НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
header

Государственное задание № 073-03-2024-052/7 от 02.11.2024 г. Выявление и психолого-педагогические факторы формирования цифровых компетенций личности в условиях смешанного обучения в вузе

АКТУАЛЬНОСТЬ
header

Государственное задание № 073-03-2024-052/7 от 02.11.2024 г. Выявление и психолого-педагогические факторы формирования цифровых компетенций личности в условиях смешанного обучения в вузе

АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование цифровых компетенций предоставляет новые возможности для студентов и преподавателей. По мере развития цифровых технологий расширяются и возможности цифрового обучения для развития информационных компетенций у студентов. Цифровое обучение способно изменить способ преподавания и изучения науки, используя возможности технологий для создания интерактивных и виртуальных учебных программ, которые могут помочь студентам не только лучше освоить представленный материал, но и применить его в своей учебной и повседневной жизнедеятельности.
Цель
Выявление факторов, детерминирующих формирование цифровой компетентности учащихся, в условиях смешанного обучения в ВУЗе.
Идея исследования
Создание психолого-педагогических условий формирования цифровой компетентности учащихся, в условиях смешанного обучения в ВУЗе, чему способствует опора на системно-деятельностный подход; обеспечение научно-методического сопровождения с использованием инновационных технологий для формирования цифровых компетенций в образовательном процессе, с учетом зон дефицита «медиаграмотности» и «точек роста» обучающихся.
Задачи
  • Рассмотреть понятие цифровой компетентности будущего педагога.
  • Определить критерии и признаки результативности сформированности цифровых компетенций личности.
  • Проанализировать основные функции цифровой среды и области реализации цифровых компетенций педагога.
  • Выявить психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование цифровой компетентности обучающихся в ВУЗе.
  • Разработать диагностический инструментарий, для определения цифровой компетентности личности в условиях смешанного обучения в ВУЗе.
  • Разработать рекомендации для оптимального цифрового функционирования и формирования цифровых компетенций учащихся в условиях смешанного обучения в ВУЗе.
Основные результаты научно-исследовательской работы
1. Определено на основе контент-анализа научных работ по проблеме цифровых компетенций личности понятие цифровая компетентность предполагающее формулирование проблемы, осознание собственной потребности в наличие той или иной информации, нахождении и получении доступа к источникам, поиске, критической оценке и синтеза полученной информации, а также создание новой информации и использование ее для решения проблемы в учебных, профессиональных, бытовых и социальных сферах.
2. Теоретически определены критерии и признаки результативности сформированности цифровых компетенций личности, к которым относятся:
  • Когнитивный - понимание и использование информации в различных форматах с упором на критическое мышление, способность сформулировать запрос, понимать какие ресурсы необходимы для удовлетворения данного запроса, анализировать и критически оценивать информацию.
  • Технологичный – совокупность действий для эффективного использования цифровых средств и инструментов, для поиска и получения необходимой информации связанной с учебной деятельностью.
  • Рефлексивный - рефлексивное суждение о собственных действиях в цифровой среде, осознание собственной потребности в конкретной информации, осознанное планирование действий по поиску релевантной информации, осознание своей ответственности и уважения взаимных прав и обязанностей субъектов цифрового взаимодействия, формирования своей идентификации, дифференциация и персонализация в цифровой среде.
  • Социальный – использование цифровых ресурсов, создания информации через цифровые медиа для взаимодействия с другими пользователями, владение нормами общения в цифровой среде.
  • Ценностно-эмоциональный – ценностное и эмоциональное отношение к получаемой информации из цифровой среды, к использованию цифровых технологий.
Выявленные в процессе исследования теоретико-методические положения и практические результаты могут быть использованы специалистами в области образования при организации дальнейших исследований в данном направлении, при проведении занятий, включая организации дополнительного образования.
Руководитель проекта
Ю.М. Перевозкина
зав. кафедрой практической и специальной психологии, д-р психол. наук, профессор
Аналитики
А.С. Тишкова
доцент кафедры практической и специальной психологии, канд. психол. наук, доцент

Д.Э. Елистратова
ассистент кафедры практической и специальной психологии

Е.В. Игнатовская
специалист по УМР кафедры практической и специальной психологии

Ведущие эксперты
О.Б. Ганпанцурова
доцент кафедры практической и специальной психологии, канд. психол. наук

Партнёры по апробации результатов
header

• Технопарк универсальных педагогических компетенций
имени Юрия Васильевича Кондратюка ФГОБУ ВО «НГПУ»

• ФГОБУ ВО «ОмГПУ»