Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Дошкольная дефектология
Обучение по профилю «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата) предусматривает подготовку педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии. Это дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (в том числе с ДЦП), с расстройствами аутистического спектра, с речевой патологией, а также с множественными нарушениями. В штате всех государственных образовательных организаций разного уровня образования есть должность «учитель-дефектолог». По заключению психолого-медико-педагогической комиссии все дети с ОВЗ и инвалидностью должны получать бесплатную коррекционную помощь. Соответственно, запрос организаций на учителей-дефектологов очень высок.
Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет.
Цель программы – подготовка педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование детей с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, в сфере социальной защиты населения и здравоохранения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающее обучение, воспитание, развитие, психолого-педагогическая реабилитация, коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая (коррекционно-педагогическая), проектная, методическая, сопровождения, организационно-управленческая, культурно-просветительская.
Что я буду изучать?
Современная дошкольная дефектология – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего специалиста широкой общей эрудиции и глубоких, системных знаний в специальной психологии, коррекционной педагогике и медицине.
Дошкольный дефектолог – это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка. Дошкольный дефектолог осуществляет коррекционно-развивающее обучение и воспитание в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, адресованных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ во время коррекционно-образовательного процесса, владеет использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ, особенностям их общего и речевого развития, индивидуальным личностным особенностям, и отражающих специфику содержательных областей адаптивных образовательных программ, в том числе предметной и коррекционно-развивающей области.
В широком понимании дошкольный дефектолог занимается изучением, обучением, воспитанием, развитием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные формы работы дошкольного дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы образовательного процесса. Содержание работы дошкольного дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций.
Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу специального дефектологического образования: специальная психология, коррекционная педагогика, а также методики обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной, такие как нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая психология и другие.
Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы.
Проектная и практическая деятельность, как обязательный компонент специального дефектологического образования, включена в образовательный стандарт по направлению СДО, профиль Дошкольная дефектология. Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реальной практики и подготовке выпускной квалификационной работы в одном из специализированных образовательных организаций.
Преимущества программы