НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Леонид Анатольевич Дедюха

Леонид Анатольевич Дедюха

Интервью опубликовано в газете «Весь университет» № 111 (2), 2024 г.
Учитель физики Академической гимназии №56 имени М.Б. Пильдес города Санкт-Петербурга
Выпускник бакалавриата и магистратуры Института физико-математического и информационно-экономического образования (ИФМИЭО, ныне – ИФМИТО)
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Физико-математическое образование (бакалавриат)
Магистерская программа: «Педагогическое образование. Приоритетные аспекты физического образования»

Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года–2024». Победитель конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга в номинации «Учитель» (2024 год)
Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Открывая страну» (2023 год) Победитель Призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады учителей естественных наук (2021 год) Лауреат конкурса педагогических команд (город Санкт-Петербург, 2018 год) Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2016»


В День учителя в Кремлёвском дворце подвели итоги Всероссийского конкурса «Учитель года–2024». Впервые абсолютным победителем стал выпускник НГПУ, учитель физики Академической гимназии №56 имени М.Б. Пильдес города СанктПетербурга Леонид Анатольевич Дедюха. О своем пути от мальчика, завороженно наблюдающего за физическими экспериментами, до главного учителя страны Леонид Анатольевич рассказал в интервью для газеты «Весь университет».
– Леонид Анатольевич, когда и почему вы захотели стать учителем?
– Учителем я захотел стать, когда еще был в школе. Я очень любил математику, но в тот момент, когда на первых уроках физики нам показывали эксперименты, я понял: что-то в этом мире я знаю не до конца. Потому что математика – она точная, она определенная, а физика показалась мне обворожительной, как магия. Потом, когда я понял, что все-таки это не магия, что это можно объяснить, тогда физика и стала для меня главной. Еще я с детства очень любил что-то кому-то рассказывать и показывать, если по телевизору шли интересные мультики или передача какая-то про динозавров, я хотел позвать всех родственников, чтобы они смотрели ее со мной. Так что тяга поделиться чем-то интересным, увлекательным была всегда, и все соединилось в профессии учителя.

– Почему поступили в НГПУ?
– Вариантов для поступления было много: и технический вуз, и классический вуз, и консерватория, потому что я занимался вокалом. Но я понимал, что если буду учителем, то и петь смогу, а если, например, буду актером или певцом, то работать учителем уже не получится. К тому же я считаю, что профессия должна быть надежной, а голосовой аппарат – это очень хрупкая вещь, и мало ли, что в жизни бывает. Поэтому я решил быть учителем, просто хорошим учителем, который еще и петь умеет. Я решил, что это лучшая альтернатива, и поступил в НГПУ.

– За что вы любите физику? Что вы делаете для того, чтобы ваши ученики поняли ее и тоже полюбили?
– Меня поразила физика своим раскрытием тайн вокруг. Изучая физику, мы можем заглянуть в будущее, можем раскрыть границы нашего познания. Звучит, конечно, пафосно, но физика для меня – это интересная, удивительная наука. Но бывает она не только, скажем так, доброй. Она бывает очень серьезной, очень непростой, суровой, и это тоже нужно понимать и принимать. Я иногда детям показываю, что реальная наука не всегда представлена в виде увлекательных экспериментов, это серьезное исследование, работа, которая не всегда удается. Вот за это я люблю физику. То, чем я увлечен, я стараюсь показать ученикам, поэтому мне кажется, что здесь уместна фраза: «Счастливый учитель воспитает счастливых учеников, увлекающийся учитель воспитает увлекающихся детей, а несчастный учитель воспитает несчастных детей». Моя задача – сделать детей счастливыми, увлекающимися, умными и добрыми.

– Назовите три главные вещи – для педагога или в целом для человека – которым вы научились в НГПУ.
– Первое, чему я научился в НГПУ, это тому, что команда может сделать многое, начиная с команды студенческого актива, с команды олимпиадного движения, с команды КВН, с команды газеты «Матрица», с команды невероятных педагогов, которые работали с нами. Осознание того, что команда может сделать намного больше, чем один человек, и это так здорово и так приятно! Второе: нужно понимать, что мы постоянно учимся, видим огромное количество возможностей и шансов, и университет научил меня тому, что нужно воспользоваться этими шансами и, возможно, ты станешь очень успешным. Третье: в НГПУ я научился дружить и верить, что на Земле все-таки больше хороших, добрых людей. До сих пор я общаюсь со многими преподавателями и студентами – только приятные и добрые воспоминания.

– Уже шесть лет вы работаете в одной из лучших гимназий страны. Каким был ваш путь сюда?
– После окончания вуза я отслужил в армии и пришел работать в Гимназию № 11 «Гармония». Три года, только самые теплые воспоминания. Благодаря гимназии и моим коллегам физикам, вообще учителям и прекрасным детям, благодаря директору Сергею Ивановичу Бегунову и Ольге Геннадьевне Косиненко, которая меня поддерживала и была наставником, мне удалось стать абсолютным победителем «Педагогического дебюта». После этого меня пригласили на стажировку, я смог увидеть образовательные учреждения Санкт-Петербурга, и в Академической гимназии №56 мне предложили работу. Меня заинтересовала и в целом система работы здесь, и, возможно, я давно хотел переехать в другой город. В тот момент я выпускал девятый и одиннадцатый классы, поэтому перед детьми у меня не было никаких обязательств, я не был классным руководителем. Я решился попробовать и с тех пор работаю здесь – в Академической гимназии №56 им. М.Б. Пильдес, но я безумно благодарен за опыт и любовь, что подарила мне гимназия №11.

– Как готовились к конкурсу «Учитель года–2024»? Как вам помогала ваша команда поддержки (коллеги, ученики, близкие люди)?
– Это большой путь, и могу сказать, что важны три фактора. Это опыт, с которым педагог идет на конкурс, можно назвать это педагогическим чутьем и, собственно, профессионализмом. Это поддержка огромной команды гимназии, когда подстраивается расписание, когда коллеги-предметники выходят на замену, когда любимая кафедра физики смотрит твои уроки и помогает с экспериментами, когда коллеги едут с тобой на конкурс, чтобы поддержать, и становятся классными мамами для ребят на время моего отсутствия. Ну и третье, это качества самого конкурсанта: не быть эгоистичным, самодовольным, брать во внимание то, что говорят мудрые люди, не потерять свое лицо на протяжении конкурса.

– Каковы ваши дальнейшие профессиональные планы?
– Первый план профессиональный – вернуться к детям и сделать так, чтобы ребята никак не ощутили в негативном ключе мое отсутствие, потому что у меня и выпускные одиннадцатые классы, и восьмиклассники, которые с горящими глазами встретили меня 1 сентября и потом долго не видели. Так как учитель года – это человек, который учит детей, мне бы хотелось остаться в этом году учителем и достойно окончить с детьми этот год. Также мне хотелось бы реализовать идеи, которые я транслировал на конкурсе, связанные с изучением
ВЕСЬ университет /2024/111 (2)