logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

44.03.03 Специальное дефектологическое образование, профиль: Олигофренопедагогика

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное дефектологическое образование,
Профиль: Олигофренопедагогика

Обучение по профилю «Олигофренопедагогика» (уровень бакалавриата) предусматривает подготовку педагогических кадров для работы с разными категориями лиц, имеющих задержку психического развития и нарушения интеллекта. К олигофренопедагогу обращаются, когда у ребенка отмечаются интеллектуальные нарушения, задержка психического развития. Чтобы дети с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта смогли адаптироваться к жизни в обществе, им нужна своевременная помощь олигофренопедагога. Поэтому в штате многих государственных образовательных организаций разного уровня образования есть должность «учитель-дефектолог», к которой относится и «учитель-олигофренопедагог». Деятельность олигофренопедагога направлена на психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также психологическую реабилитацию взрослых. Воспитание и обучение детей с нарушениями в интеллектуальном развитии осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях и направлено на максимальную коррекцию недостатков их интеллектуального развития, подготовку к трудовой деятельности, на их социальную реабилитацию. 

Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет. 

Цель программы – подготовка педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии.

Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование детей с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, в сфере социальной защиты населения и здравоохранения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающее обучение, воспитание, развитие, психолого-педагогическая реабилитация, коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая (коррекционно-педагогическая), проектная, методическая, сопровождения, организационно-управленческая, культурно-просветительская.

Что я буду изучать?
Олигофренопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта, один из разделов дефектологии. Олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития ребёнка под влиянием коррекционного обучения; определяет принципы, содержание и методы обучения и воспитания умственно отсталых детей на основе индивидуального подхода к различным типам нарушений интеллекта, разрабатывает систему и структуру специальных учреждений. Олигофренопедагогика опирается на данные общей и специальной педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, педиатрии, детской психоневрологии, психиатрии и других смежных наук. В олигофренопедагогике применяются общие методы воспитания и обучения, но с учётом задач коррекционно-воспитательной работы (в специальных коррекционных школах) и особенностей развития умственно отсталых детей. Особое внимание уделяется созданию индивидуальных коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих социальную направленность педагогических воздействий и социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Важнейшим компонентом является преодоление социальной недостаточности данной категории детей.

Олигофренопедагог - это специалист для работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Учитель-олигофренопедагог осуществляет коррекционно-развивающее обучение и воспитание в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, адресованных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ во время коррекционно-образовательного процесса, владеет использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ, особенностям их общего и речевого развития, индивидуальным личностным особенностям, и отражающих специфику содержательных областей адаптивных образовательных программ, в том числе предметной и коррекционно-развивающей области.
 
Кроме того, олигофренопедагог осуществляет постановку и решение диагностических задач с целью выявления актуальных и потенциальных возможностей обучающегося с ОВЗ, определения реабилитационного потенциала в сфере психолого-педагогической реабилитации, планирования этапов и содержания коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей конкретного обучающегося с ОВЗ, корректировки поставленных задач, пересмотра продолжительности и содержания запланированных коррекционно-развивающих мероприятий. Проводит консультирование родителей или лиц, их замещающих по вопросам обучения, воспитания и развития их ребенка с ОВЗ; консультирование педагогов и иных специалистов, сопровождающих обучающегося с ОВЗ, по вопросам создания специальных условий, выбору педагогических технологий, отвечающих особым образовательным потребностям конкретного обучающегося.

Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу специального дефектологического образования: специальная психология, коррекционная педагогика, а также методики обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной, такие как нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая психология и другие.

Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы. 

Проектная и практическая деятельность, как обязательный компонент специального дефектологического образования, включена в образовательный стандарт по направлению СДО, профиль Олигофренопедагогика. Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реальной практики и подготовке выпускной квалификационной работы в одном из специализированных образовательных организаций.

Преимущества программы

  • Высокий уровень подготовки. С момента создания института детства ФГБОУ ВО «НГПУ» был направлен на качественную подготовку кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии. Высокий уровень подготовки бакалавров в области олигофренопедагогики позволяет подавляющему большинству выпускников данного профиля успешно трудоустраиваться в организациях системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, а также в общественных организациях и коммерческих структурах, оказывающих помощь детям с ОВЗ и их семьям. Все эти организации испытывают потребность в учителях-дефектологах, в том числе олгофренопедагогов (для работы с детьми с ОВЗ разных нозологических групп).

  • Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей ИД – доктора и кандидаты наук, а также выдающиеся практики. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 70 процентов. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 50 процентов. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 10 процентов.

  • Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – руководители курсовых и выпускных квалификационных работ, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. 
    Для прохождения практики заключены договоры с ведущими специальными (коррекционными) образовательными организациями г. Новосибирска и Новосибирской области. Это дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра педагогических и исследовательских проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения. 

  • Активная проектно-исследовательская работа. Система научно-исследовательской работы студентов вуза направлена на сохранение существующих и создание новых университетских традиций и форм научной, творческой и инновационной деятельности молодежи:
    - координация работы подразделений университета по организации научно-исследовательской деятельности студентов; организация и участие в работе студенческого научного сообщества;
    - организационно-информационная поддержка участия студентов университета в мероприятиях различных уровней: международных, всероссийских, региональных, областных, городских и университетских конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д.; организация участия студентов в мероприятиях по НИРС от межвузовского до международного уровней: Международная научная студенческая конференция МНСК (НГУ); Международная научно-техническая конференция МНТК (НГТУ); Всероссийская студенческая научно-практическая конференции с международным участием «Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации» (НГПУ); а также различные межвузовские олимпиады, конкурсы, конференции;
    - организация и проведение межвузовских олимпиад; различные мастер-классов, круглых столов и др. мероприятий;
    - организационная работа по представлению студентов, активно участвующих в научно-исследовательской работе, на стипендии мэрии г. Новосибирска, Правительства Новосибирской области и др. стипендии за достижения в НИРС;
    - разработка нормативной и научно-методической документации по вопросам организации НИРС;
    - подготовка материалов для публикации сборников студенческих докладов по итогам различных конференций;
    - содействие работе и развитию на кафедрах, СКБ, лабораторий, творческих объединений и других студенческих научных обществ (СНО);
    - информационные коммуникации с деканатами, кафедрами, другими структурными подразделениями университета и ответственными за организацию НИРС, а также взаимодействие с другими вузами;
    - подготовка текущей и оперативной информации для средств массовой информации и страницы НИРС на сайте НГПУ. 
  • Учебный корпус. ИД имеет специализированные аудитории для осуществления образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности студентов. Для достижения студентами наилучших результатов в учебно-образовательной и научной деятельности используется четыре компьютерных класса, Ресурсный центр сопровождения начального образования, Ресурсный центр сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, Ресурсный центр «Семья и дети», а также современное информационное пространство библиотеки НГПУ, обеспечивающей доступ к печатным и электронным изданиям.

  • Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса все бакалавры сдают независимый экзамен по международным стандартам. В результате студенты без труда могут изучать дисциплины на английском языке, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах.
Где я буду работать?
В связи с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья профессия олигофренопедагога становится все более востребованной в обществе Дипломированный бакалавр без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. Специалист по оигофренопедагогике может устроиться на должность учителя-дефектолога в организациях системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, а также в общественных организациях, оказывающих помощь детям с ОВЗ и их семьям.

Профессионалов с дефектологическим образованием принимают на работу в детские сады, школы, реабилитационные центры, психологические центры, службы раннего развития, центры раннего развития, дома ребенка и т.д. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников и взрослых.