  • Активная научно-исследовательская работа осуществляется в течение всего обучения в магистратуре.  Студенты в полной мере используют все ресурсы НГПУ. Ежегодно институт проводит международные и всероссийские  конференции молодых ученых. По их результатам издаются сборники тезисов («Молодежь XXI века»), статей («Молодая филология», «Первые научные штудии»), включенные в Российский индекс научного цитирования.
    Подготовка магистерской диссертации в ходе обучения по программе можно рассматривать как начальный этап работы над кандидатской диссертацией. Выпускники магистерской программы «Языковое и литературное образование» могут продолжать научно-исследовательскую работу в аспирантуре по специальностям: 10.02.01 «Русский язык»; 10.01.01 «Русская литература»; 10.01.08 «Теория литературы. Текстология»; 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания: русский язык».
    В институте филологии, массовой информации и психологии НГПУ работает диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: русский язык, русская литература, теория литературы и текстология, что определяет возможность дальнейшего обучения и развития научного направления, заявленного в магистерской программе.
Где я буду работать?
Выпускники могут работать учителями русского языка, литературы, риторики, культуры речи, словесности  в средней школе, колледжах, техникумах; преподавателями филологических дисциплин в высшей школе, учреждениях повышения квалификации;в органах государственного управления  сферой образования и культуры.