НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Анализ потенциала и затруднений развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

 

Аналитическая записка

 

Анализ потенциала и затруднений развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: Аналитическая записка / Б.А. Дейч, З.И. Лаврентьева, Лисецкая Е.В. – Новосибирск, 2023.

 

Аналитическая записка подготовлена в рамках выполнения государственного задания «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», содержит выводы и обобщения, полученные в ходе опроса действующих советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; анализа опыта работы, представленного в социальных сетях, научных публикациях; обобщения опыта организации университетских смен РДДМ и курсов повышения квалификации. Рекомендуется исследователям, профессорско-преподавательскому составу, директорам образовательных организаций и руководителям высшей школы, организующим подготовку советников по воспитательной работе и их взаимодействию с детскими общественными организациями.

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Научный аппарат

 

Объект анализа: деятельность советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательной организации.

Предмет анализа: потенциал и затруднения развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Основные параметры анализа:

  1. возрастные и профессиональные характеристики действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, мотивация педагогов выполнять данные обязанности;
  2. влияние введения должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на организацию воспитательной работы в школе;
  3. самооценка уровня профессиональной компетентности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
  4. проблемы организации деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Методы исследования: анализ научных публикаций по проблеме исследования, онлайн опрос; анализ информации в социальных сетях; обобщения опыта организации университетских смен и курсов повышения квалификации

База исследования:

  • анализ опыта деятельности и самооценки профессиональной компетентности действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, представляющих следующие регионы: Воронежская область, Иркутская область, Краснодарский край, Курганская область, Московская область, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Саратовская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Челябинская область (278 человек) (Приложение 1);
  • анализ содержания сайтов «Навигаторы детства» https://навигаторыдетства.рф/; РДДМ «Движение Первых» https://будьвдвижении.рф/;
  • анализ содержания деятельности университетских смен РДДМ «Движение Первых», организованных на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Приложение 2);
  • анализ программ и опыта организации курсов повышения квалификации (600 человек на базе центра «Машук» и 300 человек на базе ФГБОУ ВО «НГПУ»;
  • анализ научных исследований (Приложение 3).

Исследование осуществлялось в период с 1 апреля по 1 ноября 2023 г.

Основные понятия

Анкета – социологический документ, содержащий структурно- организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

Детское общественное объединение – объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

Молодежное общественное объединение – международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Специалист в области воспитания – педагог, деятельность которого направлена на организацию воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее Советник) – специалист, обеспечивающий организацию воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями.

Мониторинг – целенаправленна деятельность, связанная с постоянным или периодическим наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемого объекта (процесса, явления, системы) в целях его развития в желаемом направлении.

Респондент – лицо, предоставляющее сведения в ходе социологического исследования на добровольной основе и соответствующее половозрастным, территориальным и иным условиям отбора участников oпpoca, изложенным в данном техническом задании.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно - технических процедур, связанных между собой единой целью: получение достоверных объективных данных об изучаемом социальном явлении.

Эффективность – характеристика результата какого-либо процесса (функционирования, использования, управления, развития и т.д.), отражающая степень достижения поставленной цели или задачи и определяемая как отношение результата к затратам, обеспечившим его получение.

Общие результаты исследования

Введение. Постановка проблемы. Одним из практических результатов усиления внимания к проблемам воспитания стало введение в образовательных организациях основного общего образования должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями. Введение данной должности проходило в три этапа с 2021 года по настоящее время. На первом этапе должность советника в качестве эксперимента была введена в 10 регионах Российской Федерации, а с начала 2023-2024 учебного года такая должность появилась практически во всех организациях общего образования и во многих учреждениях среднего профессионального образования. Таким образом, пока можно говорить о минимальном опыте организации деятельности таких специалистов. Анализ уже наработанного, пусть и непродолжительного по времени, опыта, в практическом плане будет способствовать решению возникающих проблем, а в научном плане может стать теоретической основой для дальнейших исследований соответствующей направленности. Однако в настоящее время необходимо отметить, что результаты такого анализа представлены крайне незначительно.

В настоящее время деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями становится объектом научных исследований. Работы З.И. Лаврентьевой посвящены разработке методологии исследования деятельности советников; поиску актуальных моделей организации деятельности советника в образовательной организации посвящена работа О.В. Гукаленко, А.Г. Бермуса, В.Н. Пустовойтова, ОС. Рыжовой; проблемами обоснования компетентностной модели деятельности советника по воспитанию занимается О.А. Лавреньева; исследованием профессионализма советников директора по воспитанию и подбором для этого адекватного инструментария занимаются С.В. Буравова, А.В. Кисляков, А.В. Щербаков. Таким образом, можно говорить о том, что постепенно начинают складываться методологические и методические основы деятельности советника директора по воспитанию, наличие которых позволит качественно осуществлять научно-методическую поддержку данной деятельности.

Первые результаты введения должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями становились предметом исследований, проводимых корпоративным университетом РДШ (2022 г.) и научным коллективом челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (2023 г.). Исследование, проводимое корпоративным университетом РДШ было направлено на выявление роли советников в разработке и реализации рабочих программ воспитания школ. Целью исследования, проводимого научным коллективом Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, стала оценка профессионализма советников по воспитанию.

Наше исследование показывает динамику развития опыта деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и позволяет сделать выводы о том, что:

  • в большинстве образовательных организаций советники включились в разработку и реализацию рабочих программ воспитания, что позволило решить задачи привлечения к организации воспитательной работы ресурсы детско-юношеских и молодежных общественных объединений;
  • уровень активности советников по воспитанию при выполнении ими своих обязанностей колеблется между средним и высоким;
  • деятельность советника по воспитанию в равной степени ориентирована на вопросы организации воспитания в образовательной организации и активации воспитательной деятельности на уровне классных коллективов;
  • опыт работы советников широко представлен в социальных сетях и на официальных сайтах Навигаторов детства и РДДМ «Движение Первых»;
  • ведется активный теоретический анализ деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями: всего опубликовано более 40 научных статей;
  • обмен опытом проходит в процессе обучения, переподготовки кадров, проведения конкурсов навигаторов и на университетских сменах РДДМ «Движение Первых»;
  • в качестве основных затруднений выделяются: сложности в дифференциации функций советника и заместителя директора по воспитательной работе, отсутствие поддержки со стороны администрации образовательной организации. Низкий уровень научно-методического сопровождения.

Задачи исследования: На наш взгляд, для дальнейшего совершенствования деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями необходим разносторонний анализ уже существующего опыта, для чего, в частности, нужно: определить возрастные и профессиональные характеристики действующих советников директора по воспитанию и мотивацию педагогов выполнять данные обязанности; проанализировать влияние введения должности советников на организацию воспитательной работы в школе; определить уровень профессиональной компетентности советников директора по воспитанию; выявить проблемы организации деятельности таких специалистов.

Таким образом можно говорить о необходимости осуществления сбора и научного анализа данных о результатах и проблемах введения должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в образовательных организациях и сформулировать следующую исследовательскую проблему: каковы ключевые характеристики педагогов, выполняющих обязанности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и основные проблемы введения данной должности в образовательных организациях в целом.

  1. Возрастные и профессиональные характеристики действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, мотивация педагогов выполнять данные обязанности

Одной из задач исследования было определить возрастные и профессиональные характеристики действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, их мотивацию выполнять данные обязанности. Для решения данной задачи респондентам был задан ряд вопросов. Ответы на вопрос о возрасте респондентов, выполняющих обязанности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями представлен на рисунке 1.

Представленные на рисунке 1 данные позволяют говорить о том, что более шестидесяти процентов (62,3%) действующих в настоящее время советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – это люди в возрасте старше 35 лет, при этом, примерно две трети из них в возрасте старше 40 лет. Только примерно каждый десятый (9,4%) респондентов – это молодые специалисты в возрасте от 20 до 25 лет и чуть более тринадцати процентов (13,3 %) советников в возрасте от 25 до 30 лет. Такая возрастная дифференциация имеет как положительные, так и отрицательные стороны, подробнее о которых представлено в разделе Заключение.

Возрастная дифференциация советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Рисунок 1. Возрастная дифференциация советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Для анализа уровней и видов профессионального образования действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, респондентам был задан соответствующий вопрос, ответы на который представлены на рисунке 2.

Дифференциация советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по видам и уровням профессионального образования

Рисунок 2. Дифференциация советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по видам и уровням профессионального образования

Как видно из данных на рисунке 2 подавляющее большинство действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (84,8%) имеет педагогическое образование, при этом более 80% от числа имеющих педагогическое образование, окончили педагогические вузы. Примерно каждый восьмой участник опроса имеет высшее непедагогическое образование, и только каждый пятидесятый окончил учреждение среднего профессионального образования непедагогического профиля. Приведенные данные позволяют говорить о том, что большое число действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями имеют необходимое профессиональное образование, что, на наш взгляд, является важным фактором для качественного выполнения трудовых действий, связанных с данной профессиональной деятельностью.

Введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями было возможно с использованием разных вариантов трудоустройства таких специалистов. Выбор варианта делался на усмотрение руководства образовательной организации. В рамках проводимого нами исследования было необходимо определить какой вариант введения должности советника директора был выбран в образовательных организациях, а также проанализировать насколько такой вариант может способствовать эффективности деятельности данных специалистов. Респондентам был задан вопрос «Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов использовался в Вашей школе при введении должности советника директора по воспитанию».

Ответы респондентов на данный вопрос приводятся на рисунке 3.

Ответы респондентов на вопрос «Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов использовался в Вашей школе при введении должности советника директора по воспитанию»

Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос «Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов использовался в Вашей школе при введении должности советника директора по воспитанию»

Как показывают данные, представленные на рисунке 3, только примерно в каждой двадцатой образовательной организации обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями выполняют освобожденные специалисты. То есть более чем в 95% случаев данные обязанности выполняются по совместительству. При этом, в большинстве школ (64,7% ответов) в качестве советников директора работают по совместительству учителя – предметники. В относительно небольшом проценте случаев данные обязанности по совместительству выполняют педагог – психолог (2,5%) и социальный педагог (1,8%). В 16,2% образовательных организаций, специалисты которых приняли участие в опросе, должность советника директора по совместительству выполняют педагоги-организаторы.

Важным, на наш взгляд, является мотивация педагогов выполнять обязанности советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Для выявления соответствующих мотивов респондентам был задан вопрос, ответы на который представлены на рисунке 4.

Мотивация педагогов выполнять обязанности советника директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Рисунок 4. Мотивация педагогов выполнять обязанности советника директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Данные, представленные на рисунке 4 позволяют говорить о том, что почти 65% опрошенных согласились выполнять обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на основе внутренней мотивации (34,5% - возможность заниматься интересной и личностно значимой деятельностью; 29,1% - возможность научиться чему-то новому, попробовать себя в чем-то новом; 1,1% - возможность эмоциональной разгрузки от основной работы). Чуть более 15% респондентов сделали этот выбор под влиянием внешних мотивов (9,7% - возможность профессиональной самореализации; 5,4% - возможность профессионального (карьерного) роста). Для 13,3% основным мотивом стало получение дополнительного материального дохода. При этом, необходимо понимать, что респонденты выбирали основной мотив, а обычно на принятие решения оказывают влияние несколько мотивов одновременно.

  1. Влияние введения должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на организацию воспитательной работы в школе

Вторая задача, которая ставилась перед нашим исследованием, связана с анализом влияния введения должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на организацию воспитательной работы в школе.

Анализируя данные, представленные на рисунке 5, необходимо отметить, что у респондентов была возможность выбрать два варианта ответа. Все варианты ответов можно разделить на 4 группы на основе близких значений выборов в процентном соотношении. Максимальное число выборов получили варианты ответов «Способствовало увеличению числа обучающихся, включенных в различные формы активности» (21,1%) и «Способствовало повышению качества воспитательной работы в школе в целом» (19%). Вторая группа: 11,3% выборов – вариант «Способствовало повышению качества общешкольных воспитательных мероприятий»; 11,1% выборов – «Способствовало развитию взаимодействия между детьми и педагогами/администрацией школы». Третья группа: 9,8% выборов – вариант «Способствовало развитию деятельности школьной детской общественной организации»; 9,2% выборов – вариант «Увеличило возможности участия обучающихся в городских, региональных, всероссийских проектах и мероприятиях»; 8,8% выбора – вариант «Способствовало усилению взаимодействия школы с российскими детско-юношескими организациями». Четвертая группа с минимальными значениями выборов: 5,6% – вариант ответа «Способствовало развитию системы школьного самоуправления»; 3% – вариант ответа «Способствовало взаимодействию между классными руководителями и администрацией школы». Вариант ответа «Не способствовало ничему из перечисленного» получил 0,5% выборов.

Мнения респондентов о том, чему в первую очередь способствовало введение должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на организацию воспитательной работы в школе

Рисунок 5. Мнения респондентов о том, чему в первую очередь способствовало введение должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на организацию воспитательной работы в школе

Важным в рамках проводимого исследования было выяснить чем реально в своей практической деятельности занимаются советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Распределение видов деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по мнению респондентов

Рисунок 6. Распределение видов деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по мнению респондентов

В представленных на рисунке 6 данных максимальное число респондентов (26,3%) выбрало вариант ответа о том, что основная деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в образовательной организации связана с организацией и проведением общешкольных воспитательных мероприятий. 19,9% выборов варианта ответа о том, что советник директора работает с органами школьного самоуправления. 18,8% опрошенных советников определяют, что советники директора занимаются организацией деятельности школьной детской общественной организации, немногим более 25% опрошенных советников по их мнению, в большей степени, занимаются помощью школьным педагогам и их консультированием по вопросам организации воспитательной деятельности (14% выборов – помогает классным руководителям в организации внеурочной деятельности; 11,4% – консультирует педагогов по вопросам организации воспитательной работы); 7,9% опрошенных выбрали вариант ответа «Выполняет задания заместителя директора по воспитательной работе», что говорит об отсутствии самостоятельности в планировании и осуществлении деятельности советников директора в целом ряде образовательных организаций.

  1. Самооценка уровня профессиональной компетентности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Следующей задачей проводимого исследования было определить уровень профессиональной компетентности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (по мнению респондентов).

Мнение респондентов об уровне их компетентности для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Рисунок 7. Мнение респондентов об уровне их компетентности для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Примерно три четверти респондентов (74,1%) высказывают мнение о наличии достаточно высокого уровня компетентности, 18% опрошенных считает уровень своей компетентности для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями вполне достаточным, 56,1% выбрали вариант ответа «да, в целом»). 25,1% выбрали варианты ответа, подтверждающие, что уровень компетентности довольно низкий (21,9% - уровень компетентности не совсем достаточный) или недостаточный (3,2%).

Ответы респондентов на вопрос «Каких знаний и умений вам не хватает для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Рисунок 8. Ответы респондентов на вопрос «Каких знаний и умений вам не хватает для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Важным был также вопрос о том, каких знаний и умений, по мнению респондентов, им не хватает для выполнения обязанностей советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Ответы на данный вопрос представлены на рисунке 8. Данные диаграммы показывают, что максимальное число набирает вариант ответы ответа о том, что не хватает умений организовывать эффективное взаимодействие с коллегами и родителями обучающихся (15,8%), знаний методов вовлечения детей в деятельность детско-юношеской общественной организации (14,2%) и знаний технологий педагогической поддержки социальных инициатив и детской самодеятельности (14,2%). Об отсутствии умений взаимодействовать с другими необходимыми для работы организациями и учреждениями заявили 7,3% опрошенных советников. 6,4%) опрошенных считают, что у них отсутствуют знания современных подходов к организации воспитательной работы в школе. Но при этом, только 1,7% опрошенных советников говорят о том, что им не хватает знаний теории и методики организации воспитательной работы в детском коллективе. Примерно каждый пятнадцатый респондент считает, что ему не хватает знаний оценки и анализа результатов деятельности. 6,4% опрошенных советников считают, что им не хватает знаний теории и методики работы с детским активом, 6,3% - теории и методики организации проектной деятельности с детьми. 6,7% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Ряд вопросов при проведении исследования был направлен на то, чтобы получить информацию о том, какие проблемы организации деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями видят сами советники, имеющие опыт такой работы в образовательных организациях. Так, респондентам был задан прямой вопрос «Какие проблемные моменты можно выделить в вашей деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»? Распределение ответов на данный вопрос представлено на рисунке 9.

Проблемные моменты в деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Рисунок 9. Проблемные моменты в деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Максимальное число ответов связано с выделением двух групп проблем: непонимание функционала деятельности советника со стороны коллег и администрации (26,6%) и отсутствие материальной базы деятельности советника (25,5%). Также, практически, каждый пятый опрошенный обращает внимание на то, что деятельность советника часто дублирует деятельность других педагогических работников школы (19,1%). 12,2% считают, что нет четкого обозначения\ функционала советника директора по воспитательной работе, а 7,2% испытывают сложности при взаимодействии со всероссийскими детскими общественными организациями. Нужно отметить, что только 2,5% выделяют в качестве проблемы отсутствие методической базы деятельности советника.

С целью уточнения мнения советников об уровне обеспеченности их деятельности методическими материалами был задан соответствующий вопрос, ответы на который представлены на рисунке 10.

Мнения респондентов об уровне достаточности обеспеченности методическими материалами деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Рисунок 10. Мнения респондентов об уровне достаточности обеспеченности методическими материалами деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

22,6% опрошенных советников считают, что в настоящее время есть все необходимые для их работы методические материалы, 41% респондентов – что есть основные необходимые для работы методические материалы. Таким образом, 63,6% действующих советников удовлетворены уровнем методического обеспечения их деятельности. Соответственно 36,4% опрошенных считают данный уровень недостаточным: 28,6% выбрали вариант ответа «Есть некоторые необходимые для работы методические материалы», 6,7% – «Существующих методических материалов совершенно недостаточно» и 1,1% опрошенных не могут найти вообще никаких методических материалов.

В рамках решения данной задачи респондентам также был задан ряд вопросов, направленных на выявление их мнения о том, как сделать деятельность советника по воспитанию более эффективной. Результаты опроса по этим вопросам представлены на рисунках 11 и 12.

Мнения респондентов о том, при каких условиях деятельность советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями будет более эффективна

Рисунок 11. Мнения респондентов о том, при каких условиях деятельность советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями будет более эффективна

64,3% опрошенных считают на эффективность деятельности советника не оказывают существенного влияния возраст и стаж педагога, выполняющего данные обязанности. 23,3% респондентов высказывают мнение о том, что в данное должности более эффективно будет работать молодой педагог, а каждый десятый из действующих советников считает, что эффективнее будет привлечение педагогов со стажем.

Респондентам был также задан вопрос о том, что, на их взгляд может способствовать улучшению работы действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Результаты ответа на данный вопрос распределились следующим образом:

Мнения респондентов о том, что необходимо для улучшения работы советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Рисунок 12. Мнения респондентов о том, что необходимо для улучшения работы советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

32,2% опрошенных связывают улучшение деятельности советников с реализацией дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки; 27,6% для решения этой задачи считают необходимым более четко определить функционал деятельности этого специалиста; 18% советников выбрали вариант ответа о необходимости разработать методические пособия и рекомендации по всем направлениям работы; почти такое же число (17%) для привлечения к работе советником более опытных специалистов считают необходимым повышение уровня оплаты их труда.

Выводы по итогам опроса

  1. Возрастная дифференциация советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, демонстрирует, что должность советника директора преимущественно выполняют педагоги, имеющий уже достаточный педагогический стаж и, соответственно, опыт (62,3% действующих в настоящее время советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – это люди в возрасте старше 35 лет, при этом, примерно две трети из них в возрасте старше 40 лет). Это несомненно, может способствовать эффективности реализуемой ими такой трудовой функции, как организация воспитательной деятельности в образовательной организации, предполагающей выполнения ряда трудовых действий (сбор, анализ информации и подготовка предложений по разработке стратегии развития системы воспитания образовательной организации, подготовка предложений по разработке и корректировке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы участие в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации и т.д.). Качественное выполнение данных трудовых действий, действительно, невозможно без наличия определенного уровня компетенций, который формируется в результате приобретения достаточного опыта организации воспитательной деятельности с обучающимися.

