Борис Олегович отметил, что в последние два года существенно возросло внимание к тому, как взаимодействует педагогический вуз с региональной системой образования, как влияет на нее. В НГПУ данная работа ведется по нескольким направлениям. Это научно-методическое сопровождение образовательного процесса, дополнительное профессиональное образование педагогических кадров, поддержка системы управления образовательными учреждениями, работа с предметными ассоциациями учителей Новосибирска и области. НГПУ приветствует участие в своих научных конференциях учеников и педагогов организаций общего образования. С 2012 года вуз успешно ведет проект «Межвузовская электронная библиотека» (МЭБ), в рамках которого доступ к образовательному контенту имеется не только у вузов, но и у 8 педколледжей Новосибирска и Горно-Алтайска и 4 общеобразовательных школ города. Также за последний год было издано 16 научно-методических пособий для школьных учителей, одно из которых, посвященное психолого-педагогической работе с родителями – иностранными гражданами, было подготовлено по заказу Министерства образования Новосибирской области.
– В НГПУ ведутся научные исследования по психологии, филологии, биологии, химии, культурологии, философии, истории, социологии, техническим наукам и наукам о Земле. Однако наибольшее количество тем, в том числе, разрабатываемых в рамках государственного задания от Министерства просвещения РФ, а также инициативных – рекомендованных к выполнению Министерством образования Новосибирской области, связано с педагогическими науками, – подчеркнул Борис Олегович. – Результатом интеллектуальной деятельности (РИД) в рамках выполнения шести госзаданий в 2021 году стало создание и регистрация 21 базы данных, 2 программ для ЭВМ, 2 промышленных образцов и получение 4 патентов. Еще больше РИД фиксируется по выполнению инициативных тем.
В вузе функционирует научная и инновационная инфраструктура, включающая в себя 2 НИИ, научный центр РАО, 9 научно-образовательных центров и 14 научно-исследовательских лабораторий, 8 ресурсных центров, созданные в 2021 и 2022 году Технопарк универсальных педагогических компетенций и педагогический Кванториум им. Ю.Б. Румера, ряд вспомогательных структур.
В конце доклада Борис Олегович представил примеры того, как научная деятельность НГПУ уже повлияла на региональную систему образования, а что только предстоит сделать. Так, в результате работы по организации методических объединений учителей-предметников появились ассоциации учителей географии, ОБЖ и истории, в перспективе – создание педагогических ассоциаций по другим предметам.
В обсуждении доклада приняли участие заведующая кафедрой педагогики и психологии ИИГСО НГПУ Татьяна Александровна Ромм, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ИЕСЭН НГПУ Роман Иделевич Айзман. Подводя итоги, ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв подчеркнул, что научно-исследовательская работа в педвузах получила новый стимул к развитию совсем недавно.
– Приложение научно-исследовательской работы вуза к решению образовательных задач регионов стало активно обсуждаться с момента перехода педагогических вузов в ведение Министерства просвещения РФ. Радует, что учредитель высоко оценил научно-исследовательский потенциал педвузов, а также выделил серьезные материальные ресурсы на проведение исследований: разумеется, в первую очередь поддержаны глобальные темы, актуальные для системы образования страны в целом. Второй источник финансирования университетской науки – различные фонды, которые выделяют гранты. В этом плане НГПУ тоже достаточно успешен: порядка 100 заявок в год получают поддержку.
Алексей Дмитриевич Герасёв отметил, что в ближайшее время вузу необходимо провести инвентаризацию научной инфраструктуры и успешных действующих практик, а также зафиксировать запросы региональной системы образования, чтобы в дальнейшем предложить проекты, направленные на ликвидацию актуальных проблем.
Алина Кириенко