НГПУ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Подготовка будущих педагогов к работе с детьми с миграционной историей

Подготовка будущих педагогов к работе с детьми с миграционной историей

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ

Актуальность, цель и задачи исследования
Основная идея (Задача) НИР
Качественной подготовке педагогов к работе с детьми с миграционной историей способствует опора на аксиологический подход; реализация принципов целостности, последовательности и рассредоточенности содержания в дисциплинах и практиках ядра педагогического образования; обеспечение научно-методического сопровождения с использованием позитивных практик и результатов опытно-эксперементальной работы регионального и межрегионального уровня.
Планируемые результаты НИР в 2025г.
  • Представлены позитивные практики, затруднения и запросы преподавателей вузов при подготовке педагогов к работе м детьми с миграционной историей.
  • Разработана аксиологическая платформа подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей.
  • Предложена модель подготовки педагогов на основе целостности, последовательности и рассредоточенности содержания обучения в дисциплинах и практиках ядра педагогического образования.
  • Введены вариативные темы в рабочие планы дисциплин ядра педагогического образовния и апробированы дополнительные задания на педагогические практики.
  • Разработан и распространен комплекс научно-методических пособий, рекомендаций по подготовке педагогов к работе с детьми с миграционной историей.
Ключевые пользователи результатов
  • Высшие учебные заведения, реализующие программы подготовки и повышения квалификации педагогов.
  • Работники региональных институтов развития образования.
  • Специалисты институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.
  • Новосибирская открытая образовательная сеть (НООС).
  • Региональные Центры научно-методического сопровождения педагогических работников.
Партнеры по апробации (внедрению)
  • Институты развития образования Сибирского и Южно-Уральского федеральных округов.
  • Алтайский государственный педагогический университет, Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы, Омский государственный педагогический университет, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Институт русского языка им. А.С. Пушкина (Москва).
  • НИИ РАО
  • Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Основные теоретические положения
  • Миссией подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей в контексте аксиологического подхода выступает сформированная у педагогов убежденность в ценности российского образования и ценности России и ее языка в жизненном пространстве обучающихся иностранных граждан.
  • Принципами аксиологического подхода выступают: осознанность, субъектность, углубленность и инклюзивность.
  • Способы подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей, основанные на ценностной парадигме, включают в себя: педагогическую рефлексию личного опыта взаимодействия детьми из семей мигрантов в процессе школьного обучения; включенность в общественный дискурс отношения к миграции и образовательной миграционной политики; философско-социологическое осмысление отечественного и зарубежного опыта работы с мигрантами; педагогический анализ влияния состояния миграционной политики на способы взаимодействия с детьми с миграционной историей; разработку авторских методик работы с классом, в котором обучаются дети из других стран.
  • Содержание подготовки может быть рассредоточено в темах дисциплин и практик Ядра высшего педагогического образования.
Научная новизна
  • Доказана актуальность и определены ресурсы аксиологического подхода к повышению качества подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей.
  • В научный оборот введено понятие «Аксиологический подход», под которым понимается совокупность концептуальных положений, принципов и способов организации образования в вузе, обеспечивающих ценностное отношение педагогов к работе с детьми с миграционной историей, сформированность профессиональных компетенций приобщения детей иностранных граждан к традиционным российским ценностям.
  • Обоснованы принципы подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей в ценностной парадигме.
  • Разработаны ценностные характеристики миссии, целей, содержания и профессиональных компетенций подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей.
  • Предложены темы подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей в рабочих программах дисциплин и практик Ядра высшего педагогического образования.
Теоретическая значимость
  • уточнены и расширены представления о ценностной основе подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей;
  • дополнены научные знания о принципах подготовки педагогов в вузе;
  • раскрыты ценностные смыслы целей, содержания и способов подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей.

Практическая значимость заключается в разработке комплекса научно-методических пособий, позволяющих улучшить качество подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей. Разработанные компетенции могут стать основой оценки качества подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей в вузе.

