НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Игорь Алексеевич Соснин

Игорь Алексеевич Соснин

Интервью опубликовано в газете «Весь университет» № 111 (2), 2024 г.
Педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор»
Аспирант НГПУ, научная специальность «Оздоровительная и адаптивная физическая культура»
По итогам Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» абсолютным победителем признан педагог ДТДиУМ «Юниор» Игорь Соснин, аспирант НГПУ, он же одержал победу в номинации «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности».
– Игорь Алексеевич, расскажите о своей работе в ДТДиУМ «Юниор»: чем занимаетесь, как давно, с какими ребятами.
– В Дворце творчества «Юниор» я работаю более трех лет, занимаемся мы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности по карате-до киокушинкай «Путь пустой руки». Программа разработана мной под запросы родителей и государства, согласно нормативным документам, различным программам и работам коллег по каратистской тематике. Программа рассчитана на возрастную категорию от пяти до пятнадцати лет, в общем-то, это наш главный документ, с которым мы с ребятами идем к успеху, к вершинам мастерства, к здоровью. В «Юниоре» моя работа касается именно формата дополнительного образования, если же говорить про спорт высоких достижений, то более семи лет я занимаюсь тренерской деятельностью на базе спортивного клуба «Сибирский дракон».

– Как давно спорт в вашей жизни? Вы сразу начали заниматься карате, или сначала было что-то другое?
– Карате киокушинкай я занимаюсь более двадцати лет, с пяти лет, когда я начал открывать этот прекрасный мир боевых искусств. Я не помню времени, когда я бы не был каратистом, то есть всю сознательную жизнь, я минимум три раза в неделю переодеваюсь в кимоно и обратно, и мне это не просто не надоедает, а с каждым годом нравится все больше. Несмотря на это, видов спорта в моей практике было немалое количество, но все они были не вместо, а вместе с карате, одно укрепляло и дополняло другое. Это были волейбол, настольный теннис, плавание, но все это пошло в общее развитие, а профилирующим основным видом спорта для меня стал киокушин, и вот у меня уже больше семи лет тренерской практики.

– Вы получили инженерное образование в техническом вузе, почему же решили поступить в аспирантуру НГПУ и заниматься исследованиями при кафедре физвоспитания?
– Мое первое высшее образование техническое, радиосвязь, но, поступив в университет телекоммуникаций, я параллельно начал активную тренерскую деятельность – и для подработки, и по причине любви к карате и к детям. Ежедневно, ежемесячно я все больше укоренялся во взгляде на то, что все-таки это – мое, я нашел себя. Педагогическая тренерская деятельность – это мое призвание, и сегодняшнему дню я могу заявить это максимально уверенно. В общем-то, это я понял, окончив университет и получив техническое образование, после этого я прошел педагогическую тренерскую переподготовку, и, конечно, аспирантуру выбрал уже по профилю, к которому лежит сердце, от которого горят глаза, это факультет физической культуры, оздоровительная и адаптивная физическая культура. Сейчас я занимаюсь исследованиями и точно понимаю, что я на своем месте.

– Кто ваш научный руководитель? О чем ваша диссертация?
– Мой научный руководитель – профессор Михаил Альбертович Суботялов, тема диссертации – оздоровительный эффект карате киокушинкай. Как раз тему оздоровления Михаил Альбертович помогает раскрыть в полной мере, так как он является доктором медицинских наук. В карате в целом большое количество здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, и, поскольку в этой области не так много исследований, хочется этот вопрос раскрыть гораздо глубже. На данный момент написана статья обзорного плана по медико-биологическому разбору и психолого-педагогическому разбору.

– Вы в первый раз участвовали в конкурсе «Сердце отдаю детям»?
– Да, в этом конкурсе я участвовал впервые. В целом для любого спортсмена участие в конкурсах, а не в соревнованиях, это во многом непривычная область, но пробу пера в конкурсном пространстве я смог получить благодаря дворцу «Юниор», который провел внутренний конкурс педагогического мастерства «Движение вверх», где мне удалось одержать победу. Это стало таким фундаментом уверенности как для меня, так и для коллектива, который участвовал со мной в этих испытаниях, уверенности, что можно пробовать больше, можно пробовать серьезней, и вот так мы вошли на городской этап конкурса «Сердце отдаю детям». Победа на всероссийском этапе – это не просто неделя участия в финале, это все конкурсные испытания, которые, начиная с города и области длятся приблизительно год. Конечно, это колоссальный труд, который можно осилить, грамотно разделив с командой методистов, с командой сопровождения, с командой единомышленников – в первую очередь, это мои ученики и родители. С командой любой труд посилен, поэтому так и получилось: вместе мы эту вершину взяли.

– Что вы можете пожелать другим молодым людям, которые чувствуют интерес к этой профессии?
– Мой главный совет – это постоянное развитие. Педагог, который решил, что достиг своего потолка, что он знает все о своем предмете, что он на этом собаку съел и пару кошек, чтобы наверняка – ну, он заканчивает быть педагогом в ту же секунду. Постоянный рост, развитие, пробивание потолка своих компетенций и своих знаний, искренность быть самим собой, строить работу на том, что вам близко. Нужно искать свой личный стиль коммуникации с детьми, потому что, если вы будете брать его у кого-то – вы будете пытаться быть кем-то, и дети это чувствуют, считывают. Вам нужно то, с чем вам комфортно работать, от чего у вас глаза горят – и тогда все получится, успех неизбежен.
ВЕСЬ университет /2024/111 (2)