Направление подготовки: 44.03.03 Специальное дефектологическое образование,
Профиль: Олигофренопедагогика
Обучение по профилю «Олигофренопедагогика» (уровень бакалавриата) предусматривает подготовку педагогических кадров для работы с разными категориями лиц, имеющих задержку психического развития и нарушения интеллекта. К олигофренопедагогу обращаются, когда у ребенка отмечаются интеллектуальные нарушения, задержка психического развития. Чтобы дети с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта смогли адаптироваться к жизни в обществе, им нужна своевременная помощь олигофренопедагога. Поэтому в штате многих государственных образовательных организаций разного уровня образования есть должность «учитель-дефектолог», к которой относится и «учитель-олигофренопедагог». Деятельность олигофренопедагога направлена на психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также психологическую реабилитацию взрослых. Воспитание и обучение детей с нарушениями в интеллектуальном развитии осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях и направлено на максимальную коррекцию недостатков их интеллектуального развития, подготовку к трудовой деятельности, на их социальную реабилитацию.
Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет.
Цель программы – подготовка педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование детей с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, в сфере социальной защиты населения и здравоохранения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающее обучение, воспитание, развитие, психолого-педагогическая реабилитация, коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая (коррекционно-педагогическая), проектная, методическая, сопровождения, организационно-управленческая, культурно-просветительская.
Что я буду изучать?
Олигофренопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта, один из разделов дефектологии. Олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития ребёнка под влиянием коррекционного обучения; определяет принципы, содержание и методы обучения и воспитания умственно отсталых детей на основе индивидуального подхода к различным типам нарушений интеллекта, разрабатывает систему и структуру специальных учреждений. Олигофренопедагогика опирается на данные общей и специальной педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, педиатрии, детской психоневрологии, психиатрии и других смежных наук. В олигофренопедагогике применяются общие методы воспитания и обучения, но с учётом задач коррекционно-воспитательной работы (в специальных коррекционных школах) и особенностей развития умственно отсталых детей. Особое внимание уделяется созданию индивидуальных коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих социальную направленность педагогических воздействий и социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Важнейшим компонентом является преодоление социальной недостаточности данной категории детей.
Олигофренопедагог - это специалист для работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Учитель-олигофренопедагог осуществляет коррекционно-развивающее обучение и воспитание в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, адресованных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ во время коррекционно-образовательного процесса, владеет использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ, особенностям их общего и речевого развития, индивидуальным личностным особенностям, и отражающих специфику содержательных областей адаптивных образовательных программ, в том числе предметной и коррекционно-развивающей области.
Кроме того, олигофренопедагог осуществляет постановку и решение диагностических задач с целью выявления актуальных и потенциальных возможностей обучающегося с ОВЗ, определения реабилитационного потенциала в сфере психолого-педагогической реабилитации, планирования этапов и содержания коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей конкретного обучающегося с ОВЗ, корректировки поставленных задач, пересмотра продолжительности и содержания запланированных коррекционно-развивающих мероприятий. Проводит консультирование родителей или лиц, их замещающих по вопросам обучения, воспитания и развития их ребенка с ОВЗ; консультирование педагогов и иных специалистов, сопровождающих обучающегося с ОВЗ, по вопросам создания специальных условий, выбору педагогических технологий, отвечающих особым образовательным потребностям конкретного обучающегося.
Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу специального дефектологического образования: специальная психология, коррекционная педагогика, а также методики обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной, такие как нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая психология и другие.
Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы.
Проектная и практическая деятельность, как обязательный компонент специального дефектологического образования, включена в образовательный стандарт по направлению СДО, профиль Олигофренопедагогика. Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реальной практики и подготовке выпускной квалификационной работы в одном из специализированных образовательных организаций.
Преимущества программы