Cоветский инженер, один из основоположников космонавтики.
«С 16-летнего возраста, с тех пор, как я определил осуществимость вылета с Земли, – достижение этого стало целью моей жизни», – Ю.В. Кондратюк.
Родился 9 [21] июня 1897 г. в Полтаве. Воспитывался в семье бабушки и дедушки.
В 1910 году поступил в 3-й класс Второй полтавской мужской гимназии, где проявил исключительную одарённость к точным наукам. К концу шестого года обучения, помимо изобретённых водяной и паровой турбин, гусеничного автомобиля и часов с длительным заводом, у него уже имелась собственная рукопись о космических полетах. В 1916 году окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института.
В ноябре 1916 года мобилизован и отправлен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ, а затем на Кавказский фронт. Школу закончил в марте 1917 г.. В это же время завершает научный блокнот по космонавтике.
В течение 1918 – 1919 гг. систематизировал свои карандашные наброски и назвал свой далеко еще не совершенный труд «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В этой работе он оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе и многого другого. Изменения в научный труд вносились на протяжении долгих лет. Работа была опубликована лишь в 1938 году.
В гражданскую войну попал в армию Деникина. Бежал из армии, оставив документы. Ценой за побег стало его собственное имя. Несколько лет жил у родственников. В 1921 году с помощью своей мачехи получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца Луцка 1900 года рождения – под этим именем прожил до конца жизни. О продолжении учёбы не могло быть и речи, и талантливейший исследователь работает смазчиком, прицепщиком вагонов, механиком на элеваторе на Южной Украине, Кубани и Северном Кавказе.
В 1925–1926 годах, проживая в станице Октябрьской Краснодарского края, работает на Крыловском элеваторе и завершает работу над книгой «Завоевание межпланетных пространств».
В 1927 году, Ю. В. Кондратюк переезжает в Новосибирск. Этот период жизни Кондратюка тесно связан с семейством Горчаковых. Пётр Кириллович Горчаков – один из руководителей объединения «Хлебопродукт». Судьба свела их на строительстве элеватора в Северной Осетии. После окончания работ Горчаков пригласил своего товарища с Сибирскую краевую контору «Хлебопродукта». Так Юрий Васильевич оказался в Новосибирске.
В Сибири Кондратюк продолжает ставшую уже привычной работу – строительство и механизацию элеваторов. Новые сооружения приходилось возводить по области и за её пределами. Именно тогда он построил знаменитый элеватор «Мастодонт» – невероятное сооружение, построенное без единого гвоздя. Никто из тогдашних рабочих не мог представить, что неприметный с виду человек в брезентовой робе, с руками, перепачканными машинным маслом, выводит ночами сложнейшие формулы и уносится мыслью в неизведанные глубины космоса.
В 1929 в Новосибирске на средства автора была издана книга «Завоевание межпланетных пространств» тиражом 2 тысячи экземпляров. Эта работа была первой в мировой литературе, в которой проблемы осуществления космических полётов были рассмотрены с такой полнотой.
В ней он рассчитал трассу для полета на Луну – «трассу Кондратюка» – по схеме: полет на орбиту Луны – старт на Луну с орбиты – возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем – полет на Землю. Согласно этой схеме на Луну должен отправляться экипаж из трех человек, из которых двое в специальном модуле достигают поверхности Луны, а третий остается в корабле на окололунной орбите. В книге определена последовательность первых этапов освоения космического пространства, предложено «ракетное снабжение» искусственных спутников с Земли (реализовано в конце 1970-х гг. в транспортной системе «Прогресс»).
30 июля 1930 года Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит такого количества зерна и развалится, погубив тем самым 10 тысяч тонн народного зерна. 10 мая 1931 года его осудили на три года лагерей. На самом деле «Мастодонт» простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х годов. Приговорён к трём годам лагерей.
Через полгода Кондратюк был привлечён к работе в специализированном бюро № 14 для заключённых-инженеров по проектированию угольных предприятий, образованном в Новосибирске. Там он проработал до августа 1932 года, успев сделать два изобретения в области горношахтного оборудования, на которые получил патент и авторское свидетельство. Им были опубликованы статьи по ряду специальных проблем: ускорение и облегчение проходки шахт с опалубной механизацией бетонных и породоуборочных работ, хранение бетона высокого сопротивления и постоянной крепи шахтных стволов, железобетонный копёр.
Ещё работая в бюро № 14, Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркоматом тяжёлой промышленности. Проект станции был выполнен в соавторстве с П. К. Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера Н. В. Никитина, будущего создателя Останкинской телебашни в Москве.
Эскизное проектирование ВЭС было завершено в ноябре 1932 года, и вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву. По настоятельной просьбе Наркомтяжпрома в 1933 году Кондратюка досрочно освободили от высылки. Учёный живет в столице, ему предлагают работу в недавно созданной группе изучения реактивного движения, которую возглавляет С. П. Королев. Но Кондратюк отказывается от предложения, опасаясь проверки биографических данных.
После начала Великой Отечественной войны Ю. В. Кондратюк пошёл добровольцем в народное ополчение. Зачислен рядовым телефонистом в роту связи. Обстоятельства гибели Ю. В. Кондратюка до сих пор не известны. Датой гибели считается 25 февраля 1942 года.