НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Из нагрузки – в ресурс: НГПУ готовится сопровождать подготовку классных руководителей и кураторов студенческих групп


30 июня 2022

В 2022 году Минпросвещения РФ поручило ученым НГПУ работу над еще одной крупной научно-исследовательской темой: разработку научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания. 

О большом проекте, который предстоит реализовать в сжатые сроки, мы поговорили с руководителем – доктором педагогических наук, профессором, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования (ИИГСО) НГПУ Татьяной Александровной Ромм.

В 2022 - 2023 коллективу разработчиков предстоит апробировать и внедрить следующие этапы:

  1. Разработка концептуальных положений и моделей сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания.
  2. Анализ и обобщение результатов диагностики профессиональных компетенций классных руководителей и кураторов студенческих групп, выявление профессиональных дефицитов, точек роста в условиях внедрения программы воспитания.
  3. Выявление инновационных педагогических и методических инициатив в практике научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания.
  4. Обобщение и масштабирование подтвердивших эффективность педагогических и методических инициатив в практике научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания.
Руководитель коллектива разработчиков НГПУ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования (ИИГСО) Татьяна Александровна Ромм. Как подчёркивает Татьяна Александровна, включаясь в эту работу, принципиально понимать несколько важных аспектов: во-первых, прикладное исследование предполагает внедренческий этап. Поэтому, несмотря на то, что ресурсы выделены в основном на проведение исследования, очень важным аспектом реализации гранта является понимание, куда эти результаты могут быть потом внедрены, кому могут пригодиться. Для грантодателя (Министерство Просвещения Российской Федерации) очень важно, чтобы гос. задания способствовали формированию единого образовательного пространства в стране, и для нас это установка на то, чтобы в ходе выполнения гранта были актуализированы, закреплены и расширены межрегиональные связи.

– Второй момент касается самой тематики. Вопросам воспитания уделяется огромное внимание. Главным условием реализации воспитательных задач является субъект. Если нет человека, способного принять этот вызов и перевести его в реальную деятельность, то все это останется на бумаге. Поэтому подготовка классных родителей, сопровождение и оптимизация их деятельности – сегодня это архиважная задача. Тем более, что школы второй год начинают работать по примерной программе воспитания, внедрение которой вызывает определенное затруднение. В - третьих: обновление содержания программ педагогического образования с 01 сентября 2022 г. нацелено на усиление воспитательной подготовки будущего педагога. Участвуя в этом процессе, мы в вузе разработали программу по технологиям воспитательных практик классного руководителя, совместно с представителями профессионального сообщества города (городское методическое объединение класснсых руководителей) спроектировали принципиально новую программу практики студентов в роли классного руководителя. За последние годы сложились достаточно продуктивные связи с различными структурами, отвечающими за воспитательную деятельность в школах и в Новосибирской области. В частности, в Новосибирском районе создана научно-методическая площадка по вопросам воспитания подрастающего поколения (кстати, 6 человек из школ этого района обучаются по целевым направлениям именно по программе «Педагогика и психология воспитания», являясь зам. директоров по воспитательной работе). Аналогичная площадка создана в г. Искитим, на базе школы № 11. На самом деле все здесь очень хорошо сложилось. Есть социальный заказ, есть пространство для реализации этого заказа, есть в НГПУ ресурс – люди, которые компетентны в этих вопросах (достаточно сказать, что 4 представителя нашего университета являются членами Научного совета РАО при отделении философии и методологии образования по вопросам воспитания и социализации подрастающего поколения).

– Кроме того, госзадание ориентирует на работу не только с будущими педагогами в контексте их профессиональной подготовки, но также – с кураторами студенческих групп. Это усложняет задачу, потому что это удвоение исследовательского предмета. Это разные категории для исследования, у каждого из них своя специфика. Для классных руководителей рабочая программа разработана и утверждена ФУМО, для вузов – находится в состоянии разработки. Статус классного руководителя в системе образования исторически и функционально сложился, статус куратора студенческой группы или заместителя по воспитательной работе – не определен. Но это не должно быть принципиальной проблемой, потому что у нашего вуза есть эффективные практики этой деятельности, и на уровне сложившихся партнерских отношений (Институт стратегии развития образования РАО, Красноярский институт повышения квалификации работников образования), с университетами региона и всей страны (Костромской государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Саратовский государственный университет им Н.Г, Чернышевского, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им Лобачевского и др.) задача обобщения этих практик посильна и актуальна.