    При этом, только примерно каждый десятый (9,4% респондентов) – это молодые специалисты в возрасте от 20 до 25 лет и чуть более тринадцати процентов (13,3 %) советников в возрасте от 25 до 30 лет, что, на наш взгляд, способствует выполнению такой трудовой функции, как организация взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями, предполагающая ряд соответствующих трудовых действий (организация взаимодействия участников образовательных отношений для накопления обучающимися социального опыта, опыта межнациональных отношений, формирования ценностных ориентаций и их самореализации; организация сотрудничества образовательной организации с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность и т.д.). Такая деятельность основана на непосредственном взаимодействии с обучающимися. В этом случае относительная молодость советника, на наш взгляд, является объективным фактором, способствующим эффективности организации такого взаимодействия, так как дети часто более расположены к общению с «молодыми взрослыми». Однако необходимо отметить, что во многом эффективность реализации советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями зависит от субъективных (личностных и профессиональных) характеристик специалиста, выполняющего данные обязанности.

  2. Полученные в рамках исследования данные позволяют говорить о том, что большое число действующих советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями имеют необходимое профессиональное образование (84,8% имеет педагогическое образование, при этом более 80% от числа имеющих педагогическое образование, окончили педагогические вузы), что, на наш взгляд, является важным фактором для качественного выполнения трудовых действий, связанных с данной профессиональной деятельностью.

  3. Более чем в 95% случаев данные обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями выполняются по совместительству. При этом, в большинстве школ (64,7% ответов) в качестве советников директора работают по совместительству учителя – предметники. Учитывая их загруженность выполнением основных обязанностей, такой подход вызывает сомнения в эффективности их деятельности в качестве советников. В относительно небольшом проценте случаев данные обязанности по совместительству выполняют педагог – психолог (2,5%) и социальный педагог (1,8%). В 16,2% образовательных организаций, специалисты которых приняли участие в опросе, должность советника директора по совместительству выполняют педагоги-организаторы. На наш взгляд, это оптимальный вариант, если говорить о вариантах совместительства, так как в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» предусмотрены определенные трудовые действия, требующие, в том числе навыков педагога – организатора (например, формирование событийного пространства образовательной организации).

    Причины, почему в подавляющем большинстве образовательных организаций обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями выполняются по совместительству, требуют дополнительного исследования, однако, это можно объяснить тем, что такой подход, в определенной мере был задан изначально: при введении данной должности определялась доплата в размере 15 000 рублей для специалистов, которые будут выполнять обязанности советников. Сам термин «доплата» предполагает, что эта сумма будет добавлена к уже существующей зарплате за выполнение другой профессиональной деятельности. Такая сумма может рассматриваться педагогами как достаточная доплата к уже получаемому денежному вознаграждению, но очевидно мала для того, чтобы найти специалистов, готовых работать только в качестве советника. Исходя из полученных нами данных, можно сделать вывод о том, что только около 5% образовательных организаций нашли возможность (или желание) осуществлять дополнительное финансирование деятельности советника директора по воспитанию и смогли привлечь к данной деятельности освобожденного от других обязанностей специалиста. Между тем, согласно профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, в рамках реализации двух трудовых функций, должен выполнять более двадцати трудовых действий. С этих позиций эффективность деятельности советника, для которого эта работа является совмещением с основными обязанностями, вызывает у нас сомнение.

  4. Почти 65% опрошенных согласились выполнять обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на основе внутренней мотивации, немногим более 15% респондентов сделали этот выбор под влиянием внешних мотивов, для 13,3% основным мотивом стало получение дополнительного материального дохода. В целом такую дифференциацию мотивов можно оценить, как как положительную. Оптимальным является сочетание внутренней и внешней мотивации, что можно предполагать, исходя из результатов опроса.

  5. Полученные в рамках исследования данные дают основания говорить, о том, что по мнению действующих советников директора, введение данной должности в образовательных организациях в большей степени способствовало развитию и повышению качества воспитательной работы в школе. И в меньшей степени способствовало совершенствованию деятельности в рамках второй части их функционала – развитию деятельности школьной детской общественной организации, ее взаимодействия с всероссийскими детско-юношескими общественными организациями, увеличению возможностей для детей участвовать в проектах и мероприятиях различных уровней. Отчасти это можно объяснить некоторым переходным периодом от существовавшего ранее «Российского движения школьников» к находящемуся еще в периоде становления «Российскому движению детей и молодежи».

  6. Большинство респондентов (26,3%) считают, что основная деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в образовательной организации связана с организацией и проведением общешкольных воспитательных мероприятий. На наш взгляд, данная деятельность в определенной мере дублирует деятельность педагога-организатора. Также большое число выборов (19,9%) респондентами варианта о том, что советник директора работает с органами школьного самоуправления. Однако необходимо отметить, что в ответах на предыдущий вопрос, вариант ответа «Способствовало развитию школьного самоуправления» получил только 5,6% выборов. То есть примерно каждый пятый советник директора сосредоточил свою работу на организации деятельности школьных органов самоуправления и при этом только в каждой двадцатой школе отмечают позитивную динамику в развитии данной деятельности. Примерно столько же респондентов (18,8%) определяют, что советники директора занимаются организацией деятельности школьной детской общественной организации, при этом, сравнивая с соответствующими ответами на предыдущий вопрос, можно говорить о том, что только половина из них видит позитивные результаты этой деятельности. Чуть более 25% опрошенных советников, по их мнению, в большей степени занимаются помощью школьным педагогам и их консультированием по вопросам организации воспитательной деятельности. Необходимо отметить, что 7,9% опрошенных выбрали вариант ответа «Выполняет задания заместителя директора по воспитанию», что говорит об отсутствии самостоятельности в планировании и осуществлении деятельности советников директора в целом ряде образовательных организаций.

  7. Только примерно каждый пятый (18%) опрошенный считает уровень своей компетентности для выполнения обязанностей советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями вполне достаточным. При этом, 56,1% выбрали вариант ответа «да, в целом». Таким образом, примерно три четверти респондентов (74,1%) высказывают мнение о наличии достаточно высокого уровня компетентности. В тоже время четверть респондентов (25,1%) выбрали варианты ответа, подтверждающие, что уровень компетентности довольно низкий (21,9% - уровень компетентности не совсем достаточный) или недостаточный (3,2%). Необходимо напомнить, что все кандидаты на должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями проходили (или должны были проходить) обучение по федеральной программе и достаточно большой процент респондентов, заявляющих о низком уровне сформированных компетенций в этом случае вызывает вопросы.

  8. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что, в той или иной мере действующие советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями испытывают дефицит всех вариантов знаний и/или умений, необходимых для выполнения ими своих обязанностей. При этом, с достаточным отрывом лидирую умения организовывать эффективное взаимодействие с коллегами и родителями обучающихся (15,8%), знания методов вовлечения детей в деятельность детско-юношеской общественной организации (14,2%) и знания технологий педагогической поддержки социальных инициатив и детской самодеятельности (14,2%). На наш взгляд, необходимо особое внимание обратить на «западание» двух последних вариантов, так как данные знания важны для работы с детско-юношеским общественным объединением. Также респонденты достаточно часто отмечают отсутствие знаний и умений, связанных с организацией взаимодействия: кроме взаимодействия с коллегами и родителями сюда относятся и умения взаимодействовать с другими необходимыми для работы организациями и учреждениями. Об отсутствии таких знаний и умений заявили 7,3% опрошенных советников. Настораживает то, что примерно каждый пятнадцатый (6,4%) опрошенных считают, что у них отсутствуют знания современных подходов к организации воспитательной работы в школе. Тогда возникает вопрос о том, как они могут выполнять обязанности советника директора по воспитанию. Но при этом, только 1,7% опрошенных советников говорят о том, что им не хватает знаний теории и методики организации воспитательной работы в детском коллективе. Можно сделать вывод, что подавляющее большинство советников считают себя компетентными в организации воспитательной работы на уровне класса, но часть из них испытывает проблемы, когда речь идет об организации данной деятельности в масштабах школы.

