НГПУ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НГПУ для родителей: преодолеваем трудности и растем вместе


3 декабря 2021
С 15 по 19 ноября в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и при поддержке Министерства просвещения РФ прошла Всероссийская неделя родительской компетентности. НГПУ являлся соорганизатором мероприятия на территории Сибирского Федерального округа.

Неделя родительской компетентности - это уникальная образовательная площадка для родителей, где представлены ведущие эксперты в области развития и воспитания детей и подростков.

Напомним, по решению Министерства просвещения Российской Федерации НГПУ стал одним из девяти педагогических вузов страны, которые будут консультировать родителей в рамках федерального проекта.

Для участия в проекте НГПУ, совместно с департаментом образования мэрии города Новосибирска, создал службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи на базе ресурсного центра вуза «Семья и дети». На сайте ресурсного центра принимали электронные обращения от родителей региона.

За время реализации проекта от родителей поступили тысячи заявок в электронном виде и звонков. До сих пор для каждого родителя доступна бесплатная консультация по запросу. Психологи, педагоги, специалисты по развитию детей с особыми потребностями проводят вебинары, мастер-классы и круглые столы по самым актуальным темам и ситуациям.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что есть основной набор запросов, которые особенно волнуют родителей. Разобраться в них и понять, что же делать в тех или иных ситуациях, помогают опытные специалисты-практики: коуч, магистрант НГПУ Ксения Николаевна Нагайцева (inst – @nagaytseva) и педагог – психолог Юлия Владимировна Богомолова. Ниже вопросы и ответы психологов на них.

Вопрос: «Первому ребёнку 3 года, родился второй. Очень устаю от истерик старшего ребёнка. Что делать?»

Ответ: Никогда не игнорируйте его чувства, если вы слышите его и можете ответить, проделайте универсальный алгоритм действий:

  1. Отреагировать. Услышали плач ребенка, сразу поверните голову в его сторону, но ничего не говорите.
  2. Присоединиться. Подойдите к ребенку и присядьте на уровне глаз.
  3. Включение в ситуацию. Считываете эмоцию ребенка и задайте ему вопрос, называя эмоцию. Например, «ты злишься?», «ты чем-то расстроен?», «тебе страшно?»
  4. Понять причину. Задавайте вопросы: что случилось? Чем я могу помочь? Покажи мне, чего ты хочешь?
  5. Выслушать. Важно не критиковать, не давать советы, как нужно было поступить - просто слушайте. «Что-нибудь еще?». Задавайте этот вопрос до тех пор, пока ребёнок отвечает.
  6. Ответить ребенку. Если вы с чем-то не согласны, так и скажите: «я тебя понимаю, но я не могу/не планирую это делать» и т.д. Если вам не сложно сделать то, что просит ребенок, скажите ему «спасибо что сказал(а) мне это, конечно, давай сделаем это».

Когда ребенок откликнулся на вас, и вступает в диалог - это означает, что истерика будет сходить на «нет», так устроена психика человека.

Вопрос: Очень часто у специалистов спрашивают: «как развивать память дошкольника?», «где найти стихотворение к Новому Году?», «какие упражнения порекомендуете для укрепления осанки?», «как правильно закалять ребёнка?» или «какие книги следует читать?».

Ответ: В подобных случаях специалист чаще всего отправляет на электронную почту родителя ссылки на Интернет-ресурсы, где он может получить всю необходимую информацию: конкретные упражнения, перечень литературы, новогодние стихи и так далее.

Вопрос: «Оценки моего ребёнка хуже некуда. Постоянно сидит в своих компьютерах и телефонах. Ужас какой! Поспособствует ли успеваемости то, что я отберу у него гаджеты?»

Ответ: Нет! Ни в коем случае. Безусловно, гаджеты вызывают зависимость, ведь это самый простой способ получить радость в современном мире. Но наши дети живут немного в другой реальности, которой у нас не было в детстве. И это часть их современной жизни, поэтому исключать гаджеты из жизни подростка не очень разумное решение. В мире интернета, дети (а совсем скоро и взрослые) зарабатывают, влюбляются и узнают много нового. Да, не всегда полезного, но это именно ваша забота, какой контент должен поглощать ваш ребёнок. Нужно просто попытаться перенаправить внимание подростка с просто поглощения контента на полезное времяпрепровождение. Например, рассказать какой курс можно пройти, чтобы развить имеющиеся навыки, а то и начать зарабатывать. А ещё можно подписаться на иностранных блогеров и таким образом изучать незнакомый язык.

Вопрос: «Я работаю на дому, поэтому ребёнок всегда со мной, но я не всегда могу провести с ним время. Могу ли я занять его просмотром мультфильмов на телефоне/планшете?»

Ответ: Самый оптимальный возраст для гаджетов – когда дети понимают, что они смотрят. Совсем малышам (до 3-5 лет) не стоит заменять родительское внимание на гаджет, даже если это помогает родителям заниматься своими делами. Это грозит тем, что дети не научаться занимать себя вне гаджета другими занятиями. Я бы рекомендовала не приучать смотреть контент во время еды ни детей, ни подростков, ни взрослых, поскольку из-за этого может возникнуть неверное отношение к еде.

Вопрос психологу: «Как исполнилось 13, мой ребёнок совсем разленился. Не помогает по дому, забросил учёбу, не читает книги. Что делать?»

Ответ: Во – первых, с каждым годом стоит давать ребёнку как можно больше ответственности, например, не делать за него ту работу, которую должен взять на себя подросток (уроки, некоторые обязанности по дому, выбор одежды и т.д.) Во-вторых, осознать, что ребёнок вырос и что воспитывать уже поздно, крайне удачная стратегия, способная выстроить доверительные отношения между родителями и ребёнком. Но самое необходимое - обеспечение детям переходного возраста родительского тыла, места, где всегда поймут, примут и помогут. В жизни подростка итак всё не просто: первая любовь, предательство, проверка дружбы, частые перепады настроения. Дом должен быть тем местом, где ребёнок может отдохнуть и перезагрузиться, тогда и он будет отвечать вам тем же.

Вопрос: «Мой семилетний ребёнок заикается, поэтому беспокоится о том, что дети в школе его не примут. Как настроить ребёнка на позитивную волну?»

Ответ: Поддержка родителей – самое первое, на чём основывается восприятие ребёнка. Постарайтесь донести ему, что, несмотря на то, что у него есть свои особенности, точно найдутся ребята, которые по достоинству оценят его за характер и поступки, а не за его особенности. И, конечно же, показывайте ему свою любовь. Это – самое важное в данный период становления личности.

Есть и сезонные запросы от родительского сообщества. Так, традиционно, осенью, часто возникают вопросы, касающиеся адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду. А зимой, с учётом нашей эпидемиологической обстановки, лидируют вопросы о формате проведения детских новогодних утренников.

Решение: Специалист, в данных случаях, сообщает всю информацию, известную ему на данный промежуток времени, либо в формате электронного письма/личной беседы, либо с прикреплением ссылки на источник данной информации, в зависимости от желания родителя.

Кроме того, есть ряд обращений, связанный с просьбами помочь при заполнении сайтов-сервисов, к примеру, таких как Навигатор дополнительного образования. Часто с такими же вопросами обращаются и в рамках онлайн-дневника «Дневник.ру» или сервиса «ГосУслуги» для постановки на очередь в детский сад.

Решение: В таких случаях звонит специалист и либо консультирует пошагово, например, как пройти систему регистрации на том или ином сервисе, либо высылает ссылку на специальный сайт, с текстовым или видео объяснением, где наглядно показано и рассказано, как пользоваться той или иной программой. Часто высылают инструкцию о регистрации на «ГосУслугах», например.

Достаточно тяжелые вопросы поступают, относящиеся к сложным жизненным ситуациям. Например, родители находятся в процессе развода либо погиб кто-то из родственников или возник возрастной кризис. Как минимизировать риск психологической травмы у ребёнка?

Решение: В данном случае, как правило, предлагается очная консультация у специалиста. В рамках такой консультации проводится диалог, посредствам режима «вопрос – ответ», и рекомендуется необходимая литература. Однако нередко используется и техника анонимного опроса, когда специалист звонит, не представляется и решает вопросы посредством режима «инкогнито» в индивидуальном порядке.

Много вопросов поступает о правах и обязанностях в области семейных отношений и обязательств исполнительных органов власти. К примеру, в последние годы очень популярен вопрос «где можно получить бесплатную консультацию по нормативным аспектам образования в N районе?» или «есть ли возможность пройти бесплатную консультацию для ребёнка с ОВЗ?» и т.д.

В рамках родительской недели, на эти и другие актуальные темы был записан ряд вебинаров. Если Вы не смогли посмотреть и поучаствовать в вебинарах на родительской неделе, то их можно посмотреть в записи! Для этого необходимо перейти по ссылке и зарегистрироваться: http://deti.nspu.ru/news/detail.php?ID=51

Виктория Сасса

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
17 июля

Старший преподаватель кафедры химии, руководитель студенческого научного общества НГПУ Татьяна Камильевна Багавиева вошла в число победителей конкурса «Наука поколений», организованного Молодёжным парламентом Новосибирской области. Итоги конкурса стали известны 15 июля.

16 июля

16 июля состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам Института детства заочной формы обучения. Всего в 2025 году ИД НГПУ окончил 141 человек, обучавшийся заочно, из них 12 выпускников стали обладателями дипломов с отличием – их лично вручил и.о. ректора Сергей Александрович Нелюбов.

16 июля
Новость о том, что в архиве НГПУ найдены аттестат зрелости и зачётная книжка Варвары Афанасьевны Булгаковой, вызвала большой резонанс в федеральных и региональных СМИ.