logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Дошкольная дефектология

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Дошкольная дефектология

Обучение по профилю «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата) предусматривает подготовку педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии. Это дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (в том числе с ДЦП), с расстройствами аутистического спектра, с речевой патологией, а также с множественными нарушениями. В штате всех государственных образовательных организаций разного уровня образования есть должность «учитель-дефектолог». По заключению психолого-медико-педагогической комиссии все дети с ОВЗ и инвалидностью должны получать бесплатную коррекционную помощь. Соответственно, запрос организаций на учителей-дефектологов очень высок.

Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет.

Цель программы – подготовка педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование детей с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, в сфере социальной защиты населения и здравоохранения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающее обучение, воспитание, развитие, психолого-педагогическая реабилитация, коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая (коррекционно-педагогическая), проектная, методическая, сопровождения, организационно-управленческая, культурно-просветительская.

Что я буду изучать?
Современная дошкольная дефектология – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего специалиста широкой общей эрудиции и глубоких, системных знаний в специальной психологии, коррекционной педагогике и медицине.

Дошкольный дефектолог – это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка. Дошкольный дефектолог осуществляет коррекционно-развивающее обучение и воспитание в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, адресованных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ во время коррекционно-образовательного процесса, владеет использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ, особенностям их общего и речевого развития, индивидуальным личностным особенностям, и отражающих специфику содержательных областей адаптивных образовательных программ, в том числе предметной и коррекционно-развивающей области.

В широком понимании дошкольный дефектолог занимается изучением, обучением, воспитанием, развитием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные формы работы дошкольного дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы образовательного процесса. Содержание работы дошкольного дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций.

Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу специального дефектологического образования: специальная психология, коррекционная педагогика, а также методики обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной, такие как нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая психология и другие.

Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы.

Проектная и практическая деятельность, как обязательный компонент специального дефектологического образования, включена в образовательный стандарт по направлению СДО, профиль Дошкольная дефектология. Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реальной практики и подготовке выпускной квалификационной работы в одном из специализированных образовательных организаций.

Преимущества программы

  • Высокий уровень подготовки. С момента создания института детства ФГБОУ ВО «НГПУ» был направлен на качественную подготовку кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии. Высокий уровень подготовки бакалавров в области дошкольной дефектологии позволяет подавляющему большинству выпускников данного профиля успешно трудоустраиваться в организациях системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, а также в общественных организациях и коммерческих структурах, оказывающих помощь детям с ОВЗ и их семьям. Все эти организации также испытывают потребность в учителях-дефектологах (для работы с детьми с ОВЗ разных нозологических групп).

  • Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей ИД – доктора и кандидаты наук, а также выдающиеся практики. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 70 процентов. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 50 процентов. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 10 процентов.

  • Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – руководители курсовых и выпускных квалификационных работ, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями.
    Для прохождения практики заключены договоры более чем с 28 учебными организациями. Это дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра педагогических и исследовательских проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.

  • Активная проектно-исследовательская работа. Система научно-исследовательской работы студентов вуза направлена на сохранение существующих и создание новых университетских традиций и форм научной, творческой и инновационной деятельности молодежи:
    - координация работы подразделений университета по организации научно-исследовательской деятельности студентов; организация и участие в работе студенческого научного сообщества;
    - организационно-информационная поддержка участия студентов университета в мероприятиях различных уровней: международных, всероссийских, региональных, областных, городских и университетских конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д.; организация участия студентов в мероприятиях по НИРС от межвузовского до международного уровней: Международная научная студенческая конференция МНСК (НГУ); Международная научно-техническая конференция МНТК (НГТУ); Всероссийская студенческая научно-практическая конференции с международным участием «Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации» (НГПУ); а также различные межвузовские олимпиады, конкурсы, конференции;
    - организация и проведение межвузовских олимпиад; различные мастер-классов, круглых столов и др. мероприятий;
    - организационная работа по представлению студентов, активно участвующих в научно-исследовательской работе, на стипендии мэрии г. Новосибирска, Правительства Новосибирской области и др. стипендии за достижения в НИРС;
    - разработка нормативной и научно-методической документации по вопросам организации НИРС;
    - подготовка материалов для публикации сборников студенческих докладов по итогам различных конференций;
    - содействие работе и развитию на кафедрах, СКБ, лабораторий, творческих объединений и других студенческих научных обществ (СНО);
    - информационные коммуникации с деканатами, кафедрами, другими структурными подразделениями университета и ответственными за организацию НИРС, а также взаимодействие с другими вузами;
    - подготовка текущей и оперативной информации для средств массовой информации и страницы НИРС на сайте НГПУ. 
  • Учебный корпус. ИД имеет специализированные аудитории для осуществления образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности студентов. Для достижения студентами наилучших результатов в учебно-образовательной и научной деятельности используется четыре компьютерных класса, Ресурсный центр сопровождения начального образования, Ресурсный центр сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, Ресурсный центр «Семья и дети», а также современное информационное пространство библиотеки НГПУ, обеспечивающей доступ к печатным и электронным изданиям.

  • Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса все бакалавры сдают независимый экзамен по международным стандартам. В результате студенты без труда могут изучать дисциплины на английском языке, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах.
Где я буду работать?
В связи с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья профессия дошкольного дефектолога становится все более востребованной в обществе Дипломированный бакалавр без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. В зависимости от выбранного направления, специалист по дошкольной дефектологии может устроиться на должность дефектолога в организациях системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, а также в общественных организациях, оказывающих помощь детям с ОВЗ и их семьям.

Профессионалов с дефектологическим образованием принимают на работу в детские сады, школы, реабилитационные центры, психологические центры, службы раннего развития, центры раннего развития, дома ребенка и т.д. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников.