НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Одни на миллион: как талантливые дети изучают искусственный интеллект


17 августа 2023

С 22 по 25 августа в Новосибирске пройдет X Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023» в формате Российской научно-технологической недели. Студенты и преподаватели Новосибирского государственного педагогического университета, традиционно, принимают участие в ряде мероприятий форума, в том числе, готовят команды школьников для выступления в рамках Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям в направлении «Наставничество» на Кубок Губернатора Новосибирской области.

Кроме того, университет активно участвует в отраслевых треках, посвященных цифровым технологиям и искусственному интеллекту, а в лабораториях Технопарка НГПУ школьники создают проекты, которые побеждают на региональных конкурсах научно-технологических проектов «Большие вызовы» и внедряются в жизнь. Так, в лаборатории искусственного интеллекта вуза можно услышать:

  • – Портал, привет!

  • – Здравствуйте!

  • – Портал, когда начнется следующий урок?

  • – До конца перемены одна минута.

«Портал» – это имя школьного голосового помощника, разработанного восьмиклассником Второй Новосибирской гимназии Арсением Мастовым. Пока «Портал» немногословен: он может сказать, сколько времени, когда начнется следующий урок или какая сегодня погода. Однако у Арсения большие планы: скоро «Портал» научится давать навигацию по школе, информировать об уроках и, возможно, приобретет физическую форму в виде робота – потому что все школьники любят роботов.

– В прошлом году, на кружке по большим данным и машинному обучению, мы затронули тему синтеза речи, – вспоминает Арсений. – Уже тогда у меня появилась идея создать голосового помощника, но для чего – я не знал. А примерно в январе я заметил проблему, что расписание уроков и звонков на стендах расположено неудобно, каждый раз смотреть его на телефоне тоже не вариант. Стало понятно, что можно создать голосового помощника, который не только подскажет расписание, но и сможет ответить на часто задаваемые в школе вопросы или показать расположение кабинета.

Разумеется, возникает вопрос: почему бы в школе не поставить уже готовый голосовой помощник, «Яндекс.Станцию», например? Дело в том, что домашний голосовой помощник не очень подходит для школьных условий – шума и большого количества пользователей. К тому же «Портал» будет подключен к внутришкольной информационной системе, а поэтому не станет искать ответы на вопросы о расписании и навигации по школе по всему интернету (кстати, он способен работать офлайн).  

Как отмечает научный руководитель разработки, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования НГПУ, кандидат психологических наук Борис Александрович Шрайнер, «Портал» устроен достаточно обычно: в его основе лежит система, которая распознает и переводит речь в текст. Затем текст анализируется на предмет того, о чем хотел спросить пользователь, далее готовится ответ, который озвучивается с помощью синтезатора. С технологической стороны вопроса – это повторение существующего, но если учесть, что «Портал» сделал ученик восьмого класса, да еще и за месяц, то можно представить, насколько этот ребенок талантлив, и каким перспективным разработчиком и даже ученым он может стать. Элемент научной новизны тоже имеется: сейчас Арсений изучает возможности использования локальных голосовых помощников в образовательных учреждениях – пока эта тема совершенно не исследована, но перспективна. Идея и ее воплощение были высоко оценены экспертами: так, на пятом региональном треке всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» проект Арсения Мастова «Школьный голосовой помощник» стал призером.

Другой проект, созданный под руководством Бориса Александровича, вообще стал победителем «Больших вызовов». Это тот случай, когда можно сказать, что все гениальное – просто. Ученице Инженерного лицея НГТУ Ольге Демидович пришла в голову идея создать программу, которая позволит управлять презентацией при помощи жестов.

– Во время своих защит на различных конкурсах я сталкивалась с проблемой отсутствия устройства для дистанционного управления презентацией (презентера) или, что было гораздо неприятнее, окончания заряда на нем во время выступления. Эти факторы побудили меня найти решение данной проблемы в виде программы, которая с помощью жестов управляет презентацией, – рассказывает Ольга.

Чтобы воспользоваться программой, достаточно веб-камеры, направленной на докладчика. Она считывает и расшифровывает движения человека внутри заданной рамки, а затем выполняет нужное действие. Указательный палец правой руки отвечает за переключение слайдов, указательный палец левой руки – это виртуальный маркер для выделения важных фрагментов.

И Ольга, и Арсений – очень мотивированные ребята. Найти таких учеников – удача для любого педагога. Как правило, школьники, которых интересуют новейшие технологии, посещают различные кружки, приходят на экскурсии и открытые уроки в вузы – и таких детей немало. Любой ученик средних и старших классов может обратиться в Технопарк универсальных педагогических компетенций НГПУ, рассказать о своих идеях и попробовать начать работу над проектом. Однако со временем происходит естественный отсев: сначала загоревшись идеей «приручить» искусственный интеллект, а затем столкнувшись с необходимостью много думать и кропотливо работать, некоторые школьники уходят.

Дизайн без названия (10).png

–   Для работы в сфере искусственного интеллекта ребенок должен обладать хорошей гибкостью ума – правда, детям она как раз свойственна – и большой самодисциплиной. Часто бывает, что проект придумали – но не делают, все время что-то отвлекает, – отмечает Борис Александрович. – Трудолюбивые, талантливые дети, способные работать в одном направлении без потери интереса – они, без преувеличения, одни на миллион. Хорошо, когда они попадают к наставникам, которые могут их вдохновить, направить, поддержать и взрастить интерес. Детская мотивация – дело сложное, которое зависит от множества факторов. Очень мотивирует победа в конкурсе – это, конечно, лотерея, но и самый лучший мотиватор.

Алина Кириенко

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
04 мая

Доцент кафедры педагогики и методики начального образования Надежда Николаевна Касенова заняла второе место в международном конкурсе эссе на тему «Образование и наука в эпоху цифровизации», посвященном 125-летию выдающего казахского ученого, академика Каныша Сатпаева.

03 мая

В Институте искусств педагогического университета получен экземпляр второй части «Азбуки Новосибирска», нарисованной его студентами и учениками Детской академии ИИ НГПУ.

03 мая

В НГПУ продолжает работу проект по профессиональному обучению студентов непедагогических вузов и колледжей по программе «Вожатый». Около 400 молодых людей, которые планируют посвятить ближайшее лето работе с детьми, проходят подготовку на базе НГПУ.