Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Сурдопедагогика
Обучение по профилю «Сурдопедагогика» (уровень бакалавриата) обеспечивает комплектование школ для глухих и слабослышащих, расположенных на территории региона, квалифицированными педагогическими кадрами данного профиля. Также в регионах РФ втрое увеличено число квот на проведение операций по кохлеарной имплантации (для восстановления у детей слуха посредством оказания этого вида высокотехнологичной медицинской помощи – проведения операции). Условием успешного обучения кохлеарно имплантированных детей в системе специального, и тем более в системе инклюзивного образования, является получение продолжительной коррекционной помощи со стороны сурдопедагога. Потребность в таких кадрах, соответственно, имеется не только у специальных школ и детских садов для глухих и слабослышащих обучающихся, но и учреждений общего типа. В дальнейшем можно продолжить свое обучение в магистратуре.
Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет.
Цель программы — подготовка педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями слуха (слабослышащие, глухие, дети с кохлеарными имплантатами).
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: коррекционно-педагогическая, консультативно-диагностическая, культурно-просветительская.
Что я буду изучать?
Сурдопедагогика – это наука об обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. Сурдопедагог – педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантатами. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология.
Суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Не все из них глухие с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.
Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.
У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах рук).
Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу специального дефектологического образования. Первые два курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие.
Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы.
Проектная и практическая деятельность, как обязательный компонент специального дефектологического образования, включена в образовательный стандарт по направлению СДО, профиль Сурдопедагогика. Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реальной практики и подготовке выпускной квалификационной работы на базах специализированных образовательных организациях.
Преимущества программы
применение современных инновационных методик и технологий обучения, используемых в процессе обучения: технология проектной работы, мастер-классы;
возможность участия в международных научно-практических конференциях Института детства НГПУ и других вузов России (г. Омск, г. Кемерово, г. Санкт-Петербург, г. Москва, г. Барнаул и др.)
возможность участия в студенческих проектах и молодёжных конкурсах на базе НГПУ, в проектах волонтёрской помощи детям;
возможность углубления образования на основе освоения дополнительных программ с получением сертификатов НГПУ;
возможность продолжения обучения в магистратуре Института детства НГПУ и других вузов России и зарубежных стран;
в процессе обучения студенты имеют возможность познакомиться с современными техническими средствами диагностики и коррекции слуха и речи: FM-системы; звукоусиливающая аппаратура; визуальные приборы и средства диагностики слуха и речи (ресурсный центр);
для достижения наилучших результатов студентами в учебной деятельности используется четыре компьютерных класса, Ресурсный центр сопровождения начального образования, Ресурсный центр сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, Ресурсный центр «Семья и дети», а также информационное пространство библиотеки НГПУ, обеспечивающей доступ к печатным и электронным изданиям.
Кадровый состав: руководитель ООП - кандидат педагогических наук, профессор кафедры Л.В. Ковригина. Среди преподавателей ИД – доктора и кандидаты наук, академики РАН, выдающиеся практики. Доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 70 процентов.
Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Для прохождения практики заключены договоры с профильными организациями. Это дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра педагогических и исследовательских проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
Активная проектно-исследовательская работа. Система научно–исследовательской работы студентов вуза направлена на сохранение существующих и создание новых университетских традиций и форм научной, творческой и инновационной деятельности молодежи:
– координация работы подразделений университета по организации научно–исследовательской деятельности студентов;
– организация и участие в работе Студенческого научного общества;
– организационно-информационная поддержка участия студентов университета в мероприятиях различных уровней: международных, всероссийских, региональных, областных, городских и университетских конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д.;
– организация участия студентов в мероприятиях по НИРС от межвузовского до международного уровней: Международная научная студенческая конференция МНСК (НГУ); Международная научно-техническая конференция МНТК (НГТУ); Всероссийская студенческая научно-практическая конференции с международным участием «Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации» (НГПУ); а также различные межвузовские олимпиады, конкурсы, конференции;
– организация и проведение межвузовских олимпиад; различные мастер-классов, круглых столов и др. мероприятий;
– организационная работа по представлению студентов, активно участвующих в научно–исследовательской работе, на стипендии мэрии г. Новосибирска, Правительства Новосибирской области и др. стипендии за достижения в НИРС;
– разработка нормативной и научно-методической документации по вопросам организации НИРС;
– подготовка материалов для публикации сборников студенческих докладов по итогам различных конференций;
– содействие работе и развитию на кафедрах, СКБ, лабораторий, творческих объединений и других студенческих научных обществ (СНО);
– информационные коммуникации с деканатами, кафедрами, другими структурными подразделениями университета и ответственными за организацию НИРС, а также взаимодействие с другими вузами;
– подготовка текущей и оперативной информации для средств массовой информации и страницы НИРС на сайте НГПУ.
Где я буду работать?
После окончания обучения выпускники имеют возможность работать:
в образовательных организациях для детей с нарушением слуха и речи учителями начальных классов, учителями-дефектологами, воспитателями, тьюторами, ассистентами (помощниками);
в дошкольных образовательных организациях воспитателями и учителями-дефектологами, тьюторами, ассистентами (помощниками);
в организациях дополнительного образования (домах детского творчества) дефектологами;
в лабораториях слуха и речи при медицинских учреждениях сурдопедагогами, дефектологами;
в условиях домашнего обучения педагогами-дефектологами, осуществляющими индивидуальное обучение детей с нарушениями слуха и речи.