logo
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль): Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи

Направление подготовки: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи

Обучение по профилю «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи» (уровень магистратура) предусматривает подготовку педагогических кадров для работы с категориями детей, имеющими нарушения слуха и речи различной степени тяжести. Выпускники программы смогут эффективно работать руководителями, преподавателями, научными сотрудниками, организаторами досуга, предпринимателями в сфере образования и в различных учреждениях образования для взрослых университетах, институтах, колледжах, училищах, в системе дополнительного образования и т.д. Подготовка магистров по данному направлению отвечает потребностям развития системы профессионального образования в сфере специального (дефектологического) образования и значительно расширяет возможности тех специалистов, которые сегодня работают в качестве педагогов, но не имеют специального (дефектологического) образования, необходимого для успешной деятельности в образовательном учреждении компенсированного или комбинированного вида, а также инклюзивной направленности.

Длительность обучения: очная форма – 2 года, заочная форма – 2 года 5 месяцев.

Цель программы – подготовка специалистов высокой квалификации, способных осуществлять исследовательскую деятельность в области специальной психологии и педагогики, обладающих профессиональной компетентностью в применении современных технологий работы с лицами с проблемами слуха и речевого развития различной этиологии.

Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает образование детей с нарушением слуха и речи на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: коррекционно-педагогическая, консультативно-диагностическая, культурно-просветительская. Возможные должности для трудоустройства: учитель-дефектолог в учреждениях образования, здравоохранения и социального обеспечения; преподаватель вуза; руководитель методических служб и других структурных подразделений образовательных организаций и социальных учреждений разного уровня.

Что я буду изучать?
На современном этапе развития логопедия, как наука активно развивается. Научные достижения в области медицины и коррекционной педагогики становятся базисом профилактической и коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития. Это требует от специалистов умения использовать не только традиционные, но и инновационные психолого-педагогические технологии, системные подходы к преодолению нарушений развития детей. Образовательная программа «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи» включает дисциплины, которые раскрывают содержание и методические основы коррекционно-образовательной, коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями слуха и речи, а также методические основы образовательного процесса в специальных (коррекционных) школах.

Основные разделы и дисциплины программы представлены тремя циклами:

  • Общенаучный цикл нацелен на формирование методологических основ научно-исследовательской работы обучающегося и на разработку методологического аппарата диссертационного исследования, что реализуется при изучении дисциплин Методологического Модуля (Современные проблемы науки и специального дефектологического образования, История и философия специальной педагогики и психологии, Сравнительная специальная педагогика, Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность, Подготовка и редактирование научных текстов), а также дисциплин, формирующих основы профессиональной коммуникации и готовности к научно-исследовательской работе.
  • Профессиональный цикл направлен на развитие профессиональных и коммуникативных компетенций в области коррекционно-педагогической деятельности, на формирование готовности к разработке и осуществлению программ и технологий коррекционно-образовательной, коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями слуха и речи. 
  • Вариативный цикл позволяет в рамках образовательной программы возможность для индивидуального выбора дисциплин совпадающих с профессиональными интересами обучающегося.
Большое внимание уделяется практической деятельности обучающихся. Предполагаются следующие виды практик: 
  • научно-исследовательская практика, в рамках которой реализуются научно-исследовательские интересы магистранта;
  • практика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, где магистранту представится возможность реализации традиционных и инновационных подходов практической деятельности логопеда; 
  • преподавательская практика, в рамках которой магистрант может реализовать профессиональные компетенции в области профессионального образования по подготовке педагогов дефектологического профиля. 
Преимущества программы
  • Высокий уровень подготовки. С момента создания института девства ФГБОУ ВО «НГПУ был направлен на качественную подготовку кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения и нарушения слуха. В образовательных учреждениях специального (коррекционного) профиля, в образовательных организациях общего типа (детских садах, школах) функционируют инклюзивные группы (классы). Эти организации испытывают потребность в учителях-дефектологах, учителях-логопедах, учителях-сурдопедагогах, поскольку кохлеарно имплантированные дети в основном интегрируются в организации общего типа, обучаясь в системе общего образования

  • Сильнейший преподавательский состав. К реализации магистерской программы привлекаются ученые и практики, высококвалифицированные специалисты в области коррекционной работы по преодолению расстройств речевой деятельности: преподаватели кафедр логопедии и детской речи, общей и специальной психологии ИД НГПУ, преподаватели ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО и Института социальных технологий и реабилитации НГТУ, руководители и специалисты образовательных и медицинских учреждений, реализующих программы коррекционной работы с детьми и взрослыми с нарушениями слуха и речи.
     
  • Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Для прохождения практики заключены договоры с профильными организациями. Это дает возможность магистрантам участвовать в реализации широкого спектра педагогических и исследовательских проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.

  • Активная проектно-исследовательская работа. В магистратуре большая часть нагрузки идет на самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу и личностное развитие. Обучение в магистратуре ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований, реализации научных и практических проектов, навыков работы в команде и, возможно, организации работы самой команды. Магистратура дает возможность человеку попробовать себя в той или иной профессиональной деятельности, а иногда и сменить специальность, выбранную в 17 лет под влиянием родителей и результатов ЕГЭ.
    Большую роль играет самостоятельное образование, вне стен вуза: изучение соответственной научной литературы, написание статей и тезисов докладов для конференций различного уровня, от студенческих до международных, подготовка отчетов о прохождении практики и сама научная практическая работа.
    Научно-исследовательская работа магистрантов, встраивается в учебный процесс. Важнейшей задачей этого вида является активизация процесса обучения, а непосредственное участие в нем самих магистрантов служит показателем их научной активности. Такой вид работы включает: изучение литературы, подготовку научных статей и тезисов докладов, участие в семинарах, конкурсах, конференциях.
    Научные исследования проводятся параллельно учебному процессу. Основная задача участия магистрантов в таких исследованиях – их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области. Содержание работы магистрантов – участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т.п.
    Научно-исследовательская работа делает обучение в магистратуре процессом активного познания, развивает креативное мышление и навыки рефлексии, помогает приобрести исследовательские умения. Магистрант – это соискатель ученой степени. Как и аспирант, он пишет выпускную квалификационную работу – диссертацию, а не просто «защищает диплом», как студент специалитета или бакалавриата.

  • Учебный корпус нового поколения. Аудитории ИД оборудованы по последнему слову техники. В нем находится более 30 современных учебных и научных аудиторий Для достижения наилучших результатов студентами в учебной деятельности используется четыре компьютерных класса, Ресурсный центр сопровождения начального образования, Ресурсный центр сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, Ресурсный центр «Семья и дети», а также информационное пространство библиотеки НГПУ, обеспечивающей доступ к печатным и электронным изданиям.
    На базе Института Детства проводятся конференции и семинары, в том числе и с международным участием специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, позволяющие познакомиться с опытом научной и практической деятельности сопровождения обучения лиц с нарушением развития в других странах. Конференции дают возможность представить результаты научно-исследовательской работы и установить новые творческие контакты. По итогам конференций издается сборник работ, включенный в Российский индекс научного цитирования, с размещением в eLibrary.
Где я буду работать?
  • преподаватель высших и средне-специальных образовательных учреждений по подготовке дефектологов;
  • специалисты реабилитационных центров;
  • специалисты психолого-медико-педагогических консультаций разного уровня;
  • руководитель методических служб и других структурных подразделений образовательных организаций разного уровня.
  • в образовательных организациях для детей с нарушением слуха и речи учителями начальных классов, учителями-дефектологами, воспитателями, тьюторами, ассистентами (помощниками);
  • в дошкольных образовательных организациях воспитателями и учителями-дефектологами, тьюторами, ассистентами (помощниками);
  • в организациях дополнительного образования (домах детского творчества) дефектологами;
  • в лабораториях слуха и речи при медицинских учреждениях сурдопедагогами, дефектологами;
  • в условиях домашнего обучения педагогами-дефектологами, осуществляющими индивидуальное обучение детей с нарушениями слуха и речи