НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Круг Выготского – Лурии»: объединяющее сквозь века наследие великих ученых


23 ноября 2022
15-17 ноября на базе НГПУ в онлайн-формате состоялся Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик».  Конгресс проведен при поддержке Фонда «Университет детства».

Международный конгресс организован с целью развития культурно-исторической психологии и поиска решений вопросов общественного развития в условиях внедрения цифровых средств в жизнь человека. Масштабное событие приурочено сразу к двум знаменательным датам — 120-летию со дня рождения Александра Романовича Лурия и дню рождения Льва Семеновича Выготского – 17 ноября 1896 года.

Междисциплинарный характер научной проблематики конгресса привлек специалистов гуманитарных, естественно-научных и точных наук из разных стран мира. К работе конгресса подключились коллеги из Португалии, Бразилии, США, Беларуси, Австралии, Италии, Мексики, Сербии, Армении, Колумбии, России и других стран – всего 398 спикеров и более 6600 слушателей. Выступления транслировались на русском и английском языках с синхронным переводом.

– Новосибирский государственный педагогический университет принимал активное участие в организации и проведении такого масштабного и важного для всех нас научного конгресса, – отметил в ходе своего приветственного слова проректор по научной работе НГПУ Борис Олегович Майер. – Говоря о таком значимом понятии, как цифровизация, обозначенном в тематике нашего конгресса, нужно сказать о том, что человек – это нечто большее, чем вычислительная процедура, и наследие Выготского и Лурия должно послужит тому, чтобы такая позиция нашла наибольший отклик.

Цифровая трансформация — новый мировой тренд общественного развития — привел к смене границ, освоению новых средств деятельности человека и новых форм человеческих отношений. Общество развивает новые формы человеческих отношений. В этой связи культурная и историческая психология, по мнению организаторов конгресса, способна наметить пути решения проблем, связанных с цифровыми преобразованиями.

– Для нас всех это очень знаковое событие, которое показывает чрезвычайный интерес и внимание профессионального сообщества к тем научным основам, которые заложили наши великие учителя – Выготский и Лурия – чтобы мы смогли оценить, в каком состоянии находится наука, созданная ими, и какую роль в этой науке играют наши исследования, – подчеркнул в своем обращении председатель программного комитета, президент Федерации психологов образования России, президент Ассоциации инклюзивных вузов, президент Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Владимирович Рубцов.

В рамках конгресса были проведены десятки тематических мероприятий: лекции, круглые столы, секции, презентации и дискуссии. Специалисты рассуждали на тему того, как цифровая среда влияет на развитие гибких навыков у детей и взрослых, позволяет проводить когнитивные тренинги, обучать студентов, поддерживать функции мозга у пожилых людей, обсуждали и другие вопросы. Работа велась по четырем направлениям:

  • Методологические и теоретические проблемы цифровой трансформации в социальных практиках с позиций культурно-исторической психологии;
  • Цифровизация в развивающих образовательных практиках: перспективы и ограничения;
  • Цифровая трансформация в профессиональных практиках и развитие личности;
  • Практико-ориентированные антропологические исследования и опыт цифровизации с позиции культурно-исторической психологии.

– Актуальным является исследование влияния цифровых средств на развитие высших психических функций в разные возрастные периоды и в разных видах деятельности. Основополагающая мысль Л. С. Выготского «обучение ведет за собой развитие» и доказанная А. Р. Лурия роль воспитания «для формирования высших психических процессов» имеют решающее значение для организации воспитательного процесса в условиях применения цифровых средств, – отмечает доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии НГПУ Татьяна Эдуардовна Сизикова.

Конгресс был посвящен памяти Жанны Марковны Глозман – известного лингвиста и психолога, автора свыше 500 научных работ, развивающего нейропсихологию и нейролингвистику. Ее труды в области детской нейропсихологии популярны среди логопедов. Жанна Марковна известна как преподаватель, лектор, популяризатор и последователь Луриевского подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей и взрослых, а также как незаменимый организатор международных конференций памяти А.Р. Лурии.

По итогам международного конгресса «Л.С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках» под редакцией доцента кафедры коррекционной педагогики и психологии НГПУ Татьяны Эдуардовны Сизиковой и доцента кафедры теории и методики дошкольного образования НГПУ Галины Сергеевны Чесноковой был издан одноименный сборник материалов по культурно-исторической психологии, который включил в себя более 70 работ именитых авторов и ученых из разных стран.

– Благодарим за предоставленную возможность стать частью такого грандиозного  исторического события! Конгресс побудил нас проанализировать собственную педагогическую позицию, а главное узнать точку зрения учёных мирового уровня. Надеемся, что мероприятие станет ежегодным, – поделились отзывами участники конгресса. – Многие темы побудили к более глубокому изучению вопроса цифровизации и не только. Приятно быть продолжением начала, положенного Львом Семеновичем Выготским.

С материалами конгресса можно ознакомиться на сайте НГПУ и на портале Университета детства.

Евгений Гришуков

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
29 марта

28–29 марта в НГПУ проходит Международная научно-практическая конференция «Научные школы как основа развития науки», посвященная 300-летию Российской академии наук. Своими взглядами на развитие научной работы обмениваются исследователи из России, Казахстана и Белоруссии.

29 марта

28 марта ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв встретился с исполнительным директором Ассоциации «Студенческая спортивная лига самбо» и Всероссийского проекта «Самбо – в школу!» Еленой Владимировной Ломакиной.

29 марта

Серия визитов педагогических делегаций районов региона в Новосибирский государственный педагогический университет и подписаний соглашений о сотрудничестве продолжилась 28 марта: эстафету подхватил Ордынский район.