НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ядро высшего педагогического образования: НГПУ активно участвует в создании единого образовательного пространства подготовки педагогов


11 апреля 2022
30 марта состоялось заседание Ученого совета НГПУ, на котором были представлены промежуточные результаты работы вуза в рамках федерального проекта «Ядро высшего педагогического образования», а также обсуждались итоги финансово-экономической деятельности вуза в 2021 году и бюджет университета на 2022 год.

С докладом «Ядро высшего педагогического образования: основные принципы разработки и особенности внедрения» выступил проректор по учебной работе Александр Александрович Макеев. Он отметил, что необходимость единых подходов к подготовке учителей продиктован базовым характером общего образования, его обновлением, а также обеспечением академической мобильности студентов.

На протяжении почти всего 2021 года педагогические вузы страны проектировали и разрабатывали Ядро высшего педагогического образования, основная цель которого – обеспечить единые подходы к содержанию практической, методической, психолого-педагогической и предметной подготовки педагога и условием ее реализации во всех вузах Российской Федерации. Работа велась под руководством Академии Минпросвещения России. В первую очередь были разработаны шесть модулей, которые должен освоить каждый студент, обучающийся с 2022 года по направлениям подготовки 04.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Эти модули направлены на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций будущего педагога, а именно на формирование его информационной, коммуникативной, финансовой грамотности и других необходимых современному учителю навыков. Однако основой профессиональной подготовки в Ядре высшего педагогического образования стали психолого-педагогический модуль и модуль воспитательной деятельности. Каждый из них  включает дисциплины и практики, каждый из них направлен на подготовку учителя, владеющего современными технологиями обучения и воспитания. 

Конечно, только этих шести модулей недостаточно для реализации единых подходов в подготовке педагогов, поэтому Академией Минпросвещения России были организованы 24 рабочие группы, создавшие предметные модули, благодаря которым в стране будет обеспечено единство подготовки учителей-предметников. На этом этапе НГПУ активно ключился в разработку Ядра высшего педагогического образования. Тремя рабочими группами руководили сотрудники университета. Предметно-методической модуль «Химия» был разработан под руководством директора ИЕСЭН Натальи Валерьевны Кандалинцевой, модуль «Основы безопасности жизнедеятельности» – под руководством заведующего кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ Романа Иделевича Айзмана, модуль «Технология» – под руководством директора ИФМИТО Романа Владимировича Каменева. В создании шести других модулей («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «ОДНКР») активное участие приняли преподаватели НГПУ. 

Сейчас университет находится на этапе внедрения концепции Ядра высшего педагогического образования в образовательные программы. Александр Александрович сообщил, что единообразие подходов реализуется через создание унифицированного учебного плана. В НГПУ эта работа уже завершена, сейчас в университете 32 рабочие группы проектируют содержание дисциплин и практик по уже упомянутым шести модулям, общим для всех программ. 

– Ядро высшего педагогического образования – это беспрецедентный по своему масштабу проект за последние два десятилетия. Еще никогда так не заострялось внимание на специфике педагогического образования, на его соответствии общему образованию, на анализе некоторых проблем школы, которые имеют своей причиной подготовку педагогов, – подчеркнул ректор Алексей Дмитриевич Герасёв. – Ради этого проекта на всех уровнях была проведена большая работа, при этом нужно отметить, что поручение сразу трех предметно-методических модулей нашему вузу свидетельствует о высокой оценке деятельности НГПУ. Поэтому мне хотелось бы поблагодарить всех причастных к данной работе, в особенности руководителей предметных рабочих групп, за неформальный подход и профессионализм.

В обсуждении доклада приняли участие заведующая кафедрой педагогики и психологии ИФМИТО НГПУ Елена Васильевна Андриенко, декан ФП НГПУ Ольга Олеговна Андронникова, директор ИИГСО НГПУ Олег Николаевич Катионов. Они предложили акцентировать внимание рабочих групп на воспитательной деятельности, в том числе профилактике деструктивного поведения учащихся, а также расширить блок гуманитарных дисциплин. Первый проректор Николай Александрович Ряписов высказал свои предположения касательно оптимальной реализации этапа внедрения концепции Ядра высшего педагогического образования.

Доклад «Итоги финансового года и формирование консолидированного бюджета на 2022 год» представили главный бухгалтер Галина Васильевна Молекер и начальник экономического управления Людмила Анатольевна Рыжкова. НГПУ успешно завершил 2021 финансовый год, а при составлении бюджета на 2022 год учитывается дополнительное финансирование, которого вуз добился благодаря участию в федеральных программах.

– Помимо базового финансирования, в 2022 году НГПУ получает дополнительные средства на реализацию трех крупных проектов – создание педагогического Кванториума, консультирование родителей и законных представителей детей, продолжение модернизации материально-технической базы университета в рамках президентской программы, – отметил ректор Алексей Дмитриевич Герасёв.

По-прежнему актуальным остается получение дополнительного финансирования за счет грантовой деятельности – как отдельных представителей НГПУ, так и рабочих групп. Диапазон конкурсов, в которых могут участвовать сотрудники педагогического вуза, достаточно широк – от представления научных разработок до реализации проектов по воспитательной работе и творческой самореализации студентов.

Алина Кириенко

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
25 апреля

Новосибирский государственный педагогический университет подтвердил свою высокую позицию в образовательном пространстве, войдя в топ-10 российских вузов Сибирского федерального округа  в локальном рейтинге вузов России RAEX. В этом престижном списке университет занял второе место.

24 апреля

В этом году Новосибирск вновь стал эпицентром творческой энергии, собрав студентов со всех уголков города на XXIX региональном этапе Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна». Гала-концерт прошел во Дворце культуры железнодорожников 18 апреля.

24 апреля

Доцент кафедры дизайна и художественного образования Института искусств НГПУ Елена Вениаминовна Лисецкая приняла участие во Втором китайско-российском форуме детских лагерей в Пекине, где поделилась с коллегами опытом организации профильных смен.