logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и педагогика инклюзивного образования

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и педагогика инклюзивного образования»

Программа направлена на подготовку профессиональных кадров для работы в сфере инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, но в то же время обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В 2020 г. в Новосибирской области насчитывается около 32 тысяч детей с ОВЗ, в том числе 7 500 – это дети-инвалиды. В Новосибирской области 70 % детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Концепцией развития инклюзивного образования охвачены все  уровни образования – от дошкольного до профессионального.

Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет. Программа имеет государственную аккредитацию.

Цель программы – подготовка бакалавров, готовых реализовывать психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса, оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 

Что я буду изучать?
Учебный план имеет модульную структуру:   

  • коммуникативный; 
  • здоровьесберегающий; 
  • психолого-педагогический («Теории и технологии обучения и воспитания», «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология»);
  • психолого-педагогические основы профессиональной деятельности («Социальная психология», «Социальная педагогика», «Методика воспитательной работы», «Психолого-педагогическая диагностика»);
  • учебно-исследовательский;
  • предметно-содержательный («Возрастно-психологическое консультирование» (с практикумом), «Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Взаимодействие с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»);
  • психология и педагогика инклюзивного образования («Организация инклюзивного образования», «Основы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», «Специфика дошкольного инклюзивного образования», «Организация деятельности консилиума образовательного учреждения», «Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью», «Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями», «Обучение и воспитание детей с нарушениями речи», «Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Педагогические технологии в работе с детьми с аффективно-волевыми нарушениями»);
  • 3 дисциплины по выбору студента 
Преимущества программы
  • В реализации бакалаврской программы участвуют высококвалифицированные научно-педагогические кадры, чей   авторитет  и  научная репутация признаны  профессиональным сообществом и достигнуты высоким  уровнем  исследований  в  области инклюзивного образования.  
  • Активная научно-исследовательская работа, в том числе – при выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы на базе научно-образовательного центра «Инклюзивное образование».  Проблему исследования выбирает сам обучающийся, поэтому она имеет личностную значимость и собственный опыт включенности в ее решение, что обеспечивает высокое качество выпускных квалификационных работ. 
  • Обучающиеся участвуют в разнообразных  формах организации профессионального взаимодействия: ежегодных Всероссийских научных школах с Международным участием по проблемам инклюзивного образования, научно-практических конференциях, просветительских и волонтерских акциях и т.д.
  • В образовательном процессе реализуются личностно-ориентированные технологии. При организации контактной работы со студентами в условиях традиционной лекционно-семинарской формы организации обучения приоритет отдан интерактивным методам обучения, поэтому применяются диалоговые лекции, дискуссии, кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), метод проектов; практические занятия проходят в таких формах как мастер-класс, круглый стол, квест, баркемп, воркшоп, проектная сессия и других. 
  • Создана современная инфраструктура и материально-техническое обеспечение для  реализации бакалаврской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования.
Где я буду работать?
Перспективы трудоустройства выпускника будут иметь несомненные конкурентные преимущества. Возможные наименования должностей: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования.