НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-исследовательская деятельность и сопровождение классов психолого-педагогической направленности: достижения и перспективы


13 февраля 2024

7 февраля состоялось заседание Ученого совета. С докладом «Научно-исследовательская деятельность в НГПУ: итоги и перспективы» выступил проректор по научной работе Борис Олегович Майер, доклад «Сопровождение классов психолого-педагогической направленности: текущее состояние и перспективы» представил проректор по учебной работе Александр Александрович Макеев.

Борис Олегович Майер предложил вниманию членов Ученого совета анализ результативности научно-исследовательской деятельности в вузе: она динамично развивается, о чем свидетельствует повышение публикационной активности сотрудников и представленности НГПУ в РИНЦ, большое количество охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности, увеличение объема финансирования НИД, в том числе из внешних источников.

– В Российском индексе научного цитирования НГПУ занимает 39 место среди 2562 научных и образовательных организаций страны. Вспомним, что в 2012 году мы находились на 455 месте, а теперь имеем результат, сопоставимый со столичными педагогическими вузами. За 2023 год сотрудники НГПУ опубликовали 5165 научных статей, что почти в два раза превышает цифры 2022 года. Кроме того, следует отметить, что за отчетный год было реализовано 166 научных мероприятий, получено 18 охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности, защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций, – сообщил Борис Олегович. – Отдельно хотелось бы отметить успехи в развитии студенческой науки: около половины обучающихся участвует в научной работе и ежегодно представляет результаты в сборниках трудов научных конференций.

В 2023 году НГПУ успешно реализовал разработку пяти научных тем в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации. В 2024 НГПУ поручены исследования по трем темам: две из них – «Исследование и разработка методики занятий по оздоровительной физической культуре» (руководитель – доцент кафедры спортивных дисциплин ФФК НГПУ Константин Михайлович Жомин) и «Проектирование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования КНР» (руководитель – директор ИФМИП НГПУ Елена Юрьевна Булыгина) являются продолжающимися, тема «Проектирование функциональной модели интеграции в системе «школа–вуз» на основе применения ресурсов Технопарка в реализации современного биологического образования» (руководитель – заведующий кафедрой биологии и экологии ИЕСЭН НГПУ Андрей Валентинович Сахаров) стала новой.

В обсуждении доклада приняли участие декан ФФК НГПУ Сергей Павлович Турыгин и директор ИФМИТО НГПУ Роман Владимирович Каменев. Подводя итоги обсуждения, ректор Алексей Дмитриевич Герасёв поблагодарил за продуктивную научную работу подразделения и лично Бориса Олеговича Майера, а также отметил, на что коллективу следует обратить особенное внимание в 2024 году.

– Каждый год появляются новые акценты для ведения научной работы. Прошлый год не стал исключением: появилось новое направление, профинансированное учредителем и связанное с продвижением русского языка за рубежом. Вуз успешно справился с этой работой, поэтому в 2024 году она будет продолжена и поддержана, – подчеркнул Алексей Дмитриевич. – Также ключевым направлением будет подготовка и привлечение в преподавательскую и научную деятельность молодых кадров. Наличие активной молодежи среди преподавателей – это вопрос преемственности, обязательное условие развития коллективов и научных школ.

Следующим докладчиком выступил Александр Александрович Макеев, который рассказал о сопровождении классов психолого-педагогической направленности: основных направлениях работы, ключевых проектах и перспективах.

– Нашей стратегической целью я вижу получение мотивированных и заинтересованных в профессии педагога выпускников школ, готовых поступать в НГПУ и при этом заключать договор о целевом обучении. Это очень непростая задача, которая будет нам посильна только при условии объединения усилий НГПУ, Министерства образования Новосибирской области, департамента образования мэрии города Новосибирска и муниципалитетов, – прокомментировал Александр Александрович.

Проект по сопровождению классов психолого-педагогической направленности стартовал три года назад. В соответствии с планом развития профильных психолого-педагогических классов в Новосибирской области к 31 декабря 2024 года должен функционировать 121 класс психолого-педагогической направленности, на данный момент функционирует 114 таких классов. В начале реализации проекта основной акцент был на учениках 11 классов, сейчас, после анализа результатов, было решено сконцентрироваться преимущественно на ребятах, обучающихся в 8–10 классах. В таком случае школьникам удается более качественно познакомиться с профессией и сделать осознанный выбор.

Развитие сети классов психолого-педагогической направленности курирует Министерство просвещения Российской Федерации. В «дорожную карту», составленную министерством, среди наилучших практик сопровождения классов психолого-педагогической направленности от НГПУ вошли два мероприятия: открытый чемпионат педагогических компетенций для обучающихся педагогических классов и проект профессионального самоопределения обучающихся педагогических классов «Включатель». Проект «Включатель» был реализован при грантовой поддержке Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», в нем приняли участие более 2 000 школьников Новосибирской области.

Сопровождение классов психолого-педагогической направленности осуществляется по четырем направлениям: психолого-педагогическое направление, профориентационая работа, предметная подготовка, конкурсы/олимпиады, позволяющие учитывать индивидуальные достижения школьников. В рамках первого и наиболее значимого направления в НГПУ проходят каникулярные школы по психологии «Азбука психологии», интерактивные мастер-классы, экскурсии по Технопарку и Кванториуму, реализуется курс «Основы психологической грамотности» для учащихся и программа повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса». Программу повышения квалификации прошли 28 педагогов, работающих в классах психолого-педагогической направленности.

Открытый педагогический класс НГПУ, Летняя профильная смена, Областная профильная смена «Детство – особая миссия человечества» – основные проекты, направленные на профориентационную работу с учащимися классов психолого-педагогической направленности. Из них самым масштабным стал проект «Открытый педагогический класс НГПУ». В нем принимают участие 56 классов психолого-педагогической направленности, 9 подразделений и 20 преподавателей университета.

Предметная подготовка школьников активно ведется по естественнонаучному направлению: проходят занятия с использование стола «Пирогов» и онлайн-занятия по химии «Химический форум». Индивидуальные достижения учащихся психолого-педагогических классов учитываются при их поступлении в НГПУ: победителям и призерам Всероссийской психолого-педагогической олимпиады ФГБОУ ВО «НГПУ» (с международным участием) добавляется дополнительных 5 баллов, участникам заключительного этапа этой же олимпиады – 2 балла.

Подводя итоги сопровождения классов психолого-педагогической направленности, стоит отметить положительный эффект всех реализованных мероприятий и проектов. Так, в 2023 году 209 человек, обучавшихся в этих классах были зачислены в НГПУ на программы бакалавриата и специалитета, из них 13 человек заключили договоры о целевом обучении. 133 выпускника классов психолого-педагогической направленности выбрали педагогические и психолого-педагогические программы нашего университета.

– Психолого-педагогические классы – это серьезный ресурс для профориентационной работы и дополнительной подготовки наших абитуриентов, инструмент помощи школам. Хотелось бы поблагодарить команду проекта за то, что удалось подобрать оптимальные форматы работы, которые оказались очень удачными. Это профильные смены, открытые классы и так далее. Также очень важно то, что появились первые учебно-методические пособия по этому вопросу, – отметил Алексей Дмитриевич Герасёв.

В числе наиболее значимых перспектив сопровождения классов психолого-педагогической направленности – организация распределенных классов психолого-педагогической направленности по нескольким профилям на базе НГПУ, расширение предметной подготовки, включая подготовку с применением дистанционных образовательных технологий, продолжение согласованной работы институтов и факультетов по профориентации учащихся, привлечение студенческого актива, в том числе молодежного клуба «Первые».

Алина Кириенко

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
28 апреля

В апреле в НГПУ прошла Неделя карьеры, в программу которой вошли тренинги, воркшопы, мастерские, а главное – много общения с работодателями и экспертами. Предлагаем на майских выходных вновь окунуться в атмосферу достижения поставленных целей, посмотреть записи видеотрансляций и ознакомиться с вакансиями. ­­

27 апреля

24 апреля состоялось заседание Ученого совета. С докладом «Система мониторинга качества реализации образовательных программ: первые итоги и перспективы» выступил проректор по учебной работе Александр Александрович Макеев.

27 апреля

26 апреля по всей России и за её пределами в шестой раз прошла международная акция «Диктант Победы», по традиции присоединился к ней и НГПУ.