Основные мероприятия

Семинар-совещание для педагогов школ Новосибирского района (22 января 2025 г.)

Семинар-совещание для педагогов школ Новосибирского района (22 января 2025 г.)

Встреча с директорами школ «Работа с родителями из семей с миграционной историей: Большая страна в школе» (15 апреля 2025)

Встреча с директорами школ «Работа с родителями из семей с миграционной историей: Большая страна в школе» (15  апреля 2025)

Участие в телепрограмме ГТРК г. Новосибирска «Дела семейные» по теме «Дети мигрантов в школе» (21 мая 2025 г.)

Участие в телепрограмме ГТРК г. Новосибирска «Дела семейные» по теме «Дети мигрантов в школе» (21 мая 2025 г.)

Выступление с докладом «Об эффективности комплекса мер по адаптации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан в Новосибирской области» на коллегии Министерства образования Новосибирской области (29 мая 2025 г.)

Выступление с докладом «Об эффективности комплекса мер по адаптации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан в Новосибирской области» на коллегии Министерства образования Новосибирской области (29 мая 2025 г.)

Организация курсов повышения квалификации для преподавателей НГПУ по теме «Методика подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей в дисциплинах и практиках Ядра педагогического образования» 26 – 31 мая 2025 г.

Организация курсов повышения квалификации для преподавателей НГПУ по теме «Методика подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей в дисциплинах и практиках Ядра педагогического образования» 26 – 31 мая 2025 г.

Подведение итогов конкурса методических разработок по работе с детьми с миграционной историей студентов НГПУ

Подведение итогов конкурса методических разработок по работе с детьми с миграционной историей студентов НГПУ

Круглый стол в рамках выставки» Учебная Сибирь 2025» (Экспоцентр г. Новосибирск, 20 ноября 2025 г.)

Круглый стол в рамках выставки» Учебная Сибирь 2025» (Экспоцентр г. Новосибирск, 20 ноября 2025 г.)

Участие в XX Международном конкурсе научных, методических творческих работ «Социализация, воспитания образования (к Году защитника Отечества, десятилетие науки и технологий)». Диплом I степени за работу «Социально-педагогическое сопровождение иностранных несовершеннолетних обучающихся, плохо владеющих русским языком».

Участие в  XX Международном конкурсе научных, методических творческих работ «Социализация, воспитания образования (к Году защитника Отечества, десятилетие науки и технологий)». Диплом I степени за работу «Социально-педагогическое сопровождение иностранных несовершеннолетних обучающихся, плохо владеющих русским языком».

Организация Международной научно-практической конференции «Национальная система образования: актуальные проблемы теории и практики профессионального взаимодействия» ( 11 – 12 ноября 2025, г. Новосибирск).

Организация Международной научно-практической конференции «Национальная система образования: актуальные проблемы теории и практики профессионального взаимодействия» ( 11 – 12  ноября 2025, г. Новосибирск).

Курсы повышения квалификации преподавателей Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Курсы повышения квалификации преподавателей Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
Публикации >>>>
Лекции
Исполнители
Подготовка будущих педагогов к работе с детьми с миграционной историей
Руководитель проекта
Лаврентьева Зоя Ивановна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ИИГСО
Аналитики
Пивченко Владимир Петрович
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Рязанова Татьяна Александровна
ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Матова Татьяна Сергеевна
ст. преподаватель кафедры теории и методики воспитательных систем, зам. директора по воспитательной работе ИКиМП, аспирант кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Рыбась Владимир Андреевич
зам. начальника учебно-методического управления, аспирант кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Ведущие эксперты
Киселева Елена Васильевна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Гуляевская Наталья Вениаминовна
доктор социологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Эксперты
Андриенко Елена Васильевна
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ИФМИТО

Скрыпникова Екатерина Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Аналитическая записка >>>>
Контакты
Зоя Ивановна Лаврентьева,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ.
Тел.: +7 383 244 13 55
E-mail: lzi53@mail.ru