НГПУ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Николай Юрьевич Мокроусов

Николай Юрьевич Мокроусов

Интервью опубликовано в газете «Весь университет» № 113 (4), 2025 г.
Старший преподаватель в ИКиМП НГПУ (преподаваемые дисциплины – педагогика дополнительного образования, методы исследовательской и проектной деятельности, мобильное обучение и электронные технологии в образовании, детский театр), Cоветник директора по воспитанию и куратор школьного театра в МБОУ СОШ №90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ
Выпускник Института культуры и молодежной политики НГПУ (ИКиМП)
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Театральная педагогика (год выпуска – 2022)
Стипендиат Благотворительного фонда Владимира Потанина

– Николай, почему вы выбрали для обучения именно НГПУ?
– В 2014 году, когда я выпускался из школы, профориентация в нашей глубинке была развита слабо. Я рос в небольшом посёлке, и у меня не было чёткого понимания, куда двигаться дальше, какую профессию выбрать. Но если сейчас размышлять, то выбор педвуза был неслучайным. С детства я занимался хореографией, театром, вокалом. Видел, как работают педагоги, как они вдохновляют детей. Эти люди стали для меня примером, и сейчас я с гордостью называю их коллегами. К 11 классу я уже понимал, что хочу связать жизнь с педагогикой, а НГПУ оказался тем местом, где я смог реализовать эту цель.

– Как вам удаётся балансировать между работой в школе и преподаванием в ИКиМП?
– Я до сих пор в поиске этого баланса, но, пожалуй, именно в этом и заключается развитие – в постоянном движении к равновесию, даже если его невозможно достичь. Работа в школе и преподавание в институте – это совершенно разные форматы. В школе я имею дело с детьми разного возраста: от малышей до подростков, которые вот-вот станут студентами. Этот опыт научил меня понимать, как говорить с разными поколениями, как мотивировать, как находить подход. А в вузе я уже работаю со взрослыми, осознанными людьми, готовыми к совместному познанию и творчеству. Что интересно – эти две роли не мешают, а дополняют друг друга. Работа со студентами помогает мне лучше выстраивать диалог со старшеклассниками: я могу рассказать им о современной студенческой жизни, о выборе профессии, о том, что их ждет после школы. А школьный опыт, в свою очередь, делает меня более гибким преподавателем в вузе, потому что я понимаю, через какие этапы взросления и обучения прошли мои студенты. Я осознанно пошел работать в НГПУ, потому что хотел профессионального роста. Мне было важно не оставаться только школьным учителем, а попробовать себя в новой роли.

– Какие навыки, полученные в университете, оказались наиболее полезными в вашей работе?
– Безусловно, ключевыми для меня стали коммуникативные навыки. В университете мне удалось вывести их на новый уровень – научиться глубже понимать природу общения и осознанно использовать его как профессиональный инструмент. В нашей профессии коммуникация – это основа всего. Преподаватель ежедневно работает с внутренним миром человека: с его мышлением, эмоциями, переживаниями. Через диалог происходит не только передача знаний, но и познание окружающего мира, самих себя и тех, с кем мы взаимодействуем.

– Вы курируете школьный театр. Как творчество помогает в воспитательном процессе?
– Помимо огромной личной любви к театру, я вижу в нем огромный воспитательный потенциал. Школьный театр – это место, где дети познают жизнь через искусство. Мы работаем с классической литературой, как отечественной, так и за рубежной, и в процессе постановки спектакля ребёнок примеряет на себя разные социальные роли, проживает сложные ситуации, получает бесценный эмоциональный опыт. Театр помогает формировать личность. Через работу над ролью, через осмысление сюжета у детей развиваются важнейшие духовно-нравственные качества: любовь к Родине, взаимопомощь, сопереживание, умение видеть и чувствовать другого человека. Они не просто разучивает текст – они пропускают его через себя, учатся анализировать, критически мыслить, выражать свои эмоции. Театр дает им не только сцену, но и инструменты для понимания мира и самих себя. Школьный театр – это не просто кружок, а мощный образовательный и воспитательный инструмент, который помогает растить глубоких, чутких, думающих людей. 

– Вы организуете патриотические акции. Какие проекты вам особенно запомнились и почему? 
– Проект «Региональные подвиги героев», посвящённый Великой Отечественной войне. Он прошёл во второй раз в парке «Закаменский», и мне посчастливилось стать не только его организатором, но и ведущим. Он имеет для меня особое значение, потому что через творческое воплощение дети показывают свое отношение к историческим событиям. Очень важно видеть, как ребята с трепетом и уважением относятся к героям и их невероятным подвигам, которые были совершены не для личной выгоды, а ради будущего нашей страны.

– Как говорить с молодёжью о патриотизме?
– Я считаю, что говорить с молодёжью о патриотизме нужно в неформальной обстановке, чтобы ребёнок чувствовал вашу искренность, заинтересованность и ценностное отношение, ведь дети четко ощущают, когда человек говорит от сердца, а когда кривит душой. Для педагога важно делиться тем, что действительно откликается внутри него самого. Организовать неформальные разговоры о патриотизме можно через встречи с реальными героями – участниками и героями военных действий. Такие встречи сейчас проходят в разных общеобразовательных организациях и помогают детям лучше понять смысл патриотизма. Кроме того, можно обращаться к историям реальных героев Великой Отечественной войны – их очень много, и каждая найдёт отклик в душе ребёнка. Также важно беседовать о том, почему человек готов пойти на все ради того, чтобы его страна жила, процветала, сохраняла свои традиции и ценности. Именно так у ребёнка формируется истинное отношение к своей малой родине и к стране в целом.

ВЕСЬ университет /2025/113 (4)