НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Как обучать зумеров – рассказала декан факультета психологии НГПУ


19 апреля 2021
15 апреля декан факультета психологии НГПУ Ольга Олеговна Андронникова прочла лекцию «Психологические особенности и потребности детей цифрового поколения» в рамках реализации международного просветительского онлайн-проекта «Золотая лекция».
В проекте «Золотая лекция» участвуют ведущие педагогические вузы стран СНГ, подробная информация о проекте размещена на сайте Евразийской ассоциации педагогических университетов. Лекции проводятся в онлайн-формате и посвящены наиболее актуальным вопросам современного образования.

Проблема обучения детей, рожденных в XXI веке, давно занимает психологов и педагогов. Дети, буквально с пеленок знакомые с гаджетами и интернетом, развиваются по иным правилам, имеют свои сильные и слабые стороны, и задача учителя – подобрать эффективные методики для качественного обучения и найти ключ к пониманию душевных переживаний современных детей и подростков.

– Изменения в технологиях, глобализация, информатизация, новые требования к ребенку, культурное и социальное разнообразие, изменение системы ценностей, изменение социальной ситуации развития, новые требования к специалисту, новые требования к формированию личности, семьи, общества, государства – вот факторы, которые изменяют современных детей. Они влияют буквально на все, вплоть до высших психических функций – памяти, внимания, мышления, восприятия, речи, – сообщила Ольга Олеговна.

Большое внимание профессор Андронникова уделила теории поколений Хоува и Штрауса, в основе которой лежит утверждение о цикличности. Сторонники данной теории считают, что специфические особенности людей, рожденных в определенный исторический период, можно частично спрогнозировать, а ценности каждого поколения формируются внешними факторами. Современные и будущие школьники, рожденные  с 2001 по 2022 гг., относятся к поколению Z или «зумерам», и для них очень большое значение имеет сетевая социализация. 

– Было проведено много исследований, чтобы понять, чем именно дети цифрового поколения отличаются от остальных. Итак, в когнитивной сфере они характеризуются клиповым мышлением – легче всего они воспринимают короткие и очень яркие информационные сообщения. Личность зумеров отличается прагматизмом, индивидуализмом и умеренностью. Главными ценностями они считают свободу и достижение успеха, но при этом быстро истощаются и в эмоциональной сфере склонны к депрессии и тревоге. Интересно (и пандемийный год это ярко продемонстрировал), что на самом деле далеко не все представители цифрового поколения умеют эффективно взаимодействовать в сети, и при этом большинство из них испытывает сложности с реальным общением – не может разрешить простейшие конфликты и наладить общение со сверстниками, проявляет агрессию и не способно к самостоятельному принятию решений, – рассказала Ольга Олеговна. 

Как отмечает профессор Андронникова, мотивация запугиванием и наказанием сейчас совершенно неэффективна, нужны новые способы, а именно: заинтересовать ребенка, вовлечь его в деятельность, повысить его ответственность, дать возможность для получения уважения и самоуважения.
 
В завершение лекции Ольга Олеговна перечислила профессиональные задачи, которые возникли перед специалистами психолого-педагогического сопровождения в современном мире. В числе важнейших – преодоление цифровых рисков, развитие технологий формирования идентичности и преодоление рисков стихийного формирования личности, развитие технологий психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, повышение родительской компетентности, изменение ценностного отношения к родительству.

Исследование психологических особенностей детей цифрового поколения уже долгое время является одним из важных направлений работы факультета психологии НГПУ. При этом особенное внимание коллектив факультета уделяет практической работе, регулярно организуя методические вебинары и встречи для школьных учителей и психологов, а также родителей.

Алина Кириенко


Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
16 апреля

15 апреля в Новосибирском государственном педагогическом университете состоялась заключительная встреча участников второго конкурса молодёжных проектов «Защита проекта». Этот двухнедельный марафон активных и инициативных студентов был наполнен разнообразными мероприятиями: от нетворкингов и мастер-классов до интенсивных консультаций по социальному проектированию.

16 апреля

17 апреля состоится заключительный онлайн-вебинар из цикла, посвященного комплексному психологическому сопровождению детей из семей участников СВО, его проведет старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии Ольга Евгеньевна Радзиховская.

16 апреля
11 апреля НГПУ посетили заместитель Губернатора Новосибирской области Ирина Викторовна Мануйлова и руководитель Фонда научно-технологического развития Новосибирской области Анастасия Григорьевна Ивашина. Вместе с ректором Алексеем Дмитриевичем Герасёвым и представителями Технопарка, Кванториума и ИФМИТО НГПУ они обсудили участие вуза в реализации проектно-образовательного интенсива «Остров. Новосибирск».