НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
header

Государственное задание № 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ
header

Государственное задание № 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ
Наряду с необходимостью укрепления здоровья подрастающего поколения, существует множество проблем организации образовательной деятельности по физическому воспитанию школьников. Педагогу сложно одновременно контролировать выполнение упражнений всеми обучающимися, своевременно замечать и исправлять ошибки. Кроме того, усредненное дозирование нагрузки на уроках физической культуры не учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Применение технологий компьютерного зрения открывает новые возможности для повышения эффективности физического воспитания в образовательных организациях. Использование алгоритмов распознавания поз и движений человека позволяет автоматизировать процесс контроля за выполнением упражнений, своевременно находить и устранять ошибки в технике двигательного действия. Анализ видеопотока дает информацию для объективной оценки физической нагрузки и предотвращения травматизма. Кроме того, появляется возможность разработки персонализированных тренировочных программ, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка. Все это делает применение технологий компьютерного зрения в физическом воспитании актуальной задачей, направленной на повышение качества образования.
Цель
Разработка и апробирование методики занятий по оздоровительной физической культуре обучающихся основного образования.
Идея исследования
Разработка и внедрение методики занятий оздоровительной физической культурой с учётом дифференциации нагрузки, применением разработанных комплексов на основе выявления параметров физического упражнения, оценки его эффективности и минимизация нагрузки на связочный аппарат.
Задачи
  • Разработать компьютерную программу, основанную на использовании систем компьютерного зрения.
  • Определить условия применения дифференцированного подхода на занятиях оздоровительной физической культурой.
  • Разработка и апробация комплексов физических упражнений для занятий оздоровительной физической культурой обучающихся.
  • Внедрение разработанной методики занятий оздоровительной физической культурой обучающихся основного общего образования.
Основные результаты научно-исследовательской работы
  • Разработана и апробирована компьютерная программа «CV-тренер» для автоматизированной оценки конституциональных особенностей (типа телосложения), вычисления углов и длин сегментов тела, определения нагрузки, действующей на определенные точки при выполнении двигательного действия.
  • Приведена доказательная база (с учётом исследований электромиографии, кинематических характеристик, длины конечностей, типа телосложения) о необходимости применения дифференцированного подхода при занятиях физической культурой у обучающихся основного общего образования.
  • Проведен круглый стол с экспертами по проблеме подбора и применения физических упражнений. Полученные результаты обсуждены с приглашенными экспертами.
  • Сформирована обширная база наиболее эффективных и рациональных физических упражнений, описаны закономерности и организационно-методические условия оптимального построения занятий оздоровительной физической культурой.
  • Подготовлены научные публикации, посвященные анализу теоретических основ, организационно-педагогических и медико-биологических условий выполнения физических упражнений на основе полученных данных электромиографии, кинематических характеристик, длин конечностей, типа телосложения обучающихся основного общего образования.
  • Внедрена методика занятий оздоровительной физической культурой обучающихся основного общего образования с учётом дифференцированного подхода.
Выявленные в процессе исследования теоретико-методические положения и практические результаты могут быть использованы специалистами в области физической культуры и спорта при организации дальнейших исследований в данном направлении, при проведении уроков физической культуры, внеурочной деятельности, включая организации дополнительного образования, родителями или законными представителями детей при организации их самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Руководитель проекта
Жомин Константин Михайлович
Кандидат биологических наук, доцент
Аналитики
Шрайнер Борис Александрович
к.пс.н., доцент кафедры информационных систем и цифрового образования

Головин Михаил Сергеевич
к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Гончарова Марина Сергеевна
ст.преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры

Ячменёв Николай Владимирович
к.б.н., доц., доцент кафедры спортивных дисциплин
Ведущие эксперты
Майер Борис Олегович
д.ф.н., профессор, проректор по научной работе

Рубанович Виктор Борисович
д.м.н., профессор кафедры спортивных дисциплин

Гребенникова Ирина Николаевна
к.б.н., доцент кафедры теоретических основ физической культуры, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры

Одинцова Марина Александровна
к.б.н., доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин

Турыгин Сергей Павлович
к.б.н., доцент, декан факультета физической культуры
Партнёры по апробации результатов
header