Неделя родительской компетентности - это уникальная образовательная площадка для родителей, где представлены ведущие эксперты в области развития и воспитания детей и подростков.
Напомним, по решению Министерства просвещения Российской Федерации НГПУ стал одним из девяти педагогических вузов страны, которые будут консультировать родителей в рамках федерального проекта.
Для участия в проекте НГПУ, совместно с департаментом образования мэрии города Новосибирска, создал службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи на базе ресурсного центра вуза «Семья и дети». На сайте ресурсного центра принимали электронные обращения от родителей региона.
За время реализации проекта от родителей поступили тысячи заявок в электронном виде и звонков. До сих пор для каждого родителя доступна бесплатная консультация по запросу. Психологи, педагоги, специалисты по развитию детей с особыми потребностями проводят вебинары, мастер-классы и круглые столы по самым актуальным темам и ситуациям.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что есть основной набор запросов, которые особенно волнуют родителей. Разобраться в них и понять, что же делать в тех или иных ситуациях, помогают опытные специалисты-практики: коуч, магистрант НГПУ Ксения Николаевна Нагайцева (inst – @nagaytseva) и педагог – психолог Юлия Владимировна Богомолова. Ниже вопросы и ответы психологов на них.
Вопрос: «Первому ребёнку 3 года, родился второй. Очень устаю от истерик старшего ребёнка. Что делать?»
Ответ: Никогда не игнорируйте его чувства, если вы слышите его и можете ответить, проделайте универсальный алгоритм действий:
Когда ребенок откликнулся на вас, и вступает в диалог - это означает, что истерика будет сходить на «нет», так устроена психика человека.
Вопрос: Очень часто у специалистов спрашивают: «как развивать память дошкольника?», «где найти стихотворение к Новому Году?», «какие упражнения порекомендуете для укрепления осанки?», «как правильно закалять ребёнка?» или «какие книги следует читать?».
Ответ: В подобных случаях специалист чаще всего отправляет на электронную почту родителя ссылки на Интернет-ресурсы, где он может получить всю необходимую информацию: конкретные упражнения, перечень литературы, новогодние стихи и так далее.
Вопрос: «Оценки моего ребёнка хуже некуда. Постоянно сидит в своих компьютерах и телефонах. Ужас какой! Поспособствует ли успеваемости то, что я отберу у него гаджеты?»
Ответ: Нет! Ни в коем случае. Безусловно, гаджеты вызывают зависимость, ведь это самый простой способ получить радость в современном мире. Но наши дети живут немного в другой реальности, которой у нас не было в детстве. И это часть их современной жизни, поэтому исключать гаджеты из жизни подростка не очень разумное решение. В мире интернета, дети (а совсем скоро и взрослые) зарабатывают, влюбляются и узнают много нового. Да, не всегда полезного, но это именно ваша забота, какой контент должен поглощать ваш ребёнок. Нужно просто попытаться перенаправить внимание подростка с просто поглощения контента на полезное времяпрепровождение. Например, рассказать какой курс можно пройти, чтобы развить имеющиеся навыки, а то и начать зарабатывать. А ещё можно подписаться на иностранных блогеров и таким образом изучать незнакомый язык.
Вопрос: «Я работаю на дому, поэтому ребёнок всегда со мной, но я не всегда могу провести с ним время. Могу ли я занять его просмотром мультфильмов на телефоне/планшете?»
Ответ: Самый оптимальный возраст для гаджетов – когда дети понимают, что они смотрят. Совсем малышам (до 3-5 лет) не стоит заменять родительское внимание на гаджет, даже если это помогает родителям заниматься своими делами. Это грозит тем, что дети не научаться занимать себя вне гаджета другими занятиями. Я бы рекомендовала не приучать смотреть контент во время еды ни детей, ни подростков, ни взрослых, поскольку из-за этого может возникнуть неверное отношение к еде.
Вопрос психологу: «Как исполнилось 13, мой ребёнок совсем разленился. Не помогает по дому, забросил учёбу, не читает книги. Что делать?»
Ответ: Во – первых, с каждым годом стоит давать ребёнку как можно больше ответственности, например, не делать за него ту работу, которую должен взять на себя подросток (уроки, некоторые обязанности по дому, выбор одежды и т.д.) Во-вторых, осознать, что ребёнок вырос и что воспитывать уже поздно, крайне удачная стратегия, способная выстроить доверительные отношения между родителями и ребёнком. Но самое необходимое - обеспечение детям переходного возраста родительского тыла, места, где всегда поймут, примут и помогут. В жизни подростка итак всё не просто: первая любовь, предательство, проверка дружбы, частые перепады настроения. Дом должен быть тем местом, где ребёнок может отдохнуть и перезагрузиться, тогда и он будет отвечать вам тем же.
Вопрос: «Мой семилетний ребёнок заикается, поэтому беспокоится о том, что дети в школе его не примут. Как настроить ребёнка на позитивную волну?»
Ответ: Поддержка родителей – самое первое, на чём основывается восприятие ребёнка. Постарайтесь донести ему, что, несмотря на то, что у него есть свои особенности, точно найдутся ребята, которые по достоинству оценят его за характер и поступки, а не за его особенности. И, конечно же, показывайте ему свою любовь. Это – самое важное в данный период становления личности.
Есть и сезонные запросы от родительского сообщества. Так, традиционно, осенью, часто возникают вопросы, касающиеся адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду. А зимой, с учётом нашей эпидемиологической обстановки, лидируют вопросы о формате проведения детских новогодних утренников.
Решение: Специалист, в данных случаях, сообщает всю информацию, известную ему на данный промежуток времени, либо в формате электронного письма/личной беседы, либо с прикреплением ссылки на источник данной информации, в зависимости от желания родителя.
Кроме того, есть ряд обращений, связанный с просьбами помочь при заполнении сайтов-сервисов, к примеру, таких как Навигатор дополнительного образования. Часто с такими же вопросами обращаются и в рамках онлайн-дневника «Дневник.ру» или сервиса «ГосУслуги» для постановки на очередь в детский сад.
Решение: В таких случаях звонит специалист и либо консультирует пошагово, например, как пройти систему регистрации на том или ином сервисе, либо высылает ссылку на специальный сайт, с текстовым или видео объяснением, где наглядно показано и рассказано, как пользоваться той или иной программой. Часто высылают инструкцию о регистрации на «ГосУслугах», например.
Достаточно тяжелые вопросы поступают, относящиеся к сложным жизненным ситуациям. Например, родители находятся в процессе развода либо погиб кто-то из родственников или возник возрастной кризис. Как минимизировать риск психологической травмы у ребёнка?
Решение: В данном случае, как правило, предлагается очная консультация у специалиста. В рамках такой консультации проводится диалог, посредствам режима «вопрос – ответ», и рекомендуется необходимая литература. Однако нередко используется и техника анонимного опроса, когда специалист звонит, не представляется и решает вопросы посредством режима «инкогнито» в индивидуальном порядке.
Много вопросов поступает о правах и обязанностях в области семейных отношений и обязательств исполнительных органов власти. К примеру, в последние годы очень популярен вопрос «где можно получить бесплатную консультацию по нормативным аспектам образования в N районе?» или «есть ли возможность пройти бесплатную консультацию для ребёнка с ОВЗ?» и т.д.
В рамках родительской недели, на эти и другие актуальные темы был записан ряд вебинаров. Если Вы не смогли посмотреть и поучаствовать в вебинарах на родительской неделе, то их можно посмотреть в записи! Для этого необходимо перейти по ссылке и зарегистрироваться: http://deti.nspu.ru/news/detail.php?ID=51
Виктория Сасса
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступил на стратегической сессии «Развитие образования в Российской Федерации до 2040 года». Он представил цель готовящейся Стратегии развития образования и сообщил о вызовах, которые важно в ней обозначить.
В первые рабочие дни 2025 года Новосибирский государственный педагогический университет активно включился в обсуждение формируемой Стратегии развития образования России до 2036 года с перспективой до 2040 года.
В НГПУ подвели итоги регионального конкурса молодых педагогов, в котором приняли участие педагоги общеобразовательных организаций города Новосибирска и Новосибирской области, а также воспитатели дошкольных образовательных учреждений и педагоги дополнительного образования. Всего было представлено 137 проектов.