Аналитическая записка
Анализ потенциала и затруднений развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: Аналитическая записка / Б.А. Дейч, З.И. Лаврентьева, Лисецкая Е.В. – Новосибирск, 2023.
Аналитическая записка подготовлена в рамках выполнения государственного задания «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», содержит выводы и обобщения, полученные в ходе опроса действующих советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; анализа опыта работы, представленного в социальных сетях, научных публикациях; обобщения опыта организации университетских смен РДДМ и курсов повышения квалификации. Рекомендуется исследователям, профессорско-преподавательскому составу, директорам образовательных организаций и руководителям высшей школы, организующим подготовку советников по воспитательной работе и их взаимодействию с детскими общественными организациями.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Научный аппарат
Объект анализа: деятельность советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательной организации.
Предмет анализа: потенциал и затруднения развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Основные параметры анализа:
Методы исследования: анализ научных публикаций по проблеме исследования, онлайн опрос; анализ информации в социальных сетях; обобщения опыта организации университетских смен и курсов повышения квалификации
База исследования:
Исследование осуществлялось в период с 1 апреля по 1 ноября 2023 г.
Основные понятия
Анкета – социологический документ, содержащий структурно- организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.
Детское общественное объединение – объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
Молодежное общественное объединение – международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Специалист в области воспитания – педагог, деятельность которого направлена на организацию воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее Советник) – специалист, обеспечивающий организацию воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями.
Мониторинг – целенаправленна деятельность, связанная с постоянным или периодическим наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемого объекта (процесса, явления, системы) в целях его развития в желаемом направлении.
Респондент – лицо, предоставляющее сведения в ходе социологического исследования на добровольной основе и соответствующее половозрастным, территориальным и иным условиям отбора участников oпpoca, изложенным в данном техническом задании.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно - технических процедур, связанных между собой единой целью: получение достоверных объективных данных об изучаемом социальном явлении.
Эффективность – характеристика результата какого-либо процесса (функционирования, использования, управления, развития и т.д.), отражающая степень достижения поставленной цели или задачи и определяемая как отношение результата к затратам, обеспечившим его получение.
Общие результаты исследования
Введение. Постановка проблемы. Одним из практических результатов усиления внимания к проблемам воспитания стало введение в образовательных организациях основного общего образования должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями. Введение данной должности проходило в три этапа с 2021 года по настоящее время. На первом этапе должность советника в качестве эксперимента была введена в 10 регионах Российской Федерации, а с начала 2023-2024 учебного года такая должность появилась практически во всех организациях общего образования и во многих учреждениях среднего профессионального образования. Таким образом, пока можно говорить о минимальном опыте организации деятельности таких специалистов. Анализ уже наработанного, пусть и непродолжительного по времени, опыта, в практическом плане будет способствовать решению возникающих проблем, а в научном плане может стать теоретической основой для дальнейших исследований соответствующей направленности. Однако в настоящее время необходимо отметить, что результаты такого анализа представлены крайне незначительно.
В настоящее время деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями становится объектом научных исследований. Работы З.И. Лаврентьевой посвящены разработке методологии исследования деятельности советников; поиску актуальных моделей организации деятельности советника в образовательной организации посвящена работа О.В. Гукаленко, А.Г. Бермуса, В.Н. Пустовойтова, ОС. Рыжовой; проблемами обоснования компетентностной модели деятельности советника по воспитанию занимается О.А. Лавреньева; исследованием профессионализма советников директора по воспитанию и подбором для этого адекватного инструментария занимаются С.В. Буравова, А.В. Кисляков, А.В. Щербаков. Таким образом, можно говорить о том, что постепенно начинают складываться методологические и методические основы деятельности советника директора по воспитанию, наличие которых позволит качественно осуществлять научно-методическую поддержку данной деятельности.
Первые результаты введения должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями становились предметом исследований, проводимых корпоративным университетом РДШ (2022 г.) и научным коллективом челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (2023 г.). Исследование, проводимое корпоративным университетом РДШ было направлено на выявление роли советников в разработке и реализации рабочих программ воспитания школ. Целью исследования, проводимого научным коллективом Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, стала оценка профессионализма советников по воспитанию.
Наше исследование показывает динамику развития опыта деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и позволяет сделать выводы о том, что:
Задачи исследования: На наш взгляд, для дальнейшего совершенствования деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями необходим разносторонний анализ уже существующего опыта, для чего, в частности, нужно: определить возрастные и профессиональные характеристики действующих советников директора по воспитанию и мотивацию педагогов выполнять данные обязанности; проанализировать влияние введения должности советников на организацию воспитательной работы в школе; определить уровень профессиональной компетентности советников директора по воспитанию; выявить проблемы организации деятельности таких специалистов.
Таким образом можно говорить о необходимости осуществления сбора и научного анализа данных о результатах и проблемах введения должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в образовательных организациях и сформулировать следующую исследовательскую проблему: каковы ключевые характеристики педагогов, выполняющих обязанности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и основные проблемы введения данной должности в образовательных организациях в целом.
Одной из задач исследования было определить возрастные и профессиональные характеристики действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, их мотивацию выполнять данные обязанности. Для решения данной задачи респондентам был задан ряд вопросов. Ответы на вопрос о возрасте респондентов, выполняющих обязанности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями представлен на рисунке 1.
Представленные на рисунке 1 данные позволяют говорить о том, что более шестидесяти процентов (62,3%) действующих в настоящее время советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – это люди в возрасте старше 35 лет, при этом, примерно две трети из них в возрасте старше 40 лет. Только примерно каждый десятый (9,4%) респондентов – это молодые специалисты в возрасте от 20 до 25 лет и чуть более тринадцати процентов (13,3 %) советников в возрасте от 25 до 30 лет. Такая возрастная дифференциация имеет как положительные, так и отрицательные стороны, подробнее о которых представлено в разделе Заключение.
Рисунок 1. Возрастная дифференциация советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Для анализа уровней и видов профессионального образования действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, респондентам был задан соответствующий вопрос, ответы на который представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Дифференциация советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по видам и уровням профессионального образования
Как видно из данных на рисунке 2 подавляющее большинство действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (84,8%) имеет педагогическое образование, при этом более 80% от числа имеющих педагогическое образование, окончили педагогические вузы. Примерно каждый восьмой участник опроса имеет высшее непедагогическое образование, и только каждый пятидесятый окончил учреждение среднего профессионального образования непедагогического профиля. Приведенные данные позволяют говорить о том, что большое число действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями имеют необходимое профессиональное образование, что, на наш взгляд, является важным фактором для качественного выполнения трудовых действий, связанных с данной профессиональной деятельностью.
Введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями было возможно с использованием разных вариантов трудоустройства таких специалистов. Выбор варианта делался на усмотрение руководства образовательной организации. В рамках проводимого нами исследования было необходимо определить какой вариант введения должности советника директора был выбран в образовательных организациях, а также проанализировать насколько такой вариант может способствовать эффективности деятельности данных специалистов. Респондентам был задан вопрос «Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов использовался в Вашей школе при введении должности советника директора по воспитанию».
Ответы респондентов на данный вопрос приводятся на рисунке 3.
Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос «Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов использовался в Вашей школе при введении должности советника директора по воспитанию»
Как показывают данные, представленные на рисунке 3, только примерно в каждой двадцатой образовательной организации обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями выполняют освобожденные специалисты. То есть более чем в 95% случаев данные обязанности выполняются по совместительству. При этом, в большинстве школ (64,7% ответов) в качестве советников директора работают по совместительству учителя – предметники. В относительно небольшом проценте случаев данные обязанности по совместительству выполняют педагог – психолог (2,5%) и социальный педагог (1,8%). В 16,2% образовательных организаций, специалисты которых приняли участие в опросе, должность советника директора по совместительству выполняют педагоги-организаторы.
Важным, на наш взгляд, является мотивация педагогов выполнять обязанности советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Для выявления соответствующих мотивов респондентам был задан вопрос, ответы на который представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Мотивация педагогов выполнять обязанности советника директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Данные, представленные на рисунке 4 позволяют говорить о том, что почти 65% опрошенных согласились выполнять обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на основе внутренней мотивации (34,5% - возможность заниматься интересной и личностно значимой деятельностью; 29,1% - возможность научиться чему-то новому, попробовать себя в чем-то новом; 1,1% - возможность эмоциональной разгрузки от основной работы). Чуть более 15% респондентов сделали этот выбор под влиянием внешних мотивов (9,7% - возможность профессиональной самореализации; 5,4% - возможность профессионального (карьерного) роста). Для 13,3% основным мотивом стало получение дополнительного материального дохода. При этом, необходимо понимать, что респонденты выбирали основной мотив, а обычно на принятие решения оказывают влияние несколько мотивов одновременно.
Вторая задача, которая ставилась перед нашим исследованием, связана с анализом влияния введения должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на организацию воспитательной работы в школе.
Анализируя данные, представленные на рисунке 5, необходимо отметить, что у респондентов была возможность выбрать два варианта ответа. Все варианты ответов можно разделить на 4 группы на основе близких значений выборов в процентном соотношении. Максимальное число выборов получили варианты ответов «Способствовало увеличению числа обучающихся, включенных в различные формы активности» (21,1%) и «Способствовало повышению качества воспитательной работы в школе в целом» (19%). Вторая группа: 11,3% выборов – вариант «Способствовало повышению качества общешкольных воспитательных мероприятий»; 11,1% выборов – «Способствовало развитию взаимодействия между детьми и педагогами/администрацией школы». Третья группа: 9,8% выборов – вариант «Способствовало развитию деятельности школьной детской общественной организации»; 9,2% выборов – вариант «Увеличило возможности участия обучающихся в городских, региональных, всероссийских проектах и мероприятиях»; 8,8% выбора – вариант «Способствовало усилению взаимодействия школы с российскими детско-юношескими организациями». Четвертая группа с минимальными значениями выборов: 5,6% – вариант ответа «Способствовало развитию системы школьного самоуправления»; 3% – вариант ответа «Способствовало взаимодействию между классными руководителями и администрацией школы». Вариант ответа «Не способствовало ничему из перечисленного» получил 0,5% выборов.
Рисунок 5. Мнения респондентов о том, чему в первую очередь способствовало введение должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на организацию воспитательной работы в школе
Важным в рамках проводимого исследования было выяснить чем реально в своей практической деятельности занимаются советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Рисунок 6. Распределение видов деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по мнению респондентов
В представленных на рисунке 6 данных максимальное число респондентов (26,3%) выбрало вариант ответа о том, что основная деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в образовательной организации связана с организацией и проведением общешкольных воспитательных мероприятий. 19,9% выборов варианта ответа о том, что советник директора работает с органами школьного самоуправления. 18,8% опрошенных советников определяют, что советники директора занимаются организацией деятельности школьной детской общественной организации, немногим более 25% опрошенных советников по их мнению, в большей степени, занимаются помощью школьным педагогам и их консультированием по вопросам организации воспитательной деятельности (14% выборов – помогает классным руководителям в организации внеурочной деятельности; 11,4% – консультирует педагогов по вопросам организации воспитательной работы); 7,9% опрошенных выбрали вариант ответа «Выполняет задания заместителя директора по воспитательной работе», что говорит об отсутствии самостоятельности в планировании и осуществлении деятельности советников директора в целом ряде образовательных организаций.
Следующей задачей проводимого исследования было определить уровень профессиональной компетентности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (по мнению респондентов).
Рисунок 7. Мнение респондентов об уровне их компетентности для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Примерно три четверти респондентов (74,1%) высказывают мнение о наличии достаточно высокого уровня компетентности, 18% опрошенных считает уровень своей компетентности для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями вполне достаточным, 56,1% выбрали вариант ответа «да, в целом»). 25,1% выбрали варианты ответа, подтверждающие, что уровень компетентности довольно низкий (21,9% - уровень компетентности не совсем достаточный) или недостаточный (3,2%).
Рисунок 8. Ответы респондентов на вопрос «Каких знаний и умений вам не хватает для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Важным был также вопрос о том, каких знаний и умений, по мнению респондентов, им не хватает для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Ответы на данный вопрос представлены на рисунке 8. Данные диаграммы показывают, что максимальное число набирает вариант ответы ответа о том, что не хватает умений организовывать эффективное взаимодействие с коллегами и родителями обучающихся (15,8%), знаний методов вовлечения детей в деятельность детско-юношеской общественной организации (14,2%) и знаний технологий педагогической поддержки социальных инициатив и детской самодеятельности (14,2%). Об отсутствии умений взаимодействовать с другими необходимыми для работы организациями и учреждениями заявили 7,3% опрошенных советников. 6,4%) опрошенных считают, что у них отсутствуют знания современных подходов к организации воспитательной работы в школе. Но при этом, только 1,7% опрошенных советников говорят о том, что им не хватает знаний теории и методики организации воспитательной работы в детском коллективе. Примерно каждый пятнадцатый респондент считает, что ему не хватает знаний оценки и анализа результатов деятельности. 6,4% опрошенных советников считают, что им не хватает знаний теории и методики работы с детским активом, 6,3% - теории и методики организации проектной деятельности с детьми. 6,7% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Ряд вопросов при проведении исследования был направлен на то, чтобы получить информацию о том, какие проблемы организации деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями видят сами советники, имеющие опыт такой работы в образовательных организациях. Так, респондентам был задан прямой вопрос «Какие проблемные моменты можно выделить в вашей деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»? Распределение ответов на данный вопрос представлено на рисунке 9.
Рисунок 9. Проблемные моменты в деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Максимальное число ответов связано с выделением двух групп проблем: непонимание функционала деятельности советника со стороны коллег и администрации (26,6%) и отсутствие материальной базы деятельности советника (25,5%). Также, практически, каждый пятый опрошенный обращает внимание на то, что деятельность советника часто дублирует деятельность других педагогических работников школы (19,1%). 12,2% считают, что нет четкого обозначения\ функционала советника директора по воспитательной работе, а 7,2% испытывают сложности при взаимодействии со всероссийскими детскими общественными организациями. Нужно отметить, что только 2,5% выделяют в качестве проблемы отсутствие методической базы деятельности советника.
С целью уточнения мнения советников об уровне обеспеченности их деятельности методическими материалами был задан соответствующий вопрос, ответы на который представлены на рисунке 10.
Рисунок 10. Мнения респондентов об уровне достаточности обеспеченности методическими материалами деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
22,6% опрошенных советников считают, что в настоящее время есть все необходимые для их работы методические материалы, 41% респондентов – что есть основные необходимые для работы методические материалы. Таким образом, 63,6% действующих советников удовлетворены уровнем методического обеспечения их деятельности. Соответственно 36,4% опрошенных считают данный уровень недостаточным: 28,6% выбрали вариант ответа «Есть некоторые необходимые для работы методические материалы», 6,7% – «Существующих методических материалов совершенно недостаточно» и 1,1% опрошенных не могут найти вообще никаких методических материалов.
В рамках решения данной задачи респондентам также был задан ряд вопросов, направленных на выявление их мнения о том, как сделать деятельность советника по воспитанию более эффективной. Результаты опроса по этим вопросам представлены на рисунках 11 и 12.
Рисунок 11. Мнения респондентов о том, при каких условиях деятельность советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями будет более эффективна
64,3% опрошенных считают на эффективность деятельности советника не оказывают существенного влияния возраст и стаж педагога, выполняющего данные обязанности. 23,3% респондентов высказывают мнение о том, что в данное должности более эффективно будет работать молодой педагог, а каждый десятый из действующих советников считает, что эффективнее будет привлечение педагогов со стажем.
Респондентам был также задан вопрос о том, что, на их взгляд может способствовать улучшению работы действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Результаты ответа на данный вопрос распределились следующим образом:
Рисунок 12. Мнения респондентов о том, что необходимо для улучшения работы советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
32,2% опрошенных связывают улучшение деятельности советников с реализацией дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки; 27,6% для решения этой задачи считают необходимым более четко определить функционал деятельности этого специалиста; 18% советников выбрали вариант ответа о необходимости разработать методические пособия и рекомендации по всем направлениям работы; почти такое же число (17%) для привлечения к работе советником более опытных специалистов считают необходимым повышение уровня оплаты их труда.
Выводы по итогам опроса
Краткие выводы (Заключение)
Приложение 1
Анкета для действующих советников директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Уважаемые советники директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями!
Если Вы работали в данной должности не менее года, просим Вас ответить на вопросы, которые помогут проанализировать результаты введения данной должности в образовательных организациях
Приложение 2
Программа университетской смены РРДМ в Новосибирском государственном педагогическом университете
Формат Смены был научно-образовательно-просветительским, подразумевающим развитие компетенций в соответствии с направленностью дополнительного образования, определенным п.9. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Целевая аудитория Смены – обучающиеся общеобразовательных образовательных организаций Республики Хакасия, Томской области, Камчатского края и Амурской области в возрасте от 14 до 17 лет включительно в количестве 18 чел.
Приложение 3
Список научных изданий по проблеме