    Также примерно каждый пятнадцатый респондент считает, что ему не хватает знаний оценки и анализа результатов деятельности. В случае, если опрошенные советники не переоценивают свои возможности, то такие данные можно считать достаточно положительными – опыт работы с педагогами-практиками показывает, что именно оценка и анализ результатов собственной деятельности часто вызывает у них проблемы.

    Такое же количество опрошенных советников считают, что им не хватает знаний теории и методики работы с детским активом (6,4%) и теории и методики организации проектной деятельности с детьми (6,3%). 6,7% респондентов затруднились ответить на данный вопрос, можно предположить, что среди них большое количество тех, кто в ответе на предыдущий вопрос об их мнении об уровне собственной компетентности выбрали вариант ответа о том, что их уровень компетентности, по их мнению, полностью соответствуют выполняемым обязанностям советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

  9. Непонимание функционала деятельности советника со стороны коллег и администрации в качестве основной проблемы выделяют 26,6% опрошенных. Это, безусловно, важный момент, который показывает, что, примерно в каждой четвертой школе, где уже есть определенный опыт введения данной должности, по-прежнему со стороны администрации школы и педагогического коллектива существует непонимание того, чем данный специалист должен заниматься. Данный вывод подкрепляет то, 19,1% опрошенных обращают внимание на то, что деятельность советника часто дублирует деятельность других педагогических работников школы, а 12,2% считают, что нет четкого обозначения функционала советника директора по воспитательной работе. Отсутствие материальной базы, о котором говорят 25,5% снижает возможности эффективной деятельности советника. 7,2% испытывают сложности при взаимодействии со всероссийскими детскими общественными организациями, возможно это было связано с тем, что деятельность советников осуществлялась в период перехода от Российского движения школьников к Российскому движению детей и молодежи «Движение первых». Нужно отметить, что только 2,5% выделяют в качестве проблемы отсутствие методической базы деятельности советника при том, что методическое обеспечение данной деятельности в настоящий период еще только создается.

  10. Удовлетворенность советников по воспитантию и взаимодействию с детскими общественными объединениями уровнем методического обеспечения подтверждается тем, что 22,6% опрошенных советников считают, что в настоящее время есть все необходимые для их работы методические материалы, 41% респондентов – что есть основные необходимые для работы методические материалы. То есть 63,6% действующих советников удовлетворены уровнем методического обеспечения их деятельности. Но, при этом, примерно, каждый третий советник считает уровень методического обеспечения недостаточным (28,6% выбрали вариант ответа «Есть некоторые необходимые для работы методические материалы», 6,7% – «Существующих методических материалов совершенно недостаточно»), а 1,1% опрошенных не могут найти вообще никаких методических материалов. На наш взгляд, в настоящее время уровень методического обеспечения деятельности именно советников трудно отнести к достаточному, так как, как говорилось выше, эти материалы пока только разрабатываются. Очевидно, в основном используется методическое обеспечение деятельности заместителя директора по воспитательной работе и /или педагога организатора, что позволяет многим советникам высказывать мнение о достаточном уровне такого обеспечения.

  11. Около двух третей опрошенных (64,3%) не видят зависимости между возрастом и стажем педагога, выполняющего обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и эффективностью его деятельности. Такой вариант ответа можно считать ожидаемым, учитывая широкую возрастную дифференциацию опрашиваемых действующих советников. Примерно каждый четвертый респондент (23,3%) высказывают мнение о том, что в данной должности более эффективно сможет работать молодой педагог. С этой позицией можно согласиться, если основным направлением деятельности такого специалиста станет взаимодействие с детскими общественными объединениями, а, по сути, руководство деятельностью первичного отделения детской организации в школе. 10,6% опрошенных советников считает, что эффективнее будет привлечение педагогов со стажем, что, на наш взгляд важно для более эффективного выполнения трудовых действий, связанных с функционалом советника по воспитательной работе.

  12. Около трети опрошенных (32,2%) связывают улучшение деятельности советников с реализацией дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки. Это говорит о том, краткосрочных программ, по которым осуществлялась такая подготовка изначально, недостаточно, что подтверждается также ответами на вопрос о том, какие дефициты знаний и умений испытывают действующие советники. 27,6% респондентов связывают решение задачи улучшения качества работы советника с необходимостью более четко определить функционал деятельности такого специалиста. Это также коррелируется с ответами на вопрос о проблемах, которые испытывают действующие советники в своей работе (см. п. 9 данного раздела). 18% опрошенных указывают на необходимость разработки методического обеспечения, что также совпадает с мнением респондентов об уровне обеспеченности методическими материалами. 17% считают необходимым повышение уровня оплаты их труда для того, чтобы была возможность привлечения более опытных специалистов.
  1. Содержание деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
  1. Анализ содержания деятельности университетских смен РДДМ «Движение Первых», организованных на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Приложение 2)
    • Организация в рамках программы университетской смены РДДМ «Движение первых» курсов повышения квалификации для советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями продемонстрировала достаточный уровень профессиональных компетенций, необходимых для организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации.
    • Основными запросами со стороны советников были следующие темы: теория и методика педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений; теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в детском коллективе; технологии организации деятельности детских общественных объединений на основе самодеятельности; формы и методы привлечения детей к деятельности в первичном отделении РДДМ в образовательной организации; развитие личностных качеств как мотивация участия детей в деятельности РДДМ; проектные технологии в условиях первичного отделения РДДМ в образовательной организации; технологии работы с детским самоуправлением; методики развития социальной активности детей; технологии организации общешкольных мероприятий; технологии наставничества.
    • В качестве потенциала развития профессиональной компетентности были названы: умения создавать и реализовывать социальные проекты; умение сочетать социальные пробы, социальную практику и социальное проектирование. Под социальным проектированием слушатели курсов понимают деятельность, имеющую значимый социальный эффект, направленную на приобретение качественно нового личного опыта, основанного на конструктивном взаимодействии, а также совершенствование социальных и профессиональных навыков личности. В социальной пробе на первый план вступает теоретический аспект проектирования. Целью социальной практики, как формы работы, по мнению участников смены, является отработка в практической деятельности навыков, полученных в ходе учебы, прежде всего это касается навыков социального взаимодействия
    • Слушатели смогли глубоко проанализировать литературу по проблеме воспитания, что свидетельствует о высоком уровне готовности к пониманию изменений в области воспитания.
    • Советники смогли установить благоприятные эмоциональные и деловые отношения с членами РДДМ «Движение первых», которые были участниками общей площадки жизнедеятельности. Они проявили компетентность в понимании запросов молодежи. Сумели найти компромиссы при создании общих досуговых программ.
    • Вместе с тем, большинство советников не имело опыта взаимодействия с первичными отделениями РДДМ в своих образовательных организациях.
    • В результате освоения программы у советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями были сформированы компетенции, направленные на умение анализировать информацию для разработки стратегии развития системы воспитания образовательной организации; осуществлять организационно-педагогическое и методическое сопровождение реализации новых социально значимых проектов обучающихся образовательной организации; способствовать вовлечению обучающихся в социально значимые детско-юношеские/детско-взрослые проекты; разрабатывать и корректировать технологии организации воспитательной работы, основываясь на социокультурных, духовно-нравственных ценностях, принятых в российском обществе, целевых установках формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, социальных запросах участников образовательных отношений, возможностях обучающихся, педагогического коллектива и требованиях к содержанию, условиям и результатам реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; организовывать мероприятия по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов обучающихся, направленные на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование и профессиональную ориентацию, согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам; выбирать формы воспитания, в том числе с целью укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся
  2. Анализ программ и опыта организации курсов повышения квалификации (600 человек на базе центра «Машук» и 300 человек на базе ФГБОУ ВО «НГПУ»
    • Основными направлениями развития профессиональной компетентности в программах курсов повышения квалификации выступают: основы теории коммуникации; основы социального проектирования; навыки работы в цифровой образовательной среде; технологии работы со способными, одаренными и талантливыми детьми и подростками; лидерами; детьми и подростками с ОВЗ; детьми и подростками "группы риска"; детьми и подростками, имеющими слабую образовательную мотивацию; детьми и подростками, склонными к девиантному поведению; дидактически запущенными детьми и подростками; детьми мигрантов.
    • Вопросы места и роли советника в воспитательной деятельности школы обсуждались на дискуссионный площадках, что показало очень неоднозначное понимание вопроса.
    • Совсем не было тем, связанных с организацией взаимодействия с детскими (молодежными) общественными объединениями.

Краткие выводы (Заключение)

  1. Изучение потенциала и затруднений развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями выступает одним из актуальных направлений педагогических исследований. Оно открывает возможность научного обоснования профессиональной компетентности новой специальности, позволяет учесть накопленный опыт и опереться на мнение действующих советников.
  2. Несмотря на небольшой промежуток времени после введения должности советника активно развивается функционал, определяются профессиональные компетенции, выявляются особенности компетентности, создаются новые формы работы, выясняется специфика деятельности советника в общей системе воспитательной деятельности образовательной организации.
  3. В сложной ситуации кадрового обеспечения образовательных организаций педагогическими работниками должности советников заняты практически во всех общеобразовательных школах и учреждениях среднего профессионального образования.
  4. Дается высокая самооценка профессиональной компетентности, отмечается важность профессионального отбора по конкурсу, единые программы обучения, высокий уровень поддержки со стороны кураторов на местном уровне.
  5. В качестве потенциала развития профессиональной компетентности советников следует обозначить: высокий уровень личной мотивации при выборе сферы педагогической деятельности; наличие у советников педагогического образования; признание важности миссии советников в совершенствовании воспитательной работы; стремление к инновациям и выполнению единых воспитательных действий; поддержка со стороны Росмолодежи; высокий уровень самооценки профессиональной компетентности.
  6. К основным затруднениям развития профессиональной компетентности советника относятся: размытость функционала; трудности во взаимодействии с детскими общественными объединениями; непонимание механизмов обогащения воспитательной работы за счет единых действий по программе Навигаторы детства. Особо следует отметить слабое научно-методическое сопровождение деятельности советников.
  7. Зафиксировано влияние на совершенствование профессиональной компетентности советника создания в образовательных организациях первичных отделений РДДМ «Движение Первых».
  8. Грамотно осуществляется государственная политика введения должности советника, создана нормативно правовая база, идет постоянный обмен информацией о деятельности советников на официальных сайтах «Навигаторы детства» и «РДДМ «Движение Первых».
  9. Растет публикационная активность, отражающая тенденции развития профессиональной компетентности советников, обнаруживаются закономерности влияния советников на совершенствование воспитания, выявляются новые связи между воспитанием в образовательной организации и в общественном объединении.

Приложение 1

 

Анкета для действующих советников директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Уважаемые советники директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями!

Если Вы работали в данной должности не менее года, просим Вас ответить на вопросы, которые помогут проанализировать результаты введения данной должности в образовательных организациях