Теперь о том, что касается формальных показателей. В показателях исполнения госзадания есть научные публикации в журналах ВАК, практикоориентированные учебные пособия, разработка информационного ресурса (базы данных), аналитические записки. Одним из важнейших условий любого исследовательского проекта является апробация его результатов в исследовательском сообществе. И с точки зрения науки, апробация в ходе конференции является едва ли не самой яркой возможностью продемонстрировать наши достижения, обобщить и распространить полученный опыт. Несмотря на то, что в гранте не запланировано конференций, мы проведем ее в конце октября с помощью средств, выделенных на софинасирование проекта от университета.

Таким образом, с 25 по 27 октября 2022 года в НГПУ состоится Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки».

У данной конференции несколько соорганизаторов: Институт стратегии и развития образования РАО, министерство образования Новосибирской области. Принять участие в нашей конференции уже выразили согласие эксперты из разных регионов и городов страны (Воронеж, Саратов, Москва, Ярославль, Нижний Новогород, Красноярск и т.д.). Мы планируем провести конференцию с международным участием, у нас есть рабочие контакты с экспертами по работе со студенческой молодежью из Республики Беларусь, Киргизской Республики, Республики Казахстан. Конференция пройдет как в очном, так и в дистанционном формате, кроме того, в ходе конференции планируется проведение курсов повышения квалификации для преподавателей вузов и заместителей директоров - кураторов студенческих групп.

– Если говорить о перспективах нашего проекта, то если финансирование продолжится, в планах есть исследовательские и внедренческие задумки, - продолжает Татьяна Александровна. На уровне исследований в этом году основной акцент делается на саму подготовку классных руководителей и кураторов студенческих групп на определение их затруднений, способов их преодоления. В перспективе хотелось бы сосредоточить свое внимание на практиках, моделях сопровождения в широком профессиональном образовательном пространстве. В Новосибирске и Новосибирской области есть очень интересные воспитательные практики. В городе работает городское методическое объединения классных руководителей, руководитель этого объединения Татьяна Сергеевна Яковлева – учитель гимназии № 22. Она высказала свою заинтересованность на наше предложение о создании Ассоциации классных руководителей г. Новосибирска. Во всех районах Новосибирской области созданы аналогичные методобъединения. Думается, это предложение могло бы быть реализовано со временем во всей области.

Есть еще одна перспективная площадка для внедрения передовых разработок – Новосибирский район. Руководитель управления образования Новосибирского района Юлия Владимировна Кузнецова большое внимание уделяет вопросам воспитания. В частности, в этом году для образовательных организаций была принята комплексная программа «Развитие воспитания в Новосибирском районе». У них много целевиков - магистрантов, которые обучаются в НГПУ. Мы тоже говорили о том, чтобы на базе научно-методической площадки Новосибирского района «Сопровождение вопросов воспитания и социализации подрастающего поколения» начать работу по созданию сообщества классных руководителей. 

– С моей точки зрения неявная, но крайне ответственная задача этого госзадания – формирование и закрепление сообщества профессионалов: вузовских ученых-исследователей, методистов города и области, практиков, классных руководителей и кураторов студенческих групп. Сообщества, которое будет способно эту деятельность из разряда нагрузки перевести в ресурс эффективного решения профессионых задач.

Информационное письмо

Ссылка для регистрации

Юлия Паначук

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
19 апреля

Дорогие друзья! Сегодня по всей стране проходит День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

19 апреля

19 апреля по всей стране проходят мероприятия в рамках Всероссийского проекта «Без срока давности. Растим гражданина». 

19 апреля

17 апреля на базе Новосибирского государственного педагогического университета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященной Году семьи «Всероссийский проект «Орлята России» – ресурс семейного воспитания».