Древний кинжал, найденный в Тюменской области помог специалисту НГПУ разобраться в деталях жертвенного обряда более чем трёхтысячелетней давности.
Бронзовый кинжал с зооморфным ажурным навершием, случайно найденный несколько лет назад в Ярковском районе Тюменской области, относится к сейминско-турбинскому культурному феномену и был создан около 3,5 тысяч лет назад. К таким выводам пришёл ознакомившийся с этим артефактом профессор НГПУ Андрей Павлович Бородовский. Результаты исследования были представлены им на конференции в Барнауле, посвящённой сохранению и изучению историко-культурного наследия Алтайского края.
На лезвии кинжала, изготовленного примерно в XV-XIV веках до нашей эры, воспроизведён змеевидный орнамент, а навершие кинжала представляет собой изображение двух быков на привязи, в их носы продеты кольца для веревки. Экстерьер животных с массивными дуговидными рогами позволяет археологам увидеть аналогии с изображениями быков на рельефах Древнего Шумера и на навершиях трубочек для обрядов ритуального питья пива, найденных в Майкопском кургане на Кавказе. Скобка над головами животных, по мнению Андрея Павловича, символизирует всемирное древо. Такой компонент в изделиях сейминско-турбинского феномена встречается впервые.
- Если посмотреть на историю быков в религиозных культах, то изначально они были божествами, почитаемыми самыми разными народами от Египта до Индии – в Индии это отношение сохранилось до сих пор. А кинжал из Тюменской области демонстрирует, как трансформировались три с половиной тысячи лет назад взгляды на быков у жителей Сибири – из священных животных быки становятся жертвенными. Поэтому, несмотря на то, что находки, полученные неофициальным путём, обычно не вводят в научный оборот, для такого значимого предмета надо сделать исключение – он помогает нам проследить подвижки в религиозном сознании жителей Евразии второго тысячелетия до нашей эры. Фактически до сих пор был известен только один подобный кинжал, найденный в Горном Алтае 90 лет назад, но сохранился он гораздо хуже, - говорит археолог.
Напомним, что к той же сейминско-турбинской культурной традиции относятся найденные в Омской области копья, наконечники которых в виде двух разнонаправленных личин дали основания Андрею Павловичу Бородовскому предположить, что образ древнеримского бога Януса с двумя лицами пришёл в Европу из Центральной Азии. Сейминско-турбинские памятники встречаются на территории от Северного Китая до Молдавии и Скандинавии.
Виталий Соловов
Фото предоставлены А.П. Бородовским
В Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского 16-17 апреля состоялся Большой научно-методический форум «Учитель в образовательной парадигме: личностный потенциал и социальные вызовы».