НГПУ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
header

Программа профессиональной переподготовки Дефектология

О ПРОГРАММЕ
header

Программа профессиональной переподготовки Дефектология

О ПРОГРАММЕ

Цель программы – формирование у слушателей профессиональных компетенций в области психолого-педагогической диагностики отклонений в развитии лиц с ОВЗ, теоретического обоснования и практического выбора средств, методов и приемов коррекционно-развивающей работы с ними.

Программа профессиональной переподготовки «Дефектология» разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (приказ Минтруда от 13 марта 2023 года № 136н).


Период обучения - с 10.11.2025 по 14.07.2026
Возможности для трудоустройства

Выпускники программы могут осуществлять профессиональную деятельность:

  • учителя-дефектолога в учреждениях образования, социального обслуживания (социально-реабилитационные центры, санатории);

  • руководителя методических служб в структурных подразделениях образовательных организаций разного уровня;

  • специалиста психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов разного уровня.

Категория слушателей
Для специалистов с высшим образованием (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» или получающим высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки».
Форма обучения
очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Наши преимущества
1
- 100% преподавателей программы имеют стаж практической работы в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи;
2
- 80% преподавателей – доктора и кандидаты наук в своей области;
3
- удобный график обучения: 2 раза в неделю «живые» занятия с преподавателем с возможностью задавать «здесь и сейчас» дополнительные вопросы по теме;
4
- разборы практических и ситуационных задач на профильных дисциплинах;
5
- индивидуальные и групповые домашние задания;
6
- персональное сопровождение слушателя (куратор, помощь в процессе обучения)
7
- общение с одногруппниками в чате;
8
- бесплатный доступ к библиотеке университета;
9
- возможность продолжить обучение в магистратуре по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Количество часов
792
Срок освоения программы
8 месяцев
Стоимость
50000 рублей
Модули программы
1 модуль «Профессиональная подготовка»
специальная педагогика и психология; анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения; основы нейрофизиологии и невропатологии
2 Модуль «Предметная подготовка»
психология и сопровождение лиц с нарушением слуха; психология и сопровождение лиц с нарушением зрения и сопровождение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата; психология и сопровождение лиц с нарушением речи; психология и сопровождение лиц с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости; психология и сопровождение лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья; сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии; дефектологический практикум
3 модуль
Итоговая аттестация
Ведущие преподаватели программы
Пискун Ольга Юрьевна
Пискун Ольга Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент, кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», руководитель ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ ФГБОУ ВО «НГПУ».

Сфера научных интересов:
  • теоретические и методические вопросы обучения и воспитания детей с нарушением слуха и расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Стаж работы в сфере образования: Стаж работы в сфере образования, практический и преподавательский – более 30 лет.
О.Ю. Пискун разработаны и внедрены в образовательный процесс кафедры коррекционной педагогики и психологии следующие учебные дисциплины: психология детей с нарушениями слуха (детская сурдопсихология), воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика), реабилитация детей после кохлеарной имплантации, психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения и др. Ольга Юрьевна руководит педагогической практикой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях у студентов бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», подготовкой выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов по актуальным проблемам комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования. О.Ю. Пискун активно участвует в работе научно-практических конференций международного, всероссийского и регионального уровней, имеет научные публикации в рецензируемых изданиях, является автором учебных и учебно-методических пособий для студентов, а также главным редактором научного журнала «День дефектологии».
Лошкарева Любовь Александровна
Лошкарева Любовь Александровна
старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ».

Сфера научных интересов:
  • обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта
  • консультирование родителей по вопросам воспитания детей с нарушением интеллекта
  • подготовка к школе детей с ЗПР и умственной отсталостью
  • изучение и внедрение методов и приемов работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Стаж работы в сфере образования: Стаж работы в сфере образования, практический и преподавательский – 37 лет.
Л.А. Лошкаревой разработаны и внедрены в образовательный процесс кафедры коррекционной педагогики и психологии следующие учебные дисциплины: «Олигофренопедагогика», «Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта», «Методика преподавания математики, русского языка, естествознания, ручного труда в С(К)ОУ», «Дифференциальная диагностика детей с нарушением интеллекта». Любовь Александровна руководит несколькими видами практик у студентов бакалавриата, а также активно участвует в работе научно-практических конференций международного, всероссийского и регионального уровней, имеет научные публикации в рецензируемых изданиях, является автором нескольких учебных и учебно-методических пособий для студентов.
Агавелян Рубен Оганесович
Агавелян Рубен Оганесович
доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», почетный работник общего образования РФ.

Сфера научных интересов:
  • феноменология общения в специальной педагогике и психологии.
Стаж работы в сфере образования: Стаж работы в сфере образования, практический и преподавательский – 35 лет.
Р.О. Агавеляном разработаны и внедрены в образовательный процесс кафедры коррекционной педагогики и психологии следующие учебные дисциплины: «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Специальная психология и педагогика», «Нормативно-правовые и этические основы профессиональной деятельности», «Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности». Рубен Оганесович руководит подготовкой магистерских диссертаций по актуальным проблемам современного специального (дефектологического) образования по программе «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья». Р.О. Агавелян активно участвует в работе научно-практических конференций международного, всероссийского и регионального уровней, имеет научные публикации в рецензируемых изданиях, является автором нескольких учебных и учебно-методических пособий для студентов.
Итоговая аттестация состоит из трех этапов:
1
Текущий контроль
Осуществляется для получения непрерывной информации о ходе и качестве усвоения учебного материала, корректировки учебного процесса. В ходе освоения программы используются следующие формы текущего контроля: собеседование, защита проектов, тестирование, решение кейсов и т.д.
2
Промежуточный контроль
Осуществляется в форме сдачи зачета или экзамена по дисциплине. Используются следующие формы промежуточного контроля: собеседование, защита проектов, тестирование и т.д.
3
Итоговый контроль
Осуществляется в форме комплексного итогового экзамена, который проводится в виде устного собеседования по билетам в соответствии с программой итогового экзамена.
Документ о квалификации
По итогам освоения программы слушателю выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением новой квалификации «учитель-дефектолог».
Сведения о выданном документе вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО).
Оформление документов
Документы, необходимые для поступления, предоставляются (направляются) поступающим в Университет одним из следующих способов:
  • предоставляются в ФГБОУ ВО «НГПУ» лично поступающим;
  • направляются в ФГБОУ ВО «НГПУ» через операторов почтовой связи общего пользования на адрес Университета.
При оформлении на программу профессиональной переподготовки слушатель должен:

предоставить следующие документы:

  • документ о высшем образовании (копия);
  • свидетельство о смене фамилии, имени или отчества (при необходимости);
  • СНИЛС (копия).
заполнить следующие документы:
  • учетная карточка слушателя (форма НГПУ);
  • согласие на обработку персональных данных (форма НГПУ);
  • заявление на зачисление (форма НГПУ);
  • договор об образовании на обучение по дополнительной образовательной программе (форма НГПУ).
Для заполнения согласия на обработку персональных данных и договора необходимо иметь при себе паспорт.
Отзывы
Асель Т., 32 года Хочу поблагодарить всех педагогов НГПУ за знания и опыт. Было очень интересно посещать лекции и особенно специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Это был очень нужный и интересный опыт!
Наталья Д., 43 года Выражаю благодарность организаторам и преподавателям программы профессиональной переподготовки «Дефектология». Обучение включало лекции, практические занятия, посещение специальных (коррекционных) образовательных учреждений, творческие задания, тесты и экзамены. Курс действительно был насыщенным, интересным и полезным в практическом плане.
Юлия Д., 43 года, Евгения В.,39 лет, Наталья Г., 48 лет Очень интересно было посещать различные специальные (коррекционные) образовательные учреждения, которые специализируются по работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Это бесценный опыт! Мы получили колоссальные знания для работы!
Контакты

Адрес: г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 34, Региональный ресурсный центр «Семья и дети» НГПУ (вход с торца).
Режим работы с 10:00 до 18:00 (12:30-13:30 - перерыв).
Электронная почта: rrc-sid@nspu.ru
Контактный телефон: 8 (383)244-35-00