logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль): Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья

Направление подготовки 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья

Обучение по программе магистратуры «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья» предусматривает подготовку педагогических кадров для оказания специальной психологической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. Выпускники программы смогут эффективно работать учителями дефектологами, педагогами-психологами, руководителями, преподавателями, научными сотрудниками, организаторами досуга, предпринимателями в сфере образования и в различных учреждениях образования для взрослых университетах, институтах, колледжах, училищах, в системе дополнительного образования и т.д. Подготовка магистров по данному направлению отвечает потребностям развития системы профессионального образования в сфере специального (дефектологического) образования и значительно расширяет возможности тех специалистов, которые сегодня работают в качестве педагогов, но не имеют специального (дефектологического) образования, необходимого для успешной деятельности в образовательном учреждении компенсированного или комбинированного вида, а также инклюзивной направленности.

Длительность обучения: очная форма – 2 года, заочная форма – 2 года 5 месяцев.

Цель программы – подготовка специалистов высокой квалификации, способных осуществлять исследовательскую деятельность в области специальной психологии и педагогики, обладающих профессиональной компетентностью в организация и содержании специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций, учреждений социальной защиты населения и здравоохранения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.

Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогический, научно-исследовательский. 

Возможные должности для трудоустройства: учитель-дефектолог в учреждениях образования, социальной защиты населения и здравоохранения; преподаватель вуза; руководитель методических служб, психологических, реабилитационных центров, домов ребенка и других структурных подразделений образовательных организаций и социальных учреждений разного уровня.

Что я буду изучать?
На современном этапе развития специальное (дефектологическое) образование активно развивается. Научные достижения в области специальной психологии, коррекционной педагогики, нейропсихологии, психогенетики становятся базисом профилактической и коррекционно-развивающей помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Это требует от специалистов, работающих с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья умения использовать не только традиционные, но и инновационные психолого-педагогические технологии, системные подходы к оказанию психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Программа магистратуры «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья» включает дисциплины, которые раскрывают содержание и методические основы психокоррекционной, коррекционно-образовательной и коррекционно-воспитательной работы с лицами с ОВЗ.

Основные разделы программы представлены двумя блоками. Первый блок включает в себя дисциплины (модули) «Методологический в специальном образовании», «Профессиональная коммуникация», «Научно-исследовательский», «Методология исследования и сопровождения лиц с ОВЗ», Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с ОВЗ», «Междисциплинарное взаимодействие». 

Второй блок включает в себя практики. Практической деятельности обучающихся уделяется большое внимание. Предполагаются следующие виды практик: 
- научно-исследовательская работа, в рамках которой реализуются научно-исследовательские интересы магистранта;
- практика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, где магистранту представится возможность реализации традиционных и инновационных подходов практической деятельности. 

Преимущества программы
  • Высокий уровень подготовки. С момента создания институт детства ФГБОУ ВО «НГПУ» был направлен на качественную подготовку кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения и нарушения слуха. В образовательных учреждениях специального (коррекционного) профиля, в образовательных организациях общего типа (детских садах, школах) функционируют инклюзивные группы (классы). Эти организации испытывают потребность в учителях-дефектологах, владеющих организацией и содержанием специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

  • Сильнейший преподавательский состав. К реализации магистерской программы привлекаются ученые и практики, высококвалифицированные специалисты в области специальной психологии и педагогики, а также коррекционной работы по организации и содержанию специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Это преподаватели кафедры коррекционной педагогики и психологии института детства, преподаватели ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО и Института социальных технологий и реабилитации НГТУ, руководители и специалисты образовательных и медицинских учреждений, реализующих программы коррекционной работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья. 

  • Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники-тьюторы, сопровождающие их в образовательном маршруте. Для прохождения практики заключены договоры с профильными организациями. Это дает возможность магистрантам участвовать в реализации широкого спектра педагогических и исследовательских проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.

  • Активная проектно-исследовательская работа. В магистратуре большая часть нагрузки идет на самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу и личностное развитие. Обучение в магистратуре ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований, реализации научных и практических проектов.
    Большую роль играет самостоятельное образование, вне стен вуза: изучение соответственной научной литературы, написание статей и тезисов докладов для конференций различного уровня, от студенческих до международных, подготовка отчетов о прохождении практики и сама научная практическая работа.
    Научно-исследовательская работа магистрантов, встраивается в учебный процесс. Важнейшей задачей этого вида является активизация процесса обучения, а непосредственное участие в нем самих магистрантов служит показателем их научной активности. Такой вид работы включает: изучение литературы, подготовку научных статей и тезисов докладов, участие в семинарах, конкурсах, конференциях.
    Научные исследования проводятся параллельно учебному процессу. Основная задача участия магистрантов в таких исследованиях – их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области. Содержание работы магистрантов – участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т.п.
    Научно-исследовательская работа делает обучение в магистратуре процессом активного познания, развивает креативное мышление и навыки рефлексии, помогает приобрести исследовательские умения.

  • Учебный корпус нового поколения. Для достижения наилучших результатов студентами в учебной деятельности используется четыре компьютерных класса, Ресурсный центр сопровождения начального образования, Ресурсный центр сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, Ресурсный центр «Семья и дети», а также информационное пространство библиотеки НГПУ, обеспечивающей доступ к печатным и электронным изданиям.
    На базе института детства проводятся симпозиумы, конференции и семинары, в том числе международные, с участием специалистов в области специальной психологии и педагогики, позволяющие познакомиться с опытом научной и практической деятельности сопровождения обучения лиц с ОВЗ в России и других странах. Такие научные мероприятия дают возможность представить результаты научно-исследовательской работы и установить новые творческие контакты. По итогам конференций издаются сборники статей, включенных в Российский индекс научного цитирования.
Где я буду работать?
  • преподаватель высших и средне-специальных образовательных учреждений по подготовке дефектологов;
  • специалисты реабилитационных центров;
  • специалисты психолого-медико-педагогических консультаций разного уровня;
  • руководитель методических служб и других структурных подразделений образовательных организаций разного уровня;
  • в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья учителями-дефектологами, воспитателями, тьюторами, ассистентами (помощниками);
  • в дошкольных образовательных организациях воспитателями и учителями-дефектологами, тьюторами, ассистентами (помощниками);
  • в организациях дополнительного образования (домах детского творчества);
  • в службах ранней помощи;
  • в условиях домашнего обучения педагогами-дефектологами, осуществляющими индивидуальное обучение детей с ОВЗ;
  • в психологических центрах.