– София, почему вы выбрали факультет психологии? – В школьное время мне всегда было интересно изучать человека, я смотрела различные документальные фильмы про нашу биологию, межличностные отношения, историю и т.д. Когда встал вопрос о поступлении, у меня не было сомнений о направлении: я хотела дальше познавать природу человека. Однако медицина была бы для меня слишком тяжелой и скучной, и я решила учиться на психолога, где, ко всему прочему, были вступительные испытания по самым интересным для меня предметам (русский язык, биология, обществознание). Иногда закрадывались сомнения, но я всегда отвечала себе на них так: знание психологии будет базовым в любой деятельности. Вот так влюбилась в профессию и осталась в ней.
– Вы стали финалистом и участником многих конкурсов, это очень впечатляет. Расскажите о них и о том, как их совмещать с учебой. – Желание участвовать в конкурсах появилось у меня естественным образом: в прошлом я профессиональная спортсменка, из-за чего соревнование и получение наград – очень приятная для меня вещь. Мои результаты в олимпиаде «Я – профессионал» и в конкурсе «Флагманы образования. Студенты» не были максимальными, но сами поездки и новые знакомства уже были сверхценными для меня и являлись достаточной наградой. На конкурс проектов «Твой Ход» я попала, благодаря созданию проекта «Психология для жизни» и его поддержке со стороны факультета и вуза. До окружного съезда в Красноярске необходимо было пройти целых четыре сложных этапа и то, что мы в итоге попали туда, получив высокую оценку за паспорт проекта, уже стало личной победой для меня. Вхождение в делегацию Новосибирской области для участия во Всемирном фестивале молодежи и поездка в Сочи явились результатом моей активности за годы обучения, стали финальной наградой и подтверждением того, что мои усилия ценны, ведь там необходимо было приложить внушительное портфолио. У меня было множество сомнений по поводу того, пройду ли я по конкурсу на фестиваль, но я подала заявку с мыслью «Будь что будет» – и вышли девятидневные каникулы на Черном море. По моим личным меркам, я не самая прилежная студентка. Но у меня есть принцип: качественно отрабатывать пары и выполнять задания не абы как, в том числе и на конкурсы. Благодаря этому, мои пропуски были не слишком критичны для процесса обучения, а привычка планировать помогала продуктивно выполнять задания.
– Какие практические навыки вы получаете в процессе обучения? – В первую очередь, все обучение в университете является неотъемлемым жизненным опытом, после которого ты не становишься другим человеком, но усиливаешь свои способности и справляешься со слабостями. В частности, наш факультет психологии и НГПУ в целом дали мне почву для создания своего проекта «Психология для жизни», во время реализации которого я получила навыки коммуникации с администрацией вуза и преподавателями в новом ключе, столкнулась с разработкой тренингов и поиском необходимого научного материала, проведением тренингов со студентами в общежитии, выстраиванием коммуникации за пределами университета с целью расширения проекта. Я научилась работать с информацией и дифференцировать ее ценность, публично выступать и создавать лаконичные презентации, писать научные статьи, работать с математической статистикой, проводить эксперименты и обрабатывать их результаты с помощью различных методик, научилась справляться с многозадачностью и достигать долгосрочные цели. И все это только вершина айсберга.
– Сталкивались ли вы со стрессом и выгоранием во время учебы? Как справлялись? – Каждый студент, вне зависимости от своей загруженности и жизнестойкости, испытывал состояние усталости и безысходности, и я не исключение. За время обучения у меня было несколько таких периодов. Самым продолжительным стрессом был первый курс, который выпал на 2020 год, и все ограничения упали мне на плечи как, на тот момент, иностранному студенту. Были и другие периоды, когда обучение оказывалось непомерной ношей, и я пропускала дедлайны и пары. Но каждый раз я вспоминала о больших целях, связанных с профессией, вспоминала о своих достижениях и о том, как раньше справлялась с трудностями. Главным источником силы для меня являются рутина и планирование, которые дают возможность отдохнуть и восстановиться, зная, что я успею выполнить задания, а также помнить то, для чего я все начинала, не забывая, что «все закончится, а я нет» (О. Примаченко). Поэтому во времена трудностей я выбирала себя и свое здоровье, лишаясь некоторого успеха в моменте, но оставаясь на плаву ради долгосрочных целей, а также не боялась просить помощи извне, как в делах, так и психологической.
– Как вы планируете продолжать профессиональное развитие после вуза? – Планирую окончить обучение в нашем университете, но не окончить свою проектную деятельность в нем, и тем самым дать нашим студентам больше возможностей для практической деятельности. Хочу развиваться как практикующий психолог в нашем Центре практической психологии. А также не забыть о своей мечте и отучиться на клинического психолога, в дальнейшем начав развивать частную практику.
– Что бы вы хотели пожелать будущим студентам психологического факультета? – Учиться новому, налаживать связи, находить полезные знакомства и друзей, браться за трудное и неизвестное, использовать возможности, которых в нашем любимом университете неограниченное количество.