Почему молодым семьям бывает трудно справляться с родительской ролью? Как поддержать приёмных родителей и помочь подросткам понять ответственность будущего отцовства и материнства? Ответы на эти и многие другие вопросы представлены в новой монографии Института детства НГПУ «Социально-психологическая оценка рисков, препятствующих формированию ответственного родительства».
Книга подготовлена коллективом учёных университета в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ № 073-03-2025-062/1 «Формирование родительской компетентности и ответственного родительства у молодых семей».
Тема родительства сегодня волнует не только специалистов, но и всё общество. Социологи и психологи фиксируют тревожные факты: значительная часть подростков и молодых людей плохо ориентируется в вопросах репродуктивного здоровья и влияния их образа жизни на возможность стать родителем. У многих семей, воспитывающих детей с особенностями развития, возникает эмоциональное выгорание. Приёмные родители сталкиваются с высоким уровнем стресса.
Авторы монографии проанализировали эти и другие «точки риска» и предложили конкретные пути их преодоления.
Монография — это не только сухая теория, но и практические рекомендации. Среди тем:
По словам руководителя проекта, и.о директора Института детства НГПУ Валентины Игоревны Волоховой, книга призвана «помочь родителям и специалистам говорить на одном языке и вместе искать решения, чтобы каждая семья чувствовала поддержку общества».
— Сегодня мы должны открыто говорить о трудностях, которые испытывают семьи. Наше исследование показывает, что риски родительства — это не только личная история конкретной семьи, но и вызов для общества. Необходимо вовремя выявлять современные факторы стресса и выгорания, оперативно откликаться на запросы приёмных родителей и готовить подростков к будущему материнству и отцовству. Тогда мы сможем сформировать ответственное родительство как культурную и социальную норму. Наша монография — это не только научный труд, но и практический инструмент, который поможет родителям и специалистам говорить на одном языке.
Издание адресовано не только исследователям и педагогам, но и широкому кругу читателей:
Как отмечает команда авторов, это одно из первых исследований, где системно рассмотрены именно риски, мешающие формированию ответственного родительства. Такой подход позволяет не только фиксировать проблемы, но и видеть направления для профилактики и поддержки семей.
Экспертную часть исследования обеспечили ведущие специалисты:
· д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой практической и специальной психологии НГПУ Юлия Михайловна Перевозкина;
· канд. психол. наук, руководитель психологического центра «Ирис» Ирина Николаевна Кормачёва.
Монография уже получила положительные отзывы в профессиональном сообществе и станет основой для новых образовательных программ и курсов родительского просвещения в регионе.
Александр Терентьев
10 ноября в Новосибирском государственном педагогическом университете стартовал второй поток обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
10 ноября в рамках форума «Педагогическая Сибирь–2025» на площадке Института мониторинга и развития образования (НИМРО) состоялся семинар «Региональные аспекты управления качеством образования».
10 ноября в Новосибирском государственном педагогическом университете прошла торжественная линейка, посвящённая поднятию Государственного флага Российской Федерации. Мероприятие состоялось в рамках Всероссийской акции, реализуемой по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации.