logo

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новости

Подготовка кадров для отрасли образования региона как приоритет работы НГПУ и Министерства образования НСО


14 сентября 2021
Подготовка кадров для системы образования Новосибирской области стала основной темой видеоблога министра образования Новосибирской области Сергея Владимировича Федорчука, запись которого была проведена с участием ректора НГПУ Алексея Дмитриевича Герасёва.
Создана ли в образовательных организациях программа сопровождения молодых специалистов? Насколько заинтересована администрация школ в смене педагогических поколений? На эти и другие вопросы министра отвечали ключевые спикеры – директор лицея №130 им. академика М.А. Лаврентьева Сергей Владимирович Сопочкин, директор Лицея № 9 Татьяна Орестовна Шишлянникова и директор лицея Технополис Константин Борисович Бацулин. Также в диалоге активно участвовали молодые педагоги – студенты и выпускники НГПУ, у которых есть опыт работы в школах нашего города и свое видение решения кадровой проблемы.

– Ни для кого не секрет, что одна из важнейших проблем современного образования – это нехватка педагогических кадров. Педагогов мы готовим много – и в системе среднего образования, и в системе высшего, реализуем ряд проектов, таких как «Земский учитель» и «Учитель для России», организуем блок мер социальной поддержки для сельских учителей, развиваем целевой набор, недавно стали вводить дистанционную работу старшекурсников НГПУ в школах отдаленных районов. Несмотря на это, дефицит педагогов имеется, и существенный, – подчеркнул министр образования Сергей Владимирович Федорчук, открывая встречу.

Также Сергей Владимирович сообщил, что в ближайшие три года в Новосибирской области запланировано строительство порядка 14 школ и 40 детских садов, так что потребность в педагогических кадрах будет только расти. Поэтому так важен поиск вариантов, которые позволят молодым учителям успешно трудоустраиваться в систему образования региона, и их постоянное развитие на перспективу. 

– В среднем в каждой российской школе не хватает по 5–6 учителей. Все решают эти проблемы по-своему, однако, на мой взгляд, нам необходимо мыслить стратегически и думать о ситуации на 10–15 лет вперед. Кто будет преподавать тогда? Искусственный интеллект, дистант и прочие подобные вещи – не выход, живое общение не вытеснить ничем. Я не сомневаюсь, что НГПУ готовит своих студентов хорошо, но вопрос в том, сколько из них придет в школы и останется – сейчас или через некоторое время, –  отметил директор МБОУ «Лицей №130 им. академика М.А. Лаврентьева» Сергей Владимирович Сопочкин.

Ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв напомнил, что в педагогических вузах начался масштабный этап преобразований. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в начале этого года предложил выделить 10 миллиардов рублей на оснащение оборудованием и развитие инфраструктуры педагогическим университетам страны. До конца этого года в НГПУ будет запущен межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций.

– НГПУ получил очень серьезную базу для подготовки современных учителей: физиков, технологов, преподавателей естественно-научных дисциплин. Целый ряд лабораторий технопарка будет специализироваться для подготовки специалистов в сфере IT. Открытие запланировано в декабре этого года. Таким образом, мы сегодня говорим о солидной психолого-педагогической, методической и предметной подготовке наших студентов, которая позволяет им становится учителями, вооруженными современными образовательными технологиями, методами воспитательной работы, принципами взаимодействия с родительским сообществом и умеющими создавать образовательные программы. 
 
Анализируя, в чем причина нехватки молодых педагогов в школах, участники встречи пришли к неожиданному выводу: размер заработной платы, вопреки сложившимся стереотипам, редко является причиной ухода молодого учителя из профессии. Основной же проблемой является отсутствие системы наставничества и методической поддержки, и иногда это может лишить энтузиазма даже тех выпускников НГПУ, которые с большим желанием пришли работать в школу.

– Я рвалась в школу и горела этим. Мой путь начался с первого курса, когда меня пригласили работать в родной школе на должности вожатой или педагога-организатора, – рассказывает выпускница НГПУ, финалист всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты» Анна Сергутина. – Совмещать учебу и работу, конечно, было тяжело. Так, мне пришлось выбирать между поездкой с детьми на финал всероссийского конкурса и предзащитой диплома. Однако когда получила диплом и полностью посвятила себя школе, меня хватило всего лишь на год – этому поспособствовало отношение коллектива.

О своем неудачном опыте работы рассказали и другие студенты и выпускники НГПУ.

– Я почти 3 года занимаюсь педагогической деятельностью. Началось все с городской детской профильной смены по журналистике, на которой я понял, что работа с детьми и кураторская деятельность – это мое. Придя в школу, я ожидал поддержки со стороны руководства, но ее не было. Я попал в какое-то пространство, которое не хотело помочь мне раскрыть себя как педагога. Мои теоретические знания на практике применить было тяжело, особенно когда я не мог адекватно коммуницировать со старшими коллегами. Сейчас я перешел в другое учебное заведение, – рассказал четверокурсник ИФМИП НГПУ Виталий Шахов.

Несмотря отсутствие системы наставничества в целом, в отдельных образовательных организациях она есть и дает свои положительные результаты. 

– Когда в семье появляется ребенок, все начинает крутиться около него, ведь это так здорово – новая жизнь. То же самое происходит в нашем лицее, когда на работу устраивается начинающий учитель: мы крутимся возле него, нам интересен он сам и нам очень нравится делиться с ним опытом и вовлекать в различные школьные мероприятия, – рассказывает директор МАОУ «Лицей №9» Татьяна Орестовна Шишлянникова. – Школа наставничества у нас, разумеется, тоже существует, каждый месяц в различных формах проводятся встречи. И, хочу отметить, что сейчас наш штат полностью укомплектован! 

Еще одним надежным инструментом для решения кадровых проблем, по мнению руководителей школ, является постоянный контакт вуза и работодателей.

– Мне кажется перспективной организация регулярных встреч директоров образовательных организаций со студентами именно младших курсов НГПУ. Мы бы приезжали и рассказывали будущим молодым учителям, каких выпускников мы ждем в школах, на что нужно обратить внимание при обучении, – предложил директор МБОУ «Лицей Технополис» Константин Борисович Бацулин.
  
В ходе встречи министр обсудил со студентами и выпускниками НГПУ, участвовавшими во встрече, вопросы, актуальные для начинающих учителей, и выслушал их предложения. Среди поднятых тем – увеличение доли практики, дальнейшее образование в магистратуре и на курсах повышения квалификации, меры социальной поддержки, возможность самореализации и внедрения интересных и современных методов работы, обучение ведению документации еще в вузе и многое другое.

Полная запись трансляции доступна на youtube-канале Министерства образования Новосибирской области.

Алина Кириенко
Виктория Сасса

ДРУГИЕ НОВОСТИ
24 сентября
Институт филологии, массовой информации и психологии получит финансирование на развитие проекта «Создание онлайн-школы НГПУ» в рамках конкурса Министерства просвещения России.
23 сентября

Ведущий библиотекарь отдела книгохранения библиотеки НГПУ Александра Карепина стала лауреатом III этапа Всероссийского конкурса «Лаборатория лидерства-2021: лучший университетский библиотекарь». Впереди финал.

22 сентября
С 17 по 19 сентября на базе НГПУ прошли выборы депутатов Госдумы и представительных органов муниципальных образований Новосибирской области.
Новости 1 - 3 из 255
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец