logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

44.03.03 Специальное дефектологическое образование, профиль: Логопедия

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное дефектологическое образование
Профиль: Логопедия

Обучение по профилю «Логопедия» (уровень бакалавриата) предусматривает подготовку педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения. Это не только дети с речевой патологией, но и дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (в том числе с ДЦП), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, а также с множественными нарушениями. В штатных планах всех государственных образовательных организаций (специального назначения) имеется должность «учитель-логопед». По заключению психолого-медико-педагогической комиссии все дети с ОВЗ и инвалидностью должны получать бесплатную коррекционную помощь, в том числе логопедическую. Соответственно, запрос организаций на учителей-логопедов очень высок

Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет.

Цель программы — подготовка педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: коррекционно-педагогическая, консультативно-диагностическая, культурно-просветительская.

Что я буду изучать?
Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего специалиста широкой общей эрудиции и глубоких познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии.

Логопед занимается корректировкой речи детей и взрослых, при этом применяемые для разных возрастных категорий методики существенно отличаются. Специалисты работают с нарушениями устной и письменной речи. Наибольшее количество пациентов страдает расстройствами именно устной речи (заикание, шепелявость, картавость, гнусавость и др.), но могут быть проблемы и с письмом (дисграфия или аграфия). Логопед может быть широкого профиля или концентрироваться на каком-либо конкретном расстройстве. Если ребенок (или взрослый) «тяжелый», то есть имеет кроме речевых недостатков другие проблемы со здоровьем (плохой слух, зрение или сниженный уровень интеллекта), ими занимается тоже логопед.
К сожалению, в последнее десятилетие прогрессирует неутешительная тенденция: постоянно увеличивается количество детей, имеющих разного рода проблемы с устной и письменной речью. Дефекты становятся все более сложными и труднее поддаются коррекции. Так что в ближайшее время логопеды, как это ни печально, без работы не останутся.

Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу специального дефектологического образования. Первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие.

Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы. 

Проектная и практическая деятельность, как обязательный компонент специального дефектологического образования, включена в образовательный стандарт по направлению СДО, профиль Логопедия. Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реальной практики и подготовке выпускной квалификационной работы в одном из специализированных образовательных организаций.

Преимущества программы

  • Высокий уровень подготовки. С момента создания института девства ФГБОУ ВО «НГПУ был направлен на качественную подготовку кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения. В образовательных организациях общего типа (массовых детских садах, школах) функционируют либо логопедические пункты, либо имеются инклюзивные группы (классы). Эти организации также испытывают потребность как в учителях-логопедах (для работы с детьми с ОВЗ разных нозологических групп), так и в сурдопедагогах, поскольку кохлеарно имплантированные дети в основном интегрируются в организации общего типа, обучаясь в системе общего образования.

  • Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей ИД – доктора и кандидаты наук, академики РАН, выдающиеся практики. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 70 процентов. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 50 процентов. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 10 процентов.

  • Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Для прохождения практики заключены договоры более чем с 30 учебными организациями. Это дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра педагогических и исследовательских проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения. 

  • Активная проектно-исследовательская работа. Система научно–исследовательской работы студентов вуза направлена на сохранение существующих и создание новых университетских традиций и форм научной, творческой и инновационной деятельности молодежи:
    – координация работы подразделений университета по организации научно–исследовательской деятельности студентов; –организация и участие в работе Студенческого научного общества;
    – организационно-информационная поддержка участия студентов университета в мероприятиях различных уровней: международных, всероссийских, региональных, областных, городских и университетских конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д.;
    – организация участия студентов в мероприятиях по НИРС от межвузовского до международного уровней: Международная научная студенческая конференция МНСК (НГУ);Международная научно-техническая конференция МНТК (НГТУ);Всероссийская студенческая научно-практическая конференции с международным участием «Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации» (НГПУ); а также различные межвузовские олимпиады, конкурсы, конференции;
    – организация и проведение межвузовских олимпиад; различные мастер-классов, круглых столов и др. мероприятий;
    – организационная работа по представлению студентов, активно участвующих в научно–исследовательской работе, на стипендии мэрии г. Новосибирска, Правительства Новосибирской области и др. стипендии за достижения в НИРС;
    – разработка нормативной и научно-методической документации по вопросам организации НИРС;
    – подготовка материалов для публикации сборников студенческих докладов по итогам различных конференций; –содействие работе и развитию на кафедрах, СКБ, лабораторий, творческих объединений и других студенческих научных обществ (СНО);
    – информационные коммуникации с деканатами, кафедрами, другими структурными подразделениями университета и ответственными за организацию НИРС, а также взаимодействие с другими вузами;
    – подготовка текущей и оперативной информации для средств массовой информации и страницы НИРС на сайте НГПУ. 

  • Учебный корпус нового поколения. Аудитории ИД оборудованы по последнему слову техники. В нем находится более 30 современных учебных и научных аудиторий Для достижения наилучших результатов студентами в учебной деятельности используется четыре компьютерных класса, Ресурсный центр сопровождения начального образования, Ресурсный центр сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, Ресурсный центр «Семья и дети», а также информационное пространство библиотеки НГПУ, обеспечивающей доступ к печатным и электронным изданиям.

  • Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса все бакалавры сдают независимый экзамен по международным стандартам. В результате студенты без труда могут изучать дисциплины на английском языке, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах.
Где я буду работать?
Профессиональный логопед специализируется на профилактике, выявлении и коррекции речевых нарушений у детей и взрослых. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными в силу болезней, травм и других причин. Выделяют нарушения устной речи (например, дислалия, дизартрия, афазия, заикание, ринолалия, дисфония) и письма (дисграфия, дислексия). Для коррекции речевых расстройств логопед применяет комплекс методов специального обучения и воспитания.

В связи с увеличением количества случаев проблем с речью у детей и взрослых, профессия логопеда становится все более популярной. Несмотря на то, что профильные вузы каждый год выпускают дефектологов, рынок кадрами не перенасыщен. Дипломированный сотрудник без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. В зависимости от выбранного направления, специалист по коррекции речи работает с детьми или взрослыми. Он может устроиться в коммерческое или бюджетную организацию, открыть частную практику.

Профессионалов с логопедическим образованием принимают в детские сады, школы, поликлиники. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников и взрослых. Наличие опыта работы позволит устроиться в реабилитационный центр или организацию по борьбе с нарушениями речи. Логопеды, занятия с которыми дают очевидный положительный эффект, без труда набирают клиентскую базу. Это позволяет параллельно вести консультации или даже открыть собственный частный кабинет.

Делая выбор в пользу профессии логопеда, стоит учитывать ее особенности. На первое место в этом плане выходят серьезные психические нагрузки на фоне работы с больными детьми или агрессивными взрослыми. С другой стороны, это отличная возможность помогать людям, которые в этом нуждаются, и повышать качество их жизни.