logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль): Логопедические технологии преодоления расстройств речевой деятельности

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Логопедические технологии преодоления расстройств речевой деятельности

Магистерская программа «Логопедические технологии преодоления расстройств речевой деятельности» направлена на овладение современными знаниями в области коррекционной педагогики, решение задач профессиональной области и научно-исследовательскую деятельность. Выпускники программы смогут осуществлять логопедическое сопровождение образования лиц с проблемами речевого развития; проектировать коррекционно-образовательную среду и методическое обеспечение профессиональной деятельности; внедрять психолого-педагогические технологии выявления и преодоления нарушений в речевом развитии; координировать работу специалистов коррекционно-образовательного учреждения.

Длительность обучения:  очная форма – 2 года, заочная форма – 2 года 5 месяцев 

Цель магистерской программы — подготовка специалистов высокой квалификации, способных осуществлять исследовательскую деятельность в области специальной психологии и педагогики, обладающих профессиональной компетентностью в применении современных технологий работы с лицами с проблемами речевого развития различной этиологии.

Область профессиональной деятельности выпускников магистерской программы охватывает коррекционно-логопедическое сопровождение образования лиц с проблемами речевого развития разного возраста и разной выраженности в учреждениях различной ведомственной принадлежности (образование, здравоохранение и социальная защита), выбор и реализацию традиционных и инновационных психолого-педагогических технологий и методик преодоления нарушений развития, повышение квалификации работников образовательных учреждений для детей с проблемами развития, подготовку научно-педагогических кадров для работы с лицами, имеющими проблемы в развитии. 

Что я буду изучать?
На современном этапе развития логопедия, как наука активно развивается. Научные достижения в области медицины и коррекционной педагогики становятся базисом профилактической и коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития. Это требует от специалистов умения использовать не только традиционные, но и инновационные психолого-педагогические технологии, системные подходы к преодолению нарушений развития детей. Образовательная программа «Логопедические технологии преодоления расстройств речевой деятельности» включает дисциплины, которые раскрывают содержание и методические основы логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации, с детьми, имеющими тяжелые нарушения устной и письменной речи, а также работы по восстановлению речи у больных с афазией.

Основные разделы и дисциплины программы представлены тремя циклами:

  • Общенаучный цикл нацелен на формирование методологических основ научно-исследовательской работы обучающегося и на разработку методологического аппарата диссертационного исследования, что реализуется при изучении дисциплин Методологического Модуля (Современные проблемы науки и специального дефектологического образования, История и философия специальной педагогики и психологии, Сравнительная специальная педагогика, Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность, Подготовка и редактирование научных текстов), а также дисциплин, формирующих основы профессиональной коммуникации и готовности к научно-исследовательской работе.
  • Профессиональный цикл направлен на развитие профессиональных и коммуникативных компетенций в области коррекционно-педагогической деятельности, на формирование готовности к разработке и осуществлению программ и технологий логопедической работы по преодолению расстройств речевой деятельности различной этиологии у лиц разного возраста. 
  • Вариативный цикл позволяет в рамках образовательной программы возможность для индивидуального выбора дисциплин совпадающих с профессиональными интересами обучающегося.
Большое внимание уделяется практической деятельности обучающихся. Предполагаются следующие виды практик: 
  • научно-исследовательская практика, в рамках которой реализуются научно-исследовательские интересы магистранта;
  • практика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, где магистранту представится возможность реализации традиционных и инновационных подходов практической деятельности логопеда; 
  • преподавательская практика, в рамках которой магистрант может реализовать профессиональные компетенции в области профессионального образования по подготовке педагогов дефектологического профиля. 
Преимущества программы 
  • Сильнейший преподавательский состав. К реализации магистерской программы привлекаются ученые и практики, высококвалифицированные специалисты в области коррекционной работы по преодолению расстройств речевой деятельности: преподаватели кафедр логопедии и детской речи, общей и специальной психологии института детства НГПУ, преподаватели ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, руководители образовательных и медицинских учреждений, реализующих программы коррекционной работы с детьми и взрослыми с расстройствами речевой деятельности и коммуникативных функций различной этиологии. 

  • Возможности продолжения обучения. Лица, успешно освоившие магистерскую программу, могут продолжить обучение в аспирантуре по специальностям: коррекционная педагогика (13.00.03.), коррекционная психология (19.00.10.).
    Подготовка магистерской диссертации в ходе обучения по программе может рассматриваться как начальный этап работы над кандидатской диссертацией. Таким образом, магистранты, решившие продолжить обучение в аспирантуре, получают возможность сократить время обучения и защитить диссертацию до окончания нормативного срока аспирантской подготовки.

  • Возможности реализации индивидуальной образовательной траектории при освоении программы. Обучающиеся имеют возможность совмещать обучение с профессиональной деятельностью в силу гибкой системы обучения. Обучающимся предоставляется широкий выбор модулей общенаучного и профессионального циклов дисциплин. Выбор дисциплин вариативного модуля определяется профессиональными интересами обучающихся и происходит в ходе консультаций с руководителем магистратуры, научным руководителем и тьютором магистерской программы.

  • Активная научно-исследовательская деятельность. На базе Института Детства проводятся конференции и семинары, в том числе и с международным участием специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, позволяющие познакомиться с опытом научной и практической деятельности сопровождения обучения лиц с нарушением развития в других странах. Конференции дают возможность представить результаты научно-исследовательской работы и установить новые творческие контакты. По итогам конференций издается сборник работ, включенный в Российский индекс научного цитирования, с размещением в eLibrary.

  • Возможность выбора базы практик. С учетом профессиональных интересов и темы магистерской диссертации, обучающийся может выбрать соответствующую базу практики: при выпускающей кафедре, в Региональным ресурсном центре “Семья и дети”, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и учреждениях инклюзивного вида.

  • Информационное обеспечение. В фонде библиотеки НГПУ имеется большое количество печатных и электронных изданий, оказывающих помощь в реализации учебного процесса и решения профессиональных задач. Имеется удобный, современный читальный зал с возможностью открытого доступа к изданиям фонда и выхода в Интернет.
Где я буду работать?
Выпускники магистерской программы имеют возможные должности для трудоустройства: 
  • учитель-логопед в учреждениях образования, здравоохранения и социального обеспечения;
  • преподаватель высших и средне-специальных образовательных учреждений по подготовке дефектологов;
  • специалисты реабилитационных центров;
  • специалисты психолого-медико-педагогических консультаций разного уровня;
  • руководитель методических служб и других структурных подразделений образовательных организаций разного уровня.