Аналитическая записка
Анализ потребностей образовательных организаций в реализации компетенций советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: Аналитическая записка / О.А. Лаврентьева, Е.М. Скрыпникова. – Новосибирск, 2023.
Аналитическая записка подготовлена в рамках выполнения государственного задания «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», содержит выводы и обобщения, полученные в ходе изучения запросов и потребностей образовательных организаций в реализации компетенций советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Рекомендуется исследователям, профессорско-преподавательскому составу и руководителям высшей школы, организующим подготовку советников по воспитательной работе и их взаимодействию с детскими общественными организациями.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Научный аппарат
Объект анализа: развитие профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Предмет анализа: потребности, запросы и готовность образовательных организаций в реализации компетенций советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
База исследования:
Анализ методологических оснований изучения компетенций советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (Приложение 1)
Анализ программ дополнительного образования, направленных на подготовку советников (Московский государственный педагогический университет, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, Омский государственный педагогический университет, Институт развития образования Кировской области, Национальная академия дополнительного профессионального образования, Академия повышения квалификации и профессионально переподготовки) (Приложение 2)
Анкетирование на платформе Google педагогов общеобразовательных организаций из 13 регионов Российской Федерации (300 чел.) и педагогов образовательных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области (259 чел.); (Приложение 3)
Фокус-группы (50 человек) советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (Приложение 4).
Анализ результатов исследования потребностей образовательных организаций в реализации компетенций советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (Приложение 5).
Основные параметры анализа:
качество разработки оснований для определения круга профессиональных компетенций советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
ожидание и удовлетворенность педагогов общеобразовательных организаций во введении должности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
успешные сферы реализации компетенций советников по воспитанию;
основные затруднения в реализации компетенций советников по воспитанию;
роль методического сопровождения в оказании помощи в реализации компетенций советников по воспитанию;
инновационные практики реализации компетенций советников по воспитанию.
Основные понятия
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – это название должности в перечне специалистов педагогической сферы образовательных организаций общего и профессионального образования (наряду с учителем, социальным педагогом, вожатым, педагогом-психологом, дефектологом и т.п.). Ведущей задачей советника, как педагогического работника, выступает формирование у обучающихся ценностно-смысловой осознанности общественной деятельности. В круг компетенций советника входит расширение у обучающихся опыта социального взаимодействия, обогащение просоциальных практик. Как общественный деятель советник решает задачи развития и реализации детских инициатив.
Компетенции советника – это перечень знаний, умений и способностей, позволяющий качественно решать задачи воспитания и социализации обучающихся.
Результаты анализа.
Введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями направлено на решение важнейшей стратегической задачи современного образования – повышению качества и эффективности воспитания детей и молодежи, совершенствованию работы по формированию традиционных ценностей, нравственному становлению личности и гражданственности.
Вместе с тем, наше исследование показало, что обнаруживается противоречие между потребностью общества, государства, педагогического сообщества в совершенствовании воспитательной работы в образовательных организациях и слабым теоретическим обоснованием, недостаточным осознанием на уровне практики роли советника, его функционала, компетентности, содержания, методики работы в процессе решения данной проблемы.
В целом исследование зафиксировало положительный отклик педагогов и действующих советников на необходимость активизации воспитательной работы, продемонстрировало устойчивость запроса на инновации в организации воспитательной работы с детьми и молодежью, на повышение активности обучающихся и расширение воспитательного пространства образовательных организаций.
Из исследования следует, что профессиональная деятельность советника осуществляется в контексте единой платформы воспитания, представленной в современных научных исследованиях и содержании рабочей программе воспитания. Ядром профессиональной деятельности советника выступают: осознание ценности развития личности и его субъектности в процессе воспитания; ориентация на специфику детства, детские запросы и детское самоощущение жизнедеятельности; опосредованность педагогического руководства посредством педагогического содействия и педагогической поддержки инициативности и самостоятельности обучающихся.
Советникам отводится место навигаторов детской активности, роль мотиваторов включения обучающихся в разработку и реализацию индивидуальных и коллективных общественных проектов, событий, действий, функция представления и защиты их интересов, обязанность обеспечения единого воспитательного пространства и включения обучающихся в единые общественно-полезные действия.
Как от члена педагогического коллектива, от советника ожидают, что он активизирует деятельность детских общественных объединений, возьмет на себя обязанность создания временных детских коллективов для участия в общероссийских акциях, будет содействовать классным руководителям в вовлечении обучающихся в общенациональные проекты, конкурсы и события, станет информатором и консультантом при внедрении инновационных методов и технологий воспитательной работы.
В качестве позитивных результатов опыта работы советников отмечается создание общероссийского сообщества советников, выработку общих требований к содержанию единых действий, последовательность планирования, возможность обмена опытом и результатами достижений обучающихся в социальных сетях, повышение количества и воспитательной результативности массовых общешкольных событий, более широкое вовлечение обучающихся в общероссийские акции и действия.
Проблемной зоной остается слабое представление и педагогов, и самих советников возможностей их влияния на изменения характера воспитательной работы в школе. В настоящее время советники преимущественно встраиваются в существующий воспитательный процесс, не получают административной поддержки по организации координационных советов, ощущают сопротивление отдельных учителей, классных руководителей, родителей по внедрению инноваций. Проводимые под патронажем Росмолодежи события не всегда находят отклик у обучающихся, часть обязательных событий и действий охватывает незначительную часть учащихся, проходят формально. Редки события, организуемые совместно с детскими и молодежными общественными объединениями. В функции советника организация первичных детских организаций не входит.
Наблюдается низкий уровень освоения специальных компетенций советников. Действующие советники испытывают дефицит всех вариантов знаний и/или умений, необходимых для выполнения ими своих обязанностей. Существует разрыв между ожиданием в функциональных обязанностях со стороны педагогов образовательных организаций и функциями, которые возлагаются на советников со стороны Росмолодежи. Вертикальная управленческая структура не видит советника координатором, а горизонтальные структуры взаимодействия советника с заместителем директора по воспитательной работе, с классными руководителями, педагогами-психологами и социальными педагогами в опыте не просматриваются.
Обнаруживаются проблемы профессионального обучения и методического сопровождения деятельности советника. В основном используется методическое обеспечение деятельности заместителя директора по воспитательной работе и /или педагога организатора, не хватает информационной поддержки и владения нестандартными технологиями работы.
В качестве потенциала влияния советников на совершенствование воспитательной работы с обучающимися выступают: выработка строгих, научно обоснованных теоретических подходов к пониманию сущности деятельности советника, его роли и функций в образовательной организации; определение круга необходимых и достаточных профессиональных компетенций, отличающих деятельность советника от других педагогических работников школы; обобщение и распространение передового педагогического опыта, в том числе инновационного; организация специализированной профессиональной подготовки советников, разработка учебно-методических пособий, учебников, информационных материалов, открытие методических кабинетов и площадок общения профессиональных сообществ. Несомненным условием влияния введения новой должности на усиление роли воспитания остается поддержка высокого уровня мотивирования деятельности советников со стороны педагогического коллектива, администрации и родителей. Советник будет отвечать всем требованиям современности, если обучающиеся увидят в нем опору, найдут вдохновение, поверят в него и пойдут за ним
Анализ по выделенным параметрам позволил установить следующие данные:
Анализ методологических оснований изучения компетенций советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
– открыта научная дискуссия о принципах и методах исследования профессиональных компетенций советников (Р.А. Айталиев, М.М. Бетильмерзаева, И.В. Мусханова, О.В. Гукалеко, А.Г. Бермус, В.Н. Пустовойтов, О.С. Рыжова, З.И. Лаврентьева, О.А. Лаврентьева);
- выявлены противоречия меду потребностью общества и государства в специалистах, побуждающих обучающихся к общественной деятельности, и слабым представлением научного и педагогического сообщества о методологии изучения специфики деятельности советника и его роли в организации воспитания в образовательных организациях; между появлением в образовательной организации специалистов нового профиля и отсутствием методологических рамок разработки теоретических концепций о педагогической сущности их деятельности, о характере компетенций и особенностях функционирования в сложившейся системе воспитания; между включением советников в воспитание обучающихся и не разработанностью методологии научно-методического сопровождения их подготовки и практической деятельности;
- определены в качестве методологических оснований изучения компетенций советника антропологический, деятельностный и аксиологический подходы. Выбор антропологического подхода обусловлен тем, что он позволяет в центр концептуального осмысления деятельности советника поставить среду его профессиональной деятельности – мир детства. Признание аксиологического подхода в качестве методологического ориентира позволяет сосредоточиться и на ценностях, которые выступают основой и целью работы советника с обучающимися. Деятельностный подход позволит обратить внимание на компетенции, связанные с мотивами, действиями и технологиями работы советника;
- разработана модель профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Анализ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, показал, что:
в рейтинг по частоте повторяемости в программах повышения квалификации, обеспечивающих подготовку советников по воспитанию, вошли темы: 1) основы деятельности / роль советника по воспитанию; 2) технологии организации воспитательных практик; 3) работа и формы взаимодействия с родителями обучающихся; 4) основы вожатской деятельности/ организации социальной активности / работа с детскими общественными организациями; 5) взаимодействие с педагогическим коллективом образовательной организации; 6) организация детского самоуправления; 7) менеджмент в образовании;
все предлагаемые программы охватывают особенности современных образовательных процессов и тенденций, требований федеральных государственных образовательных стандартов, проектирование воспитательной среды в условиях реализации рабочих программ воспитания;
программы повышения квалификации ориентированы на освоение технологий воспитания, но в большей степени освещаются только игровые технологии и проектирования;
в некоторых программах на освоение работы с детскими общественными объединениями и организациями отводится максимум 4-6 часов, а иногда это направление сводится до волонтерской деятельности, либо поддержке социальной активности обучающихся.
Стоит отметить, что в рассмотренных программах слабо освещены, либо вообще не представлены инновационные технологии совершенствования воспитательной работы в образовательной организации; технологии сотрудничества образовательных организаций с детскими общественными организациями и социальными партнерами. Также в программах не представлено содержание, связанное с работой с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, что является элементом работы советника.
Анализ ресурсов библиотеки НГПУ, поступивших за последние 20 лет показал, что:
в библиотеке Новосибирского государственного педагогического университета по ключевым словам «воспитательная деятельность» представлено 33 источника, из которых 3 относятся к воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях; «воспитательная работа» представлено 97 источников, в которые входит 12 источников, относящихся к деятельности детских оздоровительных лагерей, 2 к деятельности детских общественных объединений, 3 к воспитанию в семье, 2 к коррекционной воспитательной работе, 3 к дошкольным образовательным организациям, 2 к воспитательной работе с молодежью, 7 к воспитательной работе в учреждениях дополнительного образования.
в период с 2003 по 2009 года представлено наибольшее количество трудов по воспитанию, несмотря на то, что воспитание не выступало первостепенной и значимой функцией в образовательной организации, и наоборот, в период с 2012 года, когда воспитание начинает обрастать нормативно правовой базой, возрастает запрос на качественное системное воспитание, количество научных трудов, представленных в библиотеке НГПУ снижается.
Сравнивая данную ситуацию с публикациями по воспитанию, представленных в системе elibrary, можно отметить, что за период с 2003 по 2023 представлено 1117 книг, связанных с воспитательной работой в школе, при этом к периоду с 2003 по 2009 гг. относится всего 94 публикации, с 2010 по 2016 – 338 книг, с 2017 по 2023 – 685 книг.
Если обратиться к статьям, опубликованным в период с 2021 по 2023 гг., касающихся вопросов деятельности советника, то можно зафиксировать 39 статей напрямую связанными с советником по воспитанию и 26 статей, частично затрагивающих данную область, но при этом содержащих ключевые слова «советник по воспитанию», «советник по воспитательной работе».
В рамках проведения фокус-групп (6 фокус-групп общей численностью 50 человек) с действующими советниками по воспитанию школ г. Новосибирска мы смогли сделать следующие аналитические выводы:
Ключевые компетенции, которые советники обозначили в обсуждении это: цифровая, коммуникативная, управленческая, рефлексивная, организаторская.
Советники отмечали, что в рамках цифровизации образования перед педагогами вообще и в частности перед советниками стоит задача использования цифровых технологий для оптимизации коммуникации, передачи информации, трансляции воспитательных смыслов. Но как отметило большинство интервьюируемых, уровень этой компетенции у советников очень низкий, иногда они не могут смонтировать видео и не всегда понимают, как именно использовать цифровые технологии в решении воспитательных задач. Причин, выделенных ими несколько: возраст советников (большое количество советников от 40 лет и старше), слабая подготовка к использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе полученная в ходе подготовки в вузе или курсах повышения квалификация, слабая представленность или отсутствие технологий и приемов реализации воспитания с помощью цифровых средств и технологий.
Также в фокус-группах отметили, что значимым качеством для советников является мобильность, так как он должен проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с большим количеством субъектов образовательного процесса. Также по мнению опрошенных советник должен уметь ставить цели и задач воспитательной работы и адаптировать цели и содержание единых программ под работу с конкретным детским сообществом и детьми, то есть уметь индивидуализировать воспитательный процесс с учетом личностных ресурсов и ресурсов образовательной организации.
Самая большая сфера реализации компетенций советника по мнению участников фокус-групп это коммуникативная, в нее входит выстраивание коммуникации и отношений советника с администрацией школы, с педагогическим коллективом, с обучающимися в целом, и в частности, с детским активом, с детскими общественными объединениями, родителями обучающихся, социальными партнерами. От качества выстроенной коммуникации зависит реализация второй сферы деятельности – развитие воспитательной среды. По мнению опрошенных советник отвечает за координацию воспитательных действий, входит в штаб воспитательной работы и включается в прогнозирование, планирование, реализацию и анализ воспитания в школе; также он вовлекает родителей в жизнедеятельность школы и обеспечивает поддержку социально значимых инициатив обучающихся, поддерживает органы самоуправления. Третья сфера реализации компетенций советника, озвученная в фокус-группах – это работа с детскими общественными объединениями.
Среди проблем советники выделили следующие: не все педагоги понимают функции и назначение должности советника, отрицая его значимость и в некоторых случаях из-за этого избегая с ним взаимодействия; смешение в понимании педагогов и администрации функций советника, заместителя директора по воспитанию и педагога-организатора; советники не используют потенциал цифровой среды и находятся в межпоколенческом разрыве с детьми, не успевая за ними в освоении технологий, в том числе некоторые советники не всегда понимают подростковый и молодежный сленг, формы общения и коммуникации детей и подростков между собой. Несколько советников озвучили, что должность существует формально, функции и запросы не реализуются, отчетность «подгоняется» под требуемые показали, которые зачастую носят количественный характер. Одной из немаловажных проблем, выделенных советниками, является совмещение некоторыми из них нескольких должностей (учитель и советник, педагог-организатор и советник, педагог-психолог и советник и др.), что иногда приводит к перегрузке сотрудника и низкому качеству работы в каком-либо аспекте. Тем не менее участники фокус-групп отметили, что в большинстве своем советникам удается справляться со своим функционалом, но не отменяют того, что ситуация может ухудшиться в свете большого запроса к задачам воспитания, решаемых в образовательных организациях. Это связано с тем, что выполнение работы советника по воспитанию находится под контролем и есть жесткие сроки реализации воспитательных событий и проектов, число которых увеличивается.
Анкетирование на платформе Google для педагогов общеобразовательных организаций было предложено 14 вопросов, направленных на выявление понимания педагогами задач, функций, компетенций советников по воспитанию, восприятия данной должности и ее потенциала, ресурсов, необходимых для реализации профессиональных компетенций, ожиданий от введения данной должности.
Одной из задач исследования было определить запросы педагогов образовательных организаций относительно возрастных и профессиональных характеристик советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, их мотивацию выполнять данные обязанности. Обнаружилось, что существует разнообразие мнений среди респондентов относительно возраста советников руководителя (рисунок 1).
Рисунок 1. Желаемый возраст советника по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями
Более 30 процентов опрошенных (39,5%) считают, что советник руководителя должен быть в возрасте от 21 до 35 лет. Это может указывать на то, что молодые специалисты и молодое поколение оценивает молодость как важное качество для советника. Возможно, они связывают это с более актуальными знаниями и энергией. Почти больше половины опрошенных (37%) респондентов считают, что возраст советника не имеет значение. Это говорит о том, что значительная часть опрошенных обращают внимание на то, что наиболее важным являются другие критерии, такие как опыт, знания и навыки. 21,3% опрошенных выделили возраст советников от 36 до 45 лет. Возможно, это связано с убеждением, что специалисты этой возрастной группы обладают опытом и знаниями, которые делают их хорошими советниками. Небольшое количество респондентов (2,2%) считают, что советники должны быть в возрасте от 46 до 60 лет. Это может указывать на убеждение важности жизненного опыта и мудрости, которые могут прийти с возрастом. Важно отметить, что разные люди могут иметь разные представления о том, какой возраст советника наилучший. Это может зависеть от контекста, сферы деятельности и даже индивидуальных характеристик руководителя и советника. Определение профессионального советника руководителя не ограничивается только возрастом. Важно учитывать также профессиональные навыки, знания, опыт, коммуникативные способности и способность адаптироваться к изменяющимся условиям.
Для выявления актуальной области знаний для советников по представлениям педагогических работников мы задали следующий вопрос: «Знания, из каких областей необходимы советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями для реализации профессиональных задач?» (рисунок 2). Большинство опрошенных (87,1%) на первое место поставили знания советника в области возрастной психологии, на второе место (83,1%) – знания в области мотивации социальной активности, что вполне соотносится с выбором респондентов задач советника (работа с детьми по разным направлениям). Данный выбор обусловлен тем, что по представлению педагогов советник по воспитанию отвечает за работу со всеми обучающимися и соответственно, он должен понимать возрастные особенности разных групп, с которыми ему придется взаимодействовать и вовлекать их в активное участие в жизнедеятельности школы. На третье место (82,5%) респонденты поместили знания методики воспитания. В меньшей степени респондентами были выбраны знания технологий работы с родителями (73,7%) и конфликтологии (70,3%).
Рисунок 2. Потребности в знаниях, необходимые советникам по воспитанию для реализации своих функций
Это может быть связано с тем, что педагоги не считают первостепенной задачей советника работу с родителями и его участие в разрешении конфликтных ситуаций разных субъектов в образовательной организации. Дополняя предложенные в анкете варианты, респонденты добавили, что советнику по воспитанию для осуществления его работы могут быть необходимы знания социальной психологии, истории России, особенностей организации деятельности волонтёрских и детских общественных объединений, что имеет место быть, так как советник обеспечивает взаимодействие и детскими движениями. Из самостоятельных предложений опрошенные внесли знания в области медиаобразования (3,04%), истории и краеведения (0,54%), игровые и проектные технологии воспитания (1,07 %).
Интерес представляет сравнение ожиданий и опыта работы советника по вопросу функционала, содержания и компетенций педагогической деятельности в образовательных организациях.
Так, педагоги ждут, что главную задачу (рисунок 3), которую будет реализовывать советник – это обеспечивать вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания, об этом свидетельствуют более восьмидесяти процентов выборов (83,3 %), чуть более шестидесяти процентов выборов (66,9%) сделано педагогами в отношении того, что советники должны участвовать в работе педагогических, методических советов, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и иных мероприятий, предусмотренных образовательной программой общеобразовательной организации, более половины выборов педагогов (58,5%) показывают, что его задача состоит в организации и проведении мероприятий для обучающихся, и лишь 44,9 % выборов относится к задаче советника, связанной с организацией и координированием работы школьного медиа-центра (при наличии) и профильного обучения его участников. Только 30,4% выборов респонденты сделали относительно задачи советника, направленной на консультирование родителей по вопросам воспитания обучающихся.
Таким образом, мы видим, что в большинстве своем опрошенные педагогические работники считают, что ключевая задача советника состоит обеспечении воспитательной работы в школе за счет вовлечения детей в разнообразные направления работы. В индивидуальных ответах некоторые респонденты указывали, что не видят особой разницы между задачами заместителя директора по воспитательной работе и советника по воспитанию, что работу с детьми, родителями, обеспечение воспитательной деятельности в школе отвечают классные руководители и заместители директора по воспитательной работе, поэтому не целесообразно введение новой должности частично дублирующей функции других специалистов.
Рисунок 3. Основные задачи, реализуемые советником по воспитанию
В качестве желаемых компетенций советника для совершенствования воспитательной работы педагоги называют вдохновение детей на новые победы, поиск друзей и помощников в полезных и важных делах (51,5%). На второй строчке мнения разделились на две почти равные части, первая половина опрошенных (19,7%) респондентов вообще не понимают, чем конкретно занимается советник и какими компетенциями он должен обладать, а вторая часть (19%) отмечают, что советник создает ученическое самоуправление в школе, наполняет школу различными мероприятиями и вовлекают в них как можно больше детей и родителей.
Отметим также индивидуальные мнения респондентов (0,4%), которые отмечали, что советник директора курирует РДДМ, определяет программу воспитания в школе и имеет очень большой объем дел и бумажных отчетов (6,9%).
Такие результаты могут свидетельствовать о том, что размыты границы воспитательных ориентиров данного специалиста. И не все участники образовательного процесса в полной мере понимают необходимость данного специалиста в области воспитания. Это видно при анализе ответов на вопрос об основных направлениях деятельности советника (рисунок 4).
Рисунок 4. Потребности в компетенциях советника руководителя по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями сотрудниками ОО (в %)
Еще одним из направлений анализа стали проблемы взаимодействия внутри педагогического коллектива. Опасения данного характера ярко просматриваются в ответах на вопросы педагогов о том с какой целью вводится должность «Советник руководителя по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями» (рисунок 5).
Рисунок 5. Цель введения должности «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»
Как видно из рисунка, больше половины респондентов (55,3%) считают, что данная должность вводится с целью модернизации воспитательной среды в школе. Это может говорить о том, что существует необходимость изменения подходов и методов работы с учениками, а также обновления воспитательной практики. Около сорока процентов (30,9%) опрошенных отмечают, что советник в школе необходим с целью помощи директору «настроить» воспитательную работу в рамках рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. Такие результаты могут свидетельствовать о том, что респонденты видят введение должности советника как дополнительной поддержки руководителю и помощь в достижении воспитательных целей. Немного больше десяти процентов остаются скептически настроенными (13,8%) и обращают внимание на то, что нет разумных оснований введения новой должности. Анализируя полученные данные, можно предположить, о недостаточной информированности респондентов или сомнениях относительно целесообразности новой должности.
Краткие выводы (Заключение)
Введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями актуализируют разработку методологических оснований изучения профессиональных компетенций специалиста.
С целью совершенствования профессиональных компетенций необходимо учитывать потребности образовательных организаций.
Подготовка советников по воспитанию приобретает социально-педагогическую и профессиональную значимость в образовательной деятельности высших учебных заведений, реализующих программы профессионального повышения квалификации педагогических кадров.
Успешность развития профессиональной компетентности советника зависит от понимания спектра необходимых компетенций для реализации им результативной профессиональной деятельности; научно-методического ресурса высших учебных заведений, осуществляющих подготовку советников, отражающую современные вызовы и запросы к организации воспитательной деятельности; от осмысления запроса образовательных организаций на реализацию советником его профессиональных компетенций.
45 % опрошенных педагогических работников видят разницу между деятельностью советника по воспитанию и другими специалистами (заместитель директора по воспитанию, педагог-организатор), 20% не видят никакой разницы. Это позволяет зафиксировать определенные трудности в принятии должности советника при ее внедрении в образовательные организации, что может отражаться на коммуникации субъектов образования, так как одна из функций советника заключается в координации и коммуникации с разными субъектами.
Актуализируется запрос педагогов на обеспечение компетенций советников в области возрастной психологии и методики воспитания, для совершенствования воспитательных практик образовательной организации и максимального учета интересов, запросов, возможностей и особенностей детей при вовлечении их социально значимую деятельность.
Обнаруживается противоречие между ожиданием педагогов большого функционала, выполняемого советником по воспитанию и скептическим отношением к возможным позитивным изменениям в воспитательном процессе.
Не создано единое научно-методическое пространство вузов, осуществляющих подготовку советников по воспитанию. Существующая система научно-методического сопровождения слабо отражает современные технологии и форматы воспитательной работы.
Приложение 1
Методологические основания изучения профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Основой выбора методологических подходов к изучению профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями выступили следующие теоретические положения:
- постулаты развития личности в процессе воспитания [Л.И. Божович; Л.И. Новикова; Ю.В. Шаров; П.В. Степанов]; положения антропологии детства [А.Г. Асмолов; Д.И. Фельдштейн; Г.М. Коджаспирова]; идеи субъектности всех участников воспитательной деятельности [Т.А. Ромм; А.Г. Кислов, Л.В. Мардахаев]; концепции педагогического руководства процессом воспитания [Т.А. Ромм, И.Н. Гущина];
- выводы о целенаправленности воспитания и важности педагогического руководства процессом воспитания открывают перспективы изучения профессиональных компетенций советника, связанные с мотивами, действиями и технологиями воспитания. Идеи педагогического руководства и педагогического содействия [Н.П. Засмолина] помогают выяснить, какие способы социального взаимодействия советник транслирует обучающимся, насколько эти способы социального взаимодействия и социальной активности помогают обучающимся встраиваться в социальную жизнь, способствуют усвоению социально приемлемых способов общения и взаимоействия;
- стратегические подходы к деятельности советника выделяются в статьях О. В. Гукаленко, А. Г. Бермуса, В. Н. Пустовойтова, О.С. Рыжовой, М. М. Бетильмерзаевой, И. В. Мусхановой, И. Р. Сташкевич, Е. О. Крупиновой. Ученые приходят к выводу, что советники консолидируют усилия всех субъектов воспитания с целью развития общественной активности обучающихся, выступают навигаторами продвижения детей и молодежи к личностному и социальному развитию. Утверждается, что советники признаны сделать общероссийское пространство детства единым, сгенерировать и распространить современное понимание традиционных нравственных ценностей среди детей и молодежи;
- осмысление содержания деятельности советника [П.А. Кисляков], определение круга его компетенций [О.А. Лаврентьева, З.И. Лаврентьева], выявление технологий вовлечения обучающихся в активности [И.П. Поздеева], раскрытие способов взаимодействия советника с педагогическими коллективами и родителями [А.В. Богдашин], налаживание совместной работы с руководителями детских и юношеских общественных организаций [Лаврентьева О.А.].
Рисунок 6. Модель профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Приложение 2
Схема анализа программ дополнительного образования, направленных на подготовку советников по воспитательной работе
1 блок – наличие программ дополнительного образования
Наименование университета
Название программ
Количество часов, в том числе контактной работы с преподавателем
Длительность осуществления программ
2 блок – содержание программ дополнительного образования
Название разделов и тем
Формы организации занятий
Задания для самостоятельной работы
3 блок – методическая обеспеченность
Перечень рекомендуемой литературы и время издания
Перечень электронных носителей
Приложение 3
Потребности образовательных организаций в реализации компетенций советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на основе мнения педагогических работников
Ссылки анкетирования на платформе Google:
1. https://docs.google.com/forms/d/1vb2ohlDFlOw2DvWMMJldBynxBw1tnpMwNdwXx4ioqqU/edit
2. https://docs.google.com/forms/d/1LJAL8o_-pfIJJL5QHbmJrLsKJuiLVsL55CqKT5mR7ZY/edit
Уважаемые коллеги!
С целью качественного перехода к подготовке Советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Новосибирский государственный педагогический университет проводит исследование представлений педагогических работников о данной должности.
Опрос является анонимным, Ваши данные нигде не будут фигурировать. Результаты опроса будут представлены в аналитической записке на сайте НГПУ в обобщённом виде.
Просим Вас ответить на несколько вопросов.
Название образовательной организации _____________________________
Должность заполняющего анкету __________________________________
1. Как вы думаете, нужны ли советники по воспитанию российским школам?
А. Нужны только в больших городских школах
Б. Да, нужны во всех школах. Они смогут выстроить работу со школьниками и вовлечь ребят в позитивную деятельность.
В. Сомневаюсь, что советники по воспитанию смогут расположить к себе детей и завоевать их доверие.
Г. Нет, не нужны. С функцией воспитания детей прекрасно справляются учителя.
Д. Уже есть завуч по воспитательной работе. Нет необходимости вводить новую должность.
Е. Не понятно, что может советовать данный специалист директору, если уже есть завуч по воспитательной работе и команда специалистов, работающая по вопросам воспитания.
Ж. Другое______________________________________
2. Как вы думаете, какого возраста должен быть советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями?
А. 21-35
Б. 36-45
В. 46-60
Г. возраст не имеет значения
3. Как вы считаете, должность «Советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями» принесет ли новшество в процесс воспитания в российские школы?
А. да, безусловно.
Б. нет, не принесет.
В. Частично.
4. Принесет ли пользу школе новая должность «Советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями»?
А. Да, безусловно коллегам будет легче выстроить воспитательную работу распределив функционал.
Б. Нет, введение такой должности школе пользы не принесет.
В. Частично, польза может быть.
5. С какой целью вводится должность «Советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями»?
А. С целью модернизации воспитательной среды в школе.
Б. С целью помощи директору «настроить» воспитательную работу в рамках рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.
В. Нет разумных оснований введения новой должности (введение такой должности совершенно необоснованно)
Г. Другое ______________________________________
6. Как вы думаете, есть ли разница в должностных обязанностях между советником по воспитанию и заместителем директора по воспитательной работе?
А. Да, конечно, это совершенно разные должности.
Б. Нет, никакой разницы в данных должностях нет.
В. Разница совсем незначительная, границы функционала размыты.
7. Чем занимаются советники директоров школ по воспитанию и работе с детскими объединениями?
А. Вдохновляют детей на новые победы, поиске друзей и помощников в полезных и важных делах.
Б. Сопровождают тех, кому нужен совет, помощь и поддержка.
В. Создают ученическое самоуправление в школе, наполняет школу различными мероприятиями и вовлекают в них как можно больше детей и родителей.
Г. организовывает мероприятия, связанные с национальными праздниками.
Д. Не совсем понятно, чем конкретно он занимается.
Е. Другое_ ______________________________
8. Кто может стать советником руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями?
А. Молодые выпускники педагогических вузов.
Б. Любой учитель с базовым педагогическим образованием независимо от возраста.
В. Любой человек, любящий детей.
Г. Не знаю.
9. Как советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями должен выстраивать свою профессиональную деятельность?
А. Советник по воспитанию должен строить свою деятельность с нуля, не учитывая того, что наработано в отечественной и зарубежной педагогической науке, и практике, опираясь на логику разворачивания действий ребенка в реальной жизни или конкретном учреждении.
Б. Выстраивать воспитательную деятельность на основе исторически сложившихся концепций о воспитании, и учитывать, что идут процессы обновления общего образования.
В. Другое _________________________
10. Продолжите фразу: Советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями это специалист, который _____________________________________________________________
_______________________________________________________________
11. Какие ресурсы необходимы советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями для реализации профессиональных задач?
А. Информационные (пособия, методические материалы и т.д.);
Б. Технические (компьютеры, планшеты, проекторы, смарт-доски и т.д.);
В. Педагогические (потенциал участников образовательного процесса).
12. Оцените наличие и доступность ресурсов в Вашей образовательной организации для реализации профессиональных задач советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13. Знания, из каких областей необходимы советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями для реализации профессиональных задач?
А. Методики воспитания.
Б. Возрастной психологии.
Г. Конфликтологии.
Д. Мотивации социальной активности.
Е. Технологии работы с родителями.
Ж. Другое ___________
14. Какие задачи должен решать в образовательной организации советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями?
А. Разрабатывать и реализовывать рабочую программу и календарный план воспитательной работы в образовательной организации.
Б. Консультировать родителей по вопросам воспитания обучающихся
обеспечивать вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания.
В. Составлять методические рекомендации педагогам по организации воспитательной деятельности.
Г. Участвовать в работе педагогических, методических советов, в подготовке и проведении родительских собраний.
Д. Представлять образовательную организацию в разных профессиональных конкурсах.
Е. Организовывать и проводить мероприятия.
Ж. Составлять медиаплан школьных мероприятий.
З. Организовывать и координировать работу школьного медиа-центра (при наличии) и профильное обучение его участников .
И. Другое ______________
Приложение 4
Гайд фокус-групп советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Добрый день! Меня зовут _________________
В рамках реализации государственного задания «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», я хотел(а) бы задать Вам несколько вопросов, связанных с Вашим профессиональным опытом, узнать Ваше мнение по ряду вопросов, связанных с деятельностью советника по воспитанию.
Наша беседа является конфиденциальной – данные будут анализироваться в обобщенном виде, рядом с цитатами не будет стоять Ваша должность или фамилия. Особенностью данного исследования является необходимость записи разговора на диктофон, однако запись будет использована только для написания транскрипта интервью, после чего будет уничтожена.
1. Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите словосочетание советник директора по воспитанию?
2. Почему Вы выбрали должность советника? Что побудило и повлияло на Ваш выбор?
3. С какими трудностями Вы столкнулись, вступив в должность советника? Как можно справиться с этими трудностями? Что необходимо для их преодоления?
4. Каких ресурсов не хватает для эффективного внедрения должности советников в образовательные организации?
5. Какими компетенциями должен обладать советник для эффективной реализации своей деятельности?
6. Какие основные сферы реализации компетенций советника в школе?
7. Какие затруднения вы можете выделить в реализации компетенций?
8. Что, на Ваш взгляд, нужно для успешной коммуникации советника с разными субъектами образования?
9. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее важные параметры успешности деятельности советника по воспитанию.
10. Изменилось ли у Вас отношение к педагогической деятельности после того, как вы прошли подготовку и приступили к должности советника? Если да, то в чем?
11. Каким Вы видите будущее должности советника в российских школах?
Приложение 5
Анализ результатов исследований потребностей образовательных организаций в реализации компетенций советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, представленных в публикациях
1. Айталиев Р.А. Эволюция статуса советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти В.А. Пятина. Редактор-составитель И.А. Романовская. Астрахань, 2023. С. 105-109.
2. Акунина А.В., Куликов М.Н. Этапы приобретения социокультурного опыта советниками директоров школ по воспитанию // Современная гуманитаристика. коллективная монография. Севастополь, 2023. С. 5-12.
3. Антонов Н.В. Подготовка советников директора по воспитанию к взаимодействию с детскими общественными объединениями в системе повышения квалификации // Воспитание и социализация в социально-культурном измерении. СПб., 2023. С. 246-257.
4. Антонов Н.В., Иванова О.А. Модельные решения подготовки советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Мировой Университет для глобального города - университет возможностей: развитие человеческого потенциала. Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. М., 2023. С. 225-229.
5. Бетильмерзаева М.М., Мусханова И.В. Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 330-350.
6. Бетильмерзаева М.М., Мусханова И.В., Буралова Р.А. Советник директора по воспитанию в современной школе // Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Махачкала, 2022. С. 87-94.
7. Блинова Т.И. Размышления о введении должности советника директора школы по воспитательной работе // Совершенствование качества образования. Сборник статей XVIII (XXXIV) Всероссийской научно-методической конференции. Братск, 2021. С. 108-113.
8. Богдашин А.В., Соловьёва Т.О. Специфика взаимодействия советников директоров по воспитанию с родительским сообществом // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (39). С. 140-145.
9. Гукалеко О.В., Бермус А.Г., Пустовойтов В.Н., Рыжова О.С. Модель деятельности советника руководителя образовательной организации по воспитанию в условиях России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2021. № 6. С. 8-13.
10. Давыдова Ю.Ю. Роль советника директора по воспитанию в современной системе воспитания детей и молодёжи // Педагогический компас: современные стратегии и практики образования. материалы региональной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного учителя ЧАССР М.Б. Бегагулина. Чебоксары, 2023. С. 58-61.
11. Евстифеева Е.А. Экологическое направление в работе советника директора по реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан // Молодой ученый. 2022. № S42-1 (437-1). С. 16-18.
