Направление подготовки: 44.03.03 Специальное дефектологическое образование
Профиль: Логопедия
Обучение по профилю «Логопедия» (уровень бакалавриата) предусматривает подготовку педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения. Это не только дети с речевой патологией, но и дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (в том числе с ДЦП), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, а также с множественными нарушениями. В штатных планах всех государственных образовательных организаций (специального назначения) имеется должность «учитель-логопед». По заключению психолого-медико-педагогической комиссии все дети с ОВЗ и инвалидностью должны получать бесплатную коррекционную помощь, в том числе логопедическую. Соответственно, запрос организаций на учителей-логопедов очень высок
Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет.
Цель программы — подготовка педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: коррекционно-педагогическая, консультативно-диагностическая, культурно-просветительская.
Что я буду изучать?
Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего специалиста широкой общей эрудиции и глубоких познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии.
Логопед занимается корректировкой речи детей и взрослых, при этом применяемые для разных возрастных категорий методики существенно отличаются. Специалисты работают с нарушениями устной и письменной речи. Наибольшее количество пациентов страдает расстройствами именно устной речи (заикание, шепелявость, картавость, гнусавость и др.), но могут быть проблемы и с письмом (дисграфия или аграфия). Логопед может быть широкого профиля или концентрироваться на каком-либо конкретном расстройстве. Если ребенок (или взрослый) «тяжелый», то есть имеет кроме речевых недостатков другие проблемы со здоровьем (плохой слух, зрение или сниженный уровень интеллекта), ими занимается тоже логопед.
К сожалению, в последнее десятилетие прогрессирует неутешительная тенденция: постоянно увеличивается количество детей, имеющих разного рода проблемы с устной и письменной речью. Дефекты становятся все более сложными и труднее поддаются коррекции. Так что в ближайшее время логопеды, как это ни печально, без работы не останутся.
Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу специального дефектологического образования. Первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие.
Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы.
Проектная и практическая деятельность, как обязательный компонент специального дефектологического образования, включена в образовательный стандарт по направлению СДО, профиль Логопедия. Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реальной практики и подготовке выпускной квалификационной работы в одном из специализированных образовательных организаций.
Преимущества программы