logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

45.04.01 Филология, направленность (профиль): Русский язык как иностранный

Направление подготовки: 45.04.01 Филология
Направленность (профиль): Русский язык как иностранный


Актуальность программы определяется активизацией международных связей и интенсивным миграционным процессом, связанным со своеобразием географического положения Новосибирской области и с социальными процессами, которые происходили и происходят в России и на бывшем постсоветском пространстве.

Программа предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять обучение граждан зарубежных стран русскому языку в различных образовательных учреждениях; разрабатывать проекты в сфере межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной среде.

Длительность обучения: очная форма – 2 года; заочная форма – 2 года 5 месяцев. Программа имеет государственную аккредитацию.

Цель программы — подготовка кадров для работы в современной полиязычной образовательной сфере.

Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает разные  сферы научной, педагогической деятельности, где необходимо эффективно решить задачи  квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;  проведение учебных занятий и внеклассной работы по русскому языку как родному, как неродному, как иностранному языку в образовательных организациях основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и высшего образования; разработки проектов в сфере межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной среде.

Что я буду изучать?
Магистерская программа ориентирована на систему дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов по методике русского языка как иностранного: русский язык в рамках этого курса рассматривается как неродной и иностранный. Система дисциплин по данной программе включает изучение русского языка в его функционировании, включающем социолингвистический, функциональный, когнитивный, интерпретационный, лексикографический аспекты; а также иностранных языков в их теоретическом и практическом освоении; традиционных и инновационных технологий обучения русскому языку как иностранному, базирующихся на современных достижениях лингвистики (теория языковой личности, функциональная грамматика, семантический синтаксис и др.).

Преимущества программы

  • Высокий уровень подготовки.  НГПУ готовит учителей русского языка и литературы уже более 85 лет. С 1992 года ведется подготовка иностранных студентов, желающих изучать русский язык, поэтому в настоящее время  накоплен огромный опыт работы в области преподавания русского языка как иностранного. Руководитель программы Е. Ю. Булыгина – директор института филологии, массовой информации и психологии НГПУ, профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания, руководитель центра тестирования по русскому языку как иностранному.

  • Сильнейший преподавательский состав.  Свыше 90% преподавателей ИФиМ НГПУ являются докторами и кандидатами наук, специалистами в различных областях лингвистики, литературоведения и педагогики, имеющими публикации в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях.
    Профессорско-преподавательский состав магистерской программы успешно сотрудничает с российскими и зарубежными вузами и исследовательскими центрами: Миланским государственным университетом (Италия), Католическим университетом Святого Сердца (Италия), Синцзянским государственным университетом (Китай), Синцзянским педагогическим университетом (Китай), Университетом Петера Пазманя (Будапешт, Венгрия), Томским государственным университетом, Институтом филологии СО РАН, Институтом мировой литературы им. А.М. Горького, Институтом лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург), Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена и др. Кроме того, в  ИФиМ НГПУ реализуется проект «Профессорские чтения», в рамках которого для обучающихся проводятся циклы открытых лекций выдающихся российских и зарубежных ученых.

  • Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Возможными базами практики являются не только российские, но и зарубежные образовательные организации (в Китае, Италии и др.). Это дает возможность студентам познакомиться с различными методиками работы с инофонами, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения. 

  • Активная научно-исследовательская работа осуществляется в течение всего обучения в магистратуре.  Студенты в полной мере используют все ресурсы НГПУ. Ежегодно институт проводит международные и всероссийские  конференции молодых ученых. По их результатам издаются сборники тезисов («Молодежь XXI века»), статей («Молодая филология», «Первые научные штудии»), включенные в Российский индекс научного цитирования.
    Подготовка магистерской диссертации в ходе обучения по программе можно рассматривать как начальный этап работы над кандидатской диссертацией. Лица, освоившие магистерскую программу, могут продолжать обучение в аспирантуре по специальности – 5.9.5. Русский язык. Языки народов России при выпускающей кафедре современного русского языка и методики его преподавания.
    В Институте филологии, массовой информации и психологии НГПУ работает диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: 5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки), 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки), что определяет возможность дальнейшего обучения и развития научного направления, заявленного в магистерской программе.
Где я буду работать?
Выпускники могут работать учителями русского языка в полиэтнических классах средней школы; преподавателями русского языка как иностранного в высшей школе и учреждениях повышения квалификации; филологами-исследователями в научных учреждениях; специалистами и сотрудниками в органах государственного управления  сферой образования и культуры, в  различных учреждениях, связанных с международной деятельностью, миграционной политикой.