12. Калинина Е.В., Шмарина Ю.С. Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в управлении образовательной организацией // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки. Материалы Всероссийского научно-методического круглого стола. Липецк, 2023. С. 77-79.
13. Канипова Т.Э. Роль советника директора школы по воспитанию в развитии ученического самоуправления // Современное состояние и перспективы развития науки и образования: проблемы и решения. сборник научных трудов по материалам XI Международной научно-практической конференции. Анапа, 2023. С. 79-82.
14. Каратаева Т.А. Роль советника по воспитанию в формировании гражданской идентичности подростков через обращение к памятным датам великой отечественной войны // Мы выстояли и победили. Международная научно-практическая конференция к 80-летию прорыва блокады Ленинграда, Сталинградской и Курской битвы. Сборник статей. Оренбург, 2023. С. 102-104.
15. Каратаева Т.А. Советник по воспитанию в школе как субъект процесса формирования гражданской идентичности подростков // Теория и практика современного воспитания и обучения. материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2023. С. 286-291.
16. Катина А.Ю. Формы работы советника с ученическим самоуправлением образовательной организации // Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика. Материалы VI Международной научно-практической конференции / Отв. редактор Н.В. Курилович. Тамбов, 2023. С. 21-22.
17. Кисляков А.В., Щербаков А.В., Буравова С.В. Исследование профессионализма советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: инструментарий, диагностика, результаты исследования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. № 2 (55). С. 133-147.
18. Климова И.С. Правовые основы деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки. Материалы Всероссийского научно-методического круглого стола. Липецк, 2023. С. 80-82.
19. Лаврентьева З.И. Методология исследования деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социальная педагогика. 2023. № 2. С. 5-13.
20. Лаврентьева З.И. Профессиональная компетентность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2023. № 2 (16). С. 64-72.
21. Лаврентьева З.И. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями как мотиватор и организатор социальной мобильности обучающихся // Социальная мобильность личности. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под научной редакцией Т.Н. Гущиной. Ярославль, 2023. С. 71-80.
22. Лаврентьева О.А. Социально-педагогические технологии взаимодействия с детскими общественными объединениями в деятельности советника по воспитанию // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 42-49.
23. Лаврентьева О.А. Компетентностная модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социально-политические исследования. 2023. № 3 (20). С. 23-31.
24. Логинов М.С. Советник директора по воспитательной работе. Сущность и задачи новой должности в сфере образования Российской федерации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы XXII Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 18-22.
25. Лузина А.С. Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в создании благоприятной и доброжелательной среды в образовательном учреждении // Образование в сложном нестабильном мире. Материалы общеуниверситетской (открытой) конференции по педагогике для студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры / Под общей редакцией Л.А. Косолаповой. Пермь, 2023. С. 61-64.
26. Матова Т.С. Мотивация студентов к деятельности общественных объединений университета // Флагман науки. № 5. 2023. С. 1-7.
27. Николаева М.В. Об актуальности исследования условий подготовки кадров советников директора учреждения образования по работе с детскими общественными организациями // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 17-20.
28. Пилюгина С.А. Анализ деятельности советников директоров по воспитательной работе в образовательных организациях Саратовской области // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. сборник статей по материалам LXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. С. 19-24.
29. Пьянкова А.Е. Должностные обязанности советника по воспитанию // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3 (64). С. 359-362.
30. Пьянкова А.Е. Советник директора по воспитанию: практика работы // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4 (61). С. 500-504.
31. Рыжова О.С. Специфика проектирования магистерской подготовки советников по воспитанию в южном федеральном университете // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Минск, 2021. С. 474-480.
32. Скрыпникова Е. М. Актуальные направления деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 90-101.
33. Сташкевич И.Р., Крупинова Е.О. Система профессионального развития: роль советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 2 (50). С. 53-59.
34. Суркова Н.А. Проектирование методического сопровождения деятельности советников директоров по воспитанию // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Материалы III Международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах / Под редакцией Л.А. Деминской, Т.Б. Волобуевой [и др.]. Донецк, 2022. С. 122-126.
35. Суханова М.Э. Введение должности советника директора по воспитательной работе как актуальный подход в воспитании подрастающего поколения // Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно - образовательный форум. Екатеринбург, 2021. С. 371-374.
36. Сысоева Я.В. Законодательное закрепление должности советника директора по воспитанию в номенклатуре должностей педагогических работников // Молодежный научный форум. Сборник статей по материалам CCVI студенческой международной научно-практической конференции. М., 2023. С. 4-7.
37. Терехова М.В. Особенности работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями с обучающимися, с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития // Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: тенденции, инновации, технологии воспитательной деятельности. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника в России / Отв. редакторы И.Ф. Исаев, Н.Л. Шеховская. Белгород, 2023. С. 30-32.
38. Чапуль Г.И. Советник по воспитанию - проводник в мир возможностей // Источник. 2022. № 1 (113). С. 18-19.
39. Шацкова Т.В. Патриотическое воспитание школьников в работе советника директора по воспитанию // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией О.В. Бессчетновой, П.А. Шацкова. Саратов, 2023. С. 678-683.
40. Шульга И.И., Акунина А.В. Подготовка советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в МДЦ «Артек»: традиции, опыт, перспективы // Народное образование. 2023. № 2 (1497). С. 109-117.