  1. Пожалуйста, укажите, в регионе/городе в котором находится Ваша образовательная организация___________________________________________
  2. Укажите, пожалуйста, ваш возраст
    1. 20 -25 лет.
    2. 25 -30 лет.
    3. 30- 35 лет.
    4. 35 - 40 лет.
    5. Старше 40 лет.
  3. Укажите, пожалуйста, ваше образование:
    1. Высшее педагогическое.
    2. Высшее непедагогическое.
    3. Среднее-профессиональное педагогическое.
    4. Среднее-профессиональное непедагогическое.
  4. Укажите какой из нижеперечисленных вариантов использовался в Вашей школе при введении должности советника:
    1. Освобожденный специалист, который только выполняет обязанности советника.
    2. Учитель-предметник, который выполняет обязанности советника по совместительству.
    3. Педагог-организатор, который выполняет обязанности советника по совместительству.
    4. Социальный педагог, который выполняет обязанности советника по совместительству.
    5. Педагог –психолог, который выполняет обязанности советника по совместительству.
    6. Другой вариант (указать)________________________________________
  5. Какова, на Ваш взгляд, мотивация педагога, выполнять обязанности советника директора по воспитательной работе:
    1. Дополнительный материальный доход.
    2. Возможность профессиональной самореализации.
    3. Возможность эмоциональной разгрузки от основной работы.
    4. Возможность профессионального (карьерного) роста.
    5. Возможность заниматься интересной и личностно значимой деятельностью.
    6. Возможность научится чему –то новому, попробовать себя в чем-то новом.
    7. Свой вариант ответа__________________________________________
    8. Затрудняюсь ответить.
  6. Укажите чему, на Ваш взгляд, в первую очередь способствовало введение в школе должности советника директора по воспитательной работе (выберите 2 варианта ответа):
    1. Развитию системы школьного самоуправления.
    2. Развитию деятельности школьной детской общественной организации.
    3. Развитию взаимодействия между классными руководителями и администраций школы.
    4. Развитию взаимодействия между детьми и педагогами/администрацией школы.
    5. Увеличило возможности участия обучающихся в городских, региональных, всероссийских проектах и мероприятиях.
    6. Способствовало усилению взаимодействия школы с российскими детско – юношескими организациями.
    7. Способствовало повышению качества воспитательной работы в школе в целом.
    8. Способствовало повышению качества общешкольных воспитательных мероприятий.
    9. Способствовало увеличению числа обучающихся, включенных в различные формы активности.
    10. Ничему из выше перечисленного.
      Свой вариант ответа_________________________________________________
  7. Оцените влияние введения в Вашей школе должности советника директора по воспитательной работе на возможные перечисленные изменения по шкале от 1 до 5, где 1 – «очень слабо», 2 – «слабо», 3 – «нейтрально», 4 – «достаточно сильно», 5 – «очень сильно».
  8. Изменения Оценка
    Очень слабо Очень сильно
    1 2 3 4 5
    Развитие системы школьного самоуправления
    Развитие деятельности школьной детской общественной организации.
    Развитие взаимодействия между классными руководителями и администраций школы.
    Развитие взаимодействия между детьми и педагогами/администрацией школы.
    Увеличение возможности участия обучающихся в городских, региональных, всероссийских проектах и мероприятиях.
    Усиление взаимодействия школы с российскими детско-юношескими организациями
    Повышение качества воспитательной работы в школе в целом.
    Повышение качества общешкольных воспитательных мероприятий.
    Увеличение числа обучающихся, включенных в различные формы активности.
    Свой вариант ответа (вписать)
  9. Чем занимается советник директора по воспитательной работе в Вашей школе? (возможен выбор 2 вариантов ответа).
    1. Организует деятельность школьной детской общественной организации (первичного отделения всероссийской детско-юношеской организации).
    2. Работает с органами школьного самоуправления.
    3. Организует и проводит общешкольные мероприятия.
    4. Помогает классным руководителям в организации внеурочной работы.
    5. Выполняет задания заместителя директора по воспитательной работе.
    6. Консультирует педагогов по вопросам организации воспитательной работы.
    7. Свой вариант ответа____________________________________________
    8. Затрудняюсь ответить.
  10. Считаете ли Вы достаточным уровень своей компетентности как советника директора по воспитательной работе?
    1. Да, полностью.
    2. Да, в целом.
    3. Уровень компетентности не совсем достаточный.
    4. Уровень компетентности недостаточный.
    5. Затрудняюсь ответить.
  11. Каких, на Ваш взгляд знаний и умений Вам не хватает для выполнения обязанностей советника директора по воспитательной работе? Возможен выбор 2 вариантов ответа.
    1. Теории и методики работы с детским активом.
    2. Методов вовлечения детей в деятельность детско-юношеской общественной организации.
    3. Теории и методики работы с детьми в условиях детско-юношеской общественной организации.
    4. Теории и методики организации общешкольных мероприятий.
    5. Технологий педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности.
    6. Теории и методики организации воспитательной работы в детском коллективе.
    7. Теории и методики организации проектной деятельности с детьми.
    8. Знаний современных подходов к организации воспитательной работе в школе.
    9. Умений планировать деятельность совместно с детьми.
    10. Умений организовывать эффективное взаимодействие с коллегами и родителями обучающихся.
    11. Умений взаимодействовать другими необходимыми для работы организациями и учреждениями.
    12. Теории и методики оценивания и анализа результатов деятельности.
    13. Другое____________________________________________________
    14. Затрудняюсь ответить
  12. Какие проблемные моменты можно выделить Вашей деятельности советника директора по воспитательной работе (1 вариант ответа)?
    1. Нет четкого обозначения функционала советника.
    2. Происходит дублирование деятельности других педагогических работников школы.
    3. Сложности во взаимодействии с российскими детско – юношескими организациями.
    4. Отсутствие методической базы деятельности советника.
    5. Отсутствие материальной базы деятельности советника.
    6. Непонимание функционала деятельности советника со стороны администрации и коллег.
    7. Свой вариант ответа____________________________________________
  13. Как Вы считаете, насколько в настоящее время достаточны методические материалы по организации работы советника директора по воспитательной работе:
    1. Есть все необходимые для работы методические материалы.
    2. Есть основные необходимые для работы методические материалы.
    3. Есть некоторые необходимые для работы методические материалы.
    4. Существующих методических материалов совершенно недостаточно для работы.
    5. Не могу найти вообще никаких методических материалов.
  14. Деятельность советника директора по воспитательной работе будет более эффектна, если:
    1. Это будет молодой педагог, потому что он ближе по возрасту к детям, лучше их понимает, лучше с ними взаимодействует.
    2. Это будет педагог со стажем, так как эта деятельность предполагает решение сложных педагогических задач.
    3. Возраст и стаж педагога не имеют значение.
    4. Затрудняюсь ответить.
  15. Чтобы улучшить деятельность советника директора по воспитательной работе необходимо (1 вариант ответа):
    1. Более четко определить функционал советника.
    2. Разработать методические пособия/рекомендации по основным направлениям деятельности советника.
    3. Увеличить оплату труда советников, чтобы была возможность привлекать более опытных специалистов.
    4. Осуществлять обучение советников в рамках программ профессиональной переподготовки.
    5. Свой вариант ответа____________________________________________

Приложение 2

Программа университетской смены РРДМ в Новосибирском государственном педагогическом университете

  • Знакомство с участниками и кураторами программ и мероприятий Смены с применением интерактивных игр – торжественное открытие Смены;
  • профориентационная интерактивная экскурсионная программа в ФГБОУ ВО «НГПУ»;
  • образовательный блок с модулями: научно-технический, творческий, ученическое самоуправление, волонтерская и проектная деятельность и др., с применением интерактивных лекций, мастер-классов, тренингов и других форм работы;
  • мероприятия, направленные на формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей;
  • мероприятия, направленные на формирование физического воспитания и культуры здорового образа жизни;
  • досуговый блок с проведением интеллектуальных и подвижных игр, соревнований и т.д.;
  • экскурсионная программа по городу Новосибирску: посещение мультимедийного исторического парка «Россия – Моя История», посещение ФГБОУ ВО «НГПУ»;
  • блок День РДДМ «Движение первых»: квест-игра «Будь в движении», проектная сессия «PRO-движение», классная встреча с представителями регионального отделения.

Формат Смены был научно-образовательно-просветительским, подразумевающим развитие компетенций в соответствии с направленностью дополнительного образования, определенным п.9. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Целевая аудитория Смены – обучающиеся общеобразовательных образовательных организаций Республики Хакасия, Томской области, Камчатского края и Амурской области в возрасте от 14 до 17 лет включительно в количестве 18 чел.

Приложение 3

Список научных изданий по проблеме

  1. Айталиев Р.А. Эволюция статуса советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти В.А. Пятина. Редактор-составитель И.А. Романовская. Астрахань, 2023. С. 105-109.
  2. Акунина А.В., Куликов М.Н. Этапы приобретения социокультурного опыта советниками директоров школ по воспитанию // Современная гуманитаристика. коллективная монография. Севастополь, 2023. С. 5-12.
  3. Антонов Н.В. Подготовка советников директора по воспитанию к взаимодействию с детскими общественными объединениями в системе повышения квалификации // Воспитание и социализация в социально-культурном измерении. СПб., 2023. С. 246-257.
  4. Антонов Н.В., Иванова О.А. Модельные решения подготовки советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Мировой Университет для глобального города - университет возможностей: развитие человеческого потенциала. Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. М., 2023. С. 225-229.
  5. Бетильмерзаева М.М., Мусханова И.В. Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 330-350.
  6. Бетильмерзаева М.М., Мусханова И.В., Буралова Р.А. Советник директора по воспитанию в современной школе // Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Махачкала, 2022. С. 87-94.
  7. Блинова Т.И. Размышления о введении должности советника директора школы по воспитательной работе // Совершенствование качества образования. Сборник статей XVIII (XXXIV) Всероссийской научно-методической конференции. Братск, 2021. С. 108-113.
  8. Богдашин А.В., Соловьёва Т.О. Специфика взаимодействия советников директоров по воспитанию с родительским сообществом // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (39). С. 140-145.
  9. Гукалеко О.В., Бермус А.Г., Пустовойтов В.Н., Рыжова О.С. Модель деятельности советника руководителя образовательной организации по воспитанию в условиях России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2021. № 6. С. 8-13.
  10. Давыдова Ю.Ю. Роль советника директора по воспитанию в современной системе воспитания детей и молодёжи // Педагогический компас: современные стратегии и практики образования. материалы региональной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного учителя ЧАССР М.Б. Бегагулина. Чебоксары, 2023. С. 58-61.
  11. Евстифеева Е.А. Экологическое направление в работе советника директора по реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан // Молодой ученый. 2022. № S42-1 (437-1). С. 16-18.
  12. Калинина Е.В., Шмарина Ю.С. Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в управлении образовательной организацией // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки. Материалы Всероссийского научно-методического круглого стола. Липецк, 2023. С. 77-79.
  13. Канипова Т.Э. Роль советника директора школы по воспитанию в развитии ученического самоуправления // Современное состояние и перспективы развития науки и образования: проблемы и решения. сборник научных трудов по материалам XI Международной научно-практической конференции. Анапа, 2023. С. 79-82.
  14. Каратаева Т.А. Роль советника по воспитанию в формировании гражданской идентичности подростков через обращение к памятным датам великой отечественной войны // Мы выстояли и победили. Международная научно-практическая конференция к 80-летию прорыва блокады Ленинграда, Сталинградской и Курской битвы. Сборник статей. Оренбург, 2023. С. 102-104.
  15. Каратаева Т.А. Советник по воспитанию в школе как субъект процесса формирования гражданской идентичности подростков // Теория и практика современного воспитания и обучения. материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2023. С. 286-291.
  16. Катина А.Ю. Формы работы советника с ученическим самоуправлением образовательной организации // Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика. Материалы VI Международной научно-практической конференции / Отв. редактор Н.В. Курилович. Тамбов, 2023. С. 21-22.
  17. Кисляков А.В., Щербаков А.В., Буравова С.В. Исследование профессионализма советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: инструментарий, диагностика, результаты исследования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. № 2 (55). С. 133-147.
  18. Климова И.С. Правовые основы деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки. Материалы Всероссийского научно-методического круглого стола. Липецк, 2023. С. 80-82.
  19. Лаврентьева З.И. Методология исследования деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социальная педагогика. 2023. № 2. С. 5-13.
  20. Лаврентьева З.И. Профессиональная компетентность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2023. № 2 (16). С. 64-72.
  21. Лаврентьева З.И. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями как мотиватор и организатор социальной мобильности обучающихся // Социальная мобильность личности. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под научной редакцией Т.Н. Гущиной. Ярославль, 2023. С. 71-80.
  22. Лаврентьева О.А. Социально-педагогические технологии взаимодействия с детскими общественными объединениями в деятельности советника по воспитанию // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 42-49.
  23. Лаврентьева О.А. Компетентностная модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социально-политические исследования. 2023. № 3 (20). С. 23-31.
  24. Логинов М.С. Советник директора по воспитательной работе. Сущность и задачи новой должности в сфере образования Российской федерации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы XXII Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 18-22.
  25. Лузина А.С. Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в создании благоприятной и доброжелательной среды в образовательном учреждении // Образование в сложном нестабильном мире. Материалы общеуниверситетской (открытой) конференции по педагогике для студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры / Под общей редакцией Л.А. Косолаповой. Пермь, 2023. С. 61-64.
  26. Матова Т.С. Мотивация студентов к деятельности общественных объединений университета // Флагман науки. № 5. 2023. С. 1-7.
  27. Николаева М.В. Об актуальности исследования условий подготовки кадров советников директора учреждения образования по работе с детскими общественными организациями // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 17-20.
  28. Пилюгина С.А. Анализ деятельности советников директоров по воспитательной работе в образовательных организациях Саратовской области // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. сборник статей по материалам LXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. С. 19-24.
  29. Пьянкова А.Е. Должностные обязанности советника по воспитанию // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3 (64). С. 359-362.
  30. Пьянкова А.Е. Советник директора по воспитанию: практика работы // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4 (61). С. 500-504.
  31. Рыжова О.С. Специфика проектирования магистерской подготовки советников по воспитанию в южном федеральном университете // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Минск, 2021. С. 474-480.
  32. Скрыпникова Е. М. Актуальные направления деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 90-101.
  33. Сташкевич И.Р., Крупинова Е.О. Система профессионального развития: роль советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 2 (50). С. 53-59.
  34. Суркова Н.А. Проектирование методического сопровождения деятельности советников директоров по воспитанию // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Материалы III Международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах / Под редакцией Л.А. Деминской, Т.Б. Волобуевой [и др.]. Донецк, 2022. С. 122-126.
  35. Суханова М.Э. Введение должности советника директора по воспитательной работе как актуальный подход в воспитании подрастающего поколения // Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно - образовательный форум. Екатеринбург, 2021. С. 371-374.
  36. Сысоева Я.В. Законодательное закрепление должности советника директора по воспитанию в номенклатуре должностей педагогических работников // Молодежный научный форум. Сборник статей по материалам CCVI студенческой международной научно-практической конференции. М., 2023. С. 4-7.
  37. Терехова М.В. Особенности работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями с обучающимися, с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития // Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: тенденции, инновации, технологии воспитательной деятельности. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника в России / Отв. редакторы И.Ф. Исаев, Н.Л. Шеховская. Белгород, 2023. С. 30-32.
  38. Чапуль Г.И. Советник по воспитанию - проводник в мир возможностей // Источник. 2022. № 1 (113). С. 18-19.
  39. Шацкова Т.В. Патриотическое воспитание школьников в работе советника директора по воспитанию // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией О.В. Бессчетновой, П.А. Шацкова. Саратов, 2023. С. 678-683.
  40. Шульга И.И., Акунина А.В. Подготовка советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в МДЦ «Артек»: традиции, опыт, перспективы // Народное образование. 2023. № 2 (1497). С. 